Участники: Тимо Глок (Marussia F1), Нико Хюлкенберг (Force India), Бруно Сенна (Williams), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Серхио Перес (Sauber), Кими Райкконен (Lotus).
Вопрос: Тимо, в 2009-м вы финишировали вторым в Сингапуре, поэтому называете эту трассу любимой?
Тимо Глок: Нет, скорее из-за уик-энда в целом. Мы впервые приехали сюда в 2008 году, а подиум в 2009-м стал отличным достижением. Приятно вновь оказаться в Сингапуре, мне действительно здесь нравится!
Вопрос: Что скажете о самой трассе?
Тимо Глок: На европейских трассах зоны вылета достаточно широкие, а здесь почти, как в Монако. Небольшая ошибка, и ты влетаешь в стену - в этом и заключается вызов.
Вопрос: Вы прилетели только сегодня утром? Вас беспокоит необходимость быстрой акклиматизации?
Тимо Глок: Нет. Я каждый год приезжаю сюда в одно время, поскольку мы, по сути, остаемся в европейском графике. Утром я прибыл в отель, поспал до половины второго и снова вернулся в ритм, никаких проблем. И я не единственный, кто приехал так поздно.
Вопрос: Нико, отличная скорость в Монце, но здесь дела могут пойти иначе, ведь трассы совершенно разные. Что скажете?
Нико Хюлкенберг: Честно говоря, настроение оптимистичное. По-моему, подобные трассы с множеством медленных поворотов вполне подходят нашей машине. Здесь практически нет скоростных участков, что делает конфигурацию более выгодной для нас, чем Спа или Монца. Мы рассчитываем оказаться в районе первой десятки, а то и выше.
Вопрос: Но это одна из самых сложных гонок, не так ли?
Нико Хюлкенберг: Согласен, но ситуация одинаковая для всех. Гонка длится без малого два часа, здесь очень жарко, влажность предельно высокая. Конфигурация трассы крайне требовательна к физической подготовке, на асфальте множество кочек, а поребрики весьма коварны – если атаковать их неправильно, они запросто отправят вас в стену. Этап по-настоящему непростой, но мы к нему готовы.
Вопрос: Вокруг вашего будущего ходит множество разговоров. Контракт с Force India уже продлён?
Нико Хюлкенберг: Шансы, что я останусь в команде ещё на сезон, весьма велики, но пока, как вы знаете, никаких заявлений по этому поводу не было.
Вопрос: Бруно, вы тоже считаете, что трасса подходит вашей машине?
Бруно Сенна: Определенно. Наша машина весьма эффективна на трассах, где нужна высокая прижимная сила, как здесь. После двух непростых гонок, в которых стратегия зачастую не лучшим образом сказывалась на наших результатах, мы надеемся вернуться в форму и заработать немало очков.
Вопрос: Если сравнивать ваши результаты в квалификации с напарником, вы серьёзно ему проигрываете. В чём проблема?
Бруно Сенна: Да, ситуация непростая. Похоже, стиль пилотирования Пастора в большей степени подходит этим шинам. В прошлом году я лучше справлялся с квалификацией, в нынешнем сезоне характеристики резины изменились, и пока дело складывается не в мою пользу. В прошлый уик-энд я уступил Пастору совсем немного, но всегда есть, в чём прибавить. Мой гоночный темп достаточно неплох, я выступаю стабильно, и если смогу прибавить в квалификации, то непременно заработаю хорошие очки для себя и команды.
Вопрос: Да, в личном зачете вы немного уступаете напарнику, хотя у него в активе есть победа. Вам по силам выиграть гонку?
Бруно Сенна: Уверен, по силам. У нас уже бывали случаи, когда кто-то неожиданно оказывался впереди и выигрывал гонку. Если угадать с настройками, я вполне могу претендовать на высокий результат.
Вопрос: Кими, в нынешнем сезоне вас неоднократно считали фаворитом той или иной гонки. Каковы шансы здесь? Можно ли сравнить трассу в Сингапуре с Валенсией? Кстати, здесь вам принадлежит рекорд круга…
Кими Райкконен: Посмотрим, гонка вряд ли будет легкой. Нужно понять, насколько хороша наша форма по сравнению с предыдущими этапами, но Сингапур совсем не похож на Валенсию, так что поживем – увидим.
Вопрос: Какие конфигурации трасс вам нравятся больше? Сингапур подходит вашей машине?
Кими Райкконен: Не знаю, я ещё не выступал здесь с Lotus. В прошлом году уик-энд выдался для них весьма непростым, но сейчас ситуация другая. Завтра информации будет больше. Как правило, на подобных конфигурациях мы вполне конкурентоспособны – надеюсь, так и будет. Предыдущие две гонки прошли не без сложностей, но то были иные трассы – посмотрим, что получится.
Вопрос: Вы вплотную подобрались ко второй строчке в личном зачете. Вам по силам выиграть титул, не одержав побед в гонках?
Кими Райкконен: Не знаю. Мы стараемся заработать как можно больше очков в каждой гонке и надеемся еще прибавить, а если это приведет к титулу – здорово. В любом случае, тот, у кого окажется больше очков по итогам сезона, достоин чемпионского звания. Получится у нас – отлично, а будут ли при этом одержаны победы или нет – не важно.
Вопрос: Планируете провести в Формуле 1 ещё один сезон?
Кими Райкконен: Сложно сказать. Есть много интересных вещей помимо Формулы 1. Сейчас у меня есть варианты, а там посмотрим.
Вопрос: Себастьян, в прошлом году в Сингапуре вы финишировали первым, но вам не кажется, что шансы на титул постепенно тают?
Себастьян Феттель: После этапа в Бельгии всё выглядело немного лучше, чем после Монцы – ситуация быстро меняется, но я не вижу причин, по которым она не изменится снова.
Вопрос: Поведение машины нестабильно от трассы к трассе?
Себастьян Феттель: Я бы так не сказал. Если судить по прошедшим гонкам, фактор стабильности выходит на первое место, а скорость нашей машины всегда позволяла рассчитывать на места в ведущей пятерке. Стабильность – то, что необходимо гонщику от начала и до конца сезона. Да, чем больше очков удаётся заработать, тем лучше, но пока наш темп не позволяет выигрывать каждый Гран При. Тем не менее, машина достаточно быстра, и я не думаю, что в ближайших двух гонках мы вдруг потеряем в скорости.
Вопрос: Если говорить об отказах техники, они вас по-прежнему беспокоят?
Себастьян Феттель: Подобные инциденты всегда неприятны. Финиш в гонке и заработанные очки очень важны в борьбе за титул, но в 2012-м меня уже дважды подводил генератор. Мы активно работаем над этой проблемой, но решение найти не так просто, поскольку сразу после отказа никто не знает, что именно произошло – иначе мы устранили бы проблемы ещё после первой поломки, и она бы не повторилась спустя пару месяцев. Впрочем, у нас есть пара идей, и в будущем инцидентов быть не должно.
Вопрос: Серхио, второе место в Монце, блестящий результат в Спа, но эти две трассы совсем не похожи на Сингапур. Как оцениваете свои перспективы?
Серхио Перес: Я настроен очень позитивно. Как вы заметили, Сингапур не похож на Спа или Монцу, но и здесь мы должны выступить весьма неплохо. Сложно сказать, каких именно результатов можно ожидать, но мы рассчитываем в очередной раз побороться за подиум.
Вопрос: Насколько важен верный выбор шин на каждый отрезок гонки? В прошлом году ваш напарник проехал большую дистанцию на одном комплекте...
Серхио Перес: Работа с шинами и стратегией всегда важна, и предстоящий этап – не исключение. Здесь резина изнашивается довольно сильно – особенно задние шины из-за серьезного перегрева, так что контроль за их состоянием будет иметь решающее значение, как и вся стратегия в целом.
Вопрос: И правильный подход может обеспечить хороший результат?
Серхио Перес: Надеюсь. Хочется верить, нам удастся справиться с износом. Впрочем, никаких гарантий нет – посмотрим, как завтра поведёт себя машина на длинной серии кругов.
Вопрос: Мы на протяжении уже нескольких месяцев слышим разные новости о вашем будущем. К вам обращались ведущие команды, и если да, то какие?
Серхио Перес: В моей нынешней ситуации, когда мне удаются хорошие результаты, и я сражаюсь за большое количество очков, слухи неизбежны, но уже в следующей гонке внимание может переключиться на того, кто выступил ещё лучше. Меня это ничуть не беспокоит: я знаю, что в оставшихся семи гонках наша машина будет быстра, и надеюсь сработать по максимуму.
Вопрос: К вам поступали предложения от других команд?
Серхио Перес: Нет.
Вопрос: И от лидеров тоже?
Серхио Перес: Тоже нет.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, в прошлом году вы выиграли одиннадцать гонок. Полагаете, реально выиграть титул, не одержав ни одной победы в Гран При?
Себастьян Феттель: Не знаю, это зависит от множества факторов. Проще добиться титула, выиграв множество гонок, но и без побед нет ничего невозможного. Впрочем, не знаю, были ли подобные случаи в прошлом… Кажется, Кеке Росберг стал чемпионом, всего лишь раз финишировав первым. Кроме того, многое зависит от действий соперников – этот фактор даже более важен, если вы планируете стать чемпионом без единой победы.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Серхио, Лука ди Монтедземоло сказал, что вы недостаточно опытны для перехода в Ferrari. Что вы об этом думаете? И второй вопрос – в последнее время вас упорно сватают в McLaren на случай, если оттуда уйдет Льюис Хэмилтон. Ваше мнение?
Серхио Перес: Что касается слов Луки ди Монтедземоло, я уважаю его мнение и должен понимать свой реальный статус. Похоже, он считает, что для того, чтобы стать гонщиком Ferrari, нужно больше… Впрочем, сложно судить, ведь я всего второй год в Формуле 1. Я готов к работе, в том числе в топ-команде, готов сражаться за титул и в этом плане вполне мог бы подойти Ferrari, но я принимаю позицию Монтедземоло.
Если говорить о слухах, касающихся McLaren, их, по сути, уже нет. Раньше говорили о Ferrari, теперь о McLaren – стоит показать хороший результат, меня сразу куда-то переводят. Главное – продолжать работать в полную силу и выжать из машины максимум в оставшихся гонках.
Вопрос: (Убейд Паркар – F1 Pulse) Бруно, чего вы должны добиться в оставшихся гонках, чтобы гарантировать себе место в Williams в следующем году?
Бруно Сенна: Главное – стабильно зарабатывать очки, конкретной цели нет. С самого начала сезона моей основной задачей было хорошо проводить квалификацию и гонку. Глядя на расписание оставшихся этапов, я понимаю, что в прошлом году на некоторых из них выступил очень здорово, и с имеющимся опытом могу ещё прибавить. Конечно, я надеюсь на подиум или победу, но такой результат не всегда возможен. Если получится, это будет фантастическим достижением!
Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Вчера подвозивший меня таксист сказал, что в воскресенье он ожидает дождь. Предположим, в гонке нет машины безопасности, и дождь льет в полную силу – каково будет мчаться при искусственном освещении в брызгах воды? Полагаю, вам не доводилось бывать в подобной ситуации…
Бруно Сенна: Если впереди вас едет другая машина, то с отблесками света от летящих брызг будет крайне сложно уследить за траекторией, но нам не доводилось гоняться в подобных условиях, так что придется адаптироваться здесь и сейчас. Мы уже выступали в Сингапуре на подсыхающей трассе, однако с брызгами обстановка будет намного сложнее – посмотрим, сможем ли мы вообще проводить гонку. Все-таки надеюсь, что картина будет не слишком отличаться от дождя на любом другом автодроме.
Себастьян Феттель: Да, нам не приходилось выступать в Сингапуре в дождь, и сложно сказать, как все будет выглядеть при искусственном освещении. Пожалуй, никто еще не гонялся на машине Формулы 1 в дождь при свете фонарей! Уверен, будет очень скользко, поскольку уровень сцепления на трассе и без того низкий. Помнится, в прошлом году в начале свободных заездов асфальт был немного мокрым, и уже тогда машина сильно скользила…
Вопрос: (Том Кэри – Daily Telegraph) Серхио, принимая во внимание недавние слухи о вас и McLaren, может ли ваша связь с Ferrari каким-либо образом помешать переходу в британскую команду?
Серхио Перес: Вряд ли. Я связан с Ferrari через молодёжную академию, но я лишь её слушатель, а не член команды, так что влияния нет. Как я уже говорил, до конца сезона еще далеко, и сейчас я полностью сосредоточен на предстоящих гонках.
Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Кими, вы сказали, что на случай вашего ухода из Формулы 1 есть множество интересных вещей, которыми можно заняться. Если убрать из этого списка гонки на грузовиках и раллийные соревнования, чему еще вы могли бы посвятить свое время?
Кими Райкконен: Я всегда говорил, что не являюсь преданным адептом Формулы 1, и если захочу заниматься чем-то другим, то этим и займусь. Сейчас мне нравится выступать в чемпионате, я в хорошей команде со специалистами, с которыми приятно работать. Посмотрим, как все сложится – есть много других гоночных дисциплин и простых жизненных радостей вне Формулы 1. Поживем – увидим.
Перевод: Валерий Карташев