Франция'97: Ярно Трулли

Михаэль Шумахер лидирует на старте Гран При Франции 1997 года
Гонка #605: 29 июня 1997 года. Гран При Франции. Маньи-Кур
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari) - 1.14,548 (203,237 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari) - 1.17,910 (196,380 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) - 1:38.50,492 (185,639 км/ч)

Уик-энд в Маньи-Куре проходил в переменчивую погоду, что не могло не отразиться на ходе гонки. В воскресенье днем на небе светило яркое солнце, однако прогноз не исключал осадков. Одни команды выбрали "сухие" настройки, другие предпочли рискнуть и сделали ставку на дождевые. Зрители, как водится, замерли в нетерпении.

Дистанция гонки составляла 72 круга, и можно смело сказать, что первые пятьдесят из них оказались похожи один на другой. Гонщики атаковали поребрики в поворотах, посещали боксы, улучшали среднюю скорость – но порядок в первой шестёрке оставался точно таким же, как и в третьем повороте первого круга.

Пилоты Ferrari Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн занимали нечетные позиции в квартете сильнейших, а Хайнц-Харальд Френтцен и Жак Вильнёв из Williams – четные. Причем ни о какой борьбе и речи не было, отрывы приближались к 20 секундам.

Такую картину не изменил даже заморосивший на середине дистанции дождь. Он шел, но команды словно не замечали его, всякий раз устанавливая своим гонщикам очередной комплект сликов во время пит-стопа. Казалось, всё просто и предельно понятно. Правда, дождь с течением времени становился всё сильнее.

Небеса окончательно прорвало за десяток с небольшим кругов до финиша. Не ливнем, конечно, но вполне солидным дождём. И вот тут, как говорится, вечер перестал быть томным. Часть пелотона просто смыло с трассы, а оставшиеся участники Гран При бросились в боксы за промежуточной резиной. Все, кроме двух лидеров – Шумахер и Френтцен остались на трассе.

Как рассказал после Михаэль, настройки Ferrari были промежуточными, и хотя в самом начале дождя Шумахер и выскочил на гравий, ему удалось вернуться и продолжить движение. А команда внимательно следила за Френтценом, чтобы в точности повторять действия соперника и не уступить ему.

Победный финиш Михаэля Шумахера на Гран При Франции 1997 года

Как оказалось, дождевой шквал был коротким, потому два немца поступили верно, оставшись на сликах - они раньше остальных добрались до финиша, а позади разворачивалась поистине эпическая битва. Не меньше полудюжины спортсменов оспаривали третье и последующие места, постоянно сталкиваясь и вылетая.

Активнее всех был Вильнев: канадцу позарез нужны были очки в споре за титул, потому на финальных кругах он буквально растолкал Жана Алези, Дэвида Култхарда и Ральфа Шумахера, а затем настиг и Эдди Ирвайна. До финиша оставался всего один поворот, но Жак без раздумий бросился в атаку – и, потеряв управление, закрутился на трассе!

Эдди хладнокровно финишировал в итоге третьим, ну а Вильневу все же удалось вернуться на трассу и проскочить под клетчатый флаг на мгновение раньше Алези.

Интересно...
Почти выиграв гонку, Михаэль Шумахер пропустил вперёд отстававшего прежде на круг Ральфа, своего младшего брата. "Какая глупость", – сказал по этому поводу Марри Уокер. Однако Ральф, который до того был седьмым, только из-за прозорливости Михаэля смог отыграть позицию из-за очередной аварии соперников в финальных поворотах.

Ярно Трулли

Ярно Трулли

На предыдущем этапе в Канаде угодил в серьезную аварию и сломал ноги Оливье Панис. На смену ему из Minardi пригласили молодого Ярно Трулли. В первой же квалификации за рулем сильной машины он показал отличное шестое время, однако днем позже закончил гонку только десятым. Тогда никто и предположить не мог, что для звезды картинга это выступление станет началом долгой карьеры...

Ярно на роду было написано стать пилотом – его даже назвали в честь финского мотоциклиста Ярно Сааринена, разбившегося в Монце на глазах родителей Трулли за несколько месяцев до рождения малыша. Уже в девять лет мальчишка выступал в профессиональном картинге, где за следующее десятилетие завоевал все возможные титулы, последовательно став чемпионом Италии, Европы и мира.

Путь Трулли в Формулу 1 получился невероятно коротким – разве что Кими Райкконен может похвастаться чем-то похожим. Нынешней молодежи, вынужденной по три-четыре года сидеть в GP2, можно лишь кусать локти: ещё в середине 1995-го Ярно гонялся в картинге, а уже ранней весной 1997-го вышел на старт своего первого Гран При. В промежутке он выиграл германский чемпионат Ф3, финишировал третьим в Макао – и заключил менеджерский контракт с Флавио Бриаторе.

Тот и нашел земляку место в Minardi. С первых гонок стало ясно, что у этого парня всё получится. Именно его скорость подтолкнула Юкио Катаяму к завершению карьеры, а уж получив в свое распоряжение вполне толковую машину Prost, Ярно поехал действительно быстро. В Хоккенхайме будущий чемпион мира Жак Вильнёв, пытаясь настичь итальянца, вылетел с трассы, а сам Трулли финишировал четвертым. А в Австрии дебютант чемпионата больше половины гонки лидировал с уверенным отрывом, но не сдюжил мотор...

Сомнений не оставалось, Формула 1 получила новую звезду первой величины. И теперь было важно не допустить ошибку со следующим шагом, чтобы уверенно двигаться вверх, а не растрачивать талант попусту. Ярно пропускал три финальных Гран При – поправился Панис – и посвятил это время размышлениям о будущем. В итоге они с Бриаторе решили продолжать сотрудничество с Аленом Простом, ведь в 1997-м команда Профессора закончила сезон шестой.

Ярно Трулли на Гран При Италии 1997 года
Это была первая ошибка. Результат был показан на машине, созданной ещё Ligier, а собственная техника Prost в два последующих года оказалась не в пример хуже. Да и отказ от моторов Mugen-Honda в пользу "национальных" Peugeot не помог. В итоге – лишь два шестых места за два года и испорченные отношения с Профессором. Когда в невероятной дождевой гонке 1999 года на Нюрбургринге Трулли всё же финишировал вторым, Ален назвал это "случайной удачей".

Третьей командой Ярно стала Jordan. И вновь – переход обещал большие перспективы, но на деле всё оказалось не столь здорово. Если в 1999-м Хайнц-Харальд Френтцен за рулем желтой машины сражался за титул, то в 2000-м даже подиум ни разу не покорился итальянскому новобранцу Эдди Джордана. Высшей точкой двухлетних выступлений Трулли за ирландца стало, вероятно, второе место на старте Гран При Монако в первом сезоне, да один круг лидерства в Малайзии во втором. Очков же за это время набралось всего 18.

После двух осечек Флавио Бриаторе не хотел рисковать – и "оформил" подопечного в свою команду Renault. Первый год машина ехала ещё очень скверно, Трулли в целом смотрелся несколько хуже Дженсона Баттона, а главное, стала всё более вырисовываться интересная особенность - в квалификациях гонщик всякий раз выглядел лучше, чем в гонках. Впрочем, здесь уместно процитировать и Майка Гаскойна: "Если вы хотите узнать, на что на самом деле способна ваша машина, посадите в субботу за руль Ярно Трулли".

Ярно на пути к победе в Гран При Монако 2004 года

В 2003-м в команду пришел вундеркинд Фернандо Алонсо – и наголову разгромил опытного напарника. Следующей зимой итальянец сделал важные выводы и, имея за плечами семь сезонов, невероятным образом сумел отыскать где-то дополнительные резервы и резко прибавить.

В сезон 2004 года команда Renault уже вступала в ранге одного из фаворитов. В десяти первых гонках Ярно всего раз не добрался до финиша. Он стал третьим в Испании (завоевав всего третий подиум в карьере), а главное – победил с поула в Монако, став единственным, кто с марта по август того года поднимался на вершину подиума помимо Михаэля Шумахера!

Вот оно, долгожданное счастье? Но нет, беда пришла, откуда не ждали. Бриаторе, долгие годы помогавший Трулли, вдруг стал для него главной преградой на пути к успеху. Флавио оказался в лагере соперника – Фернандо Алонсо. Несмотря на молодость, тот уже крайне негативно относился к быстрым напарникам, стремясь выстроить команду вокруг себя.

Трулли и Алонсо. Напарники и соперники

Формальным поводом для размолвки стали события последнего круга Гран При Франции, когда всего за два поворота до финиша в безобидной ситуации итальянец пропустил на третье место Рубенса Баррикелло. Закончилось всё тем, что Ярно (который в тот момент опережал напарника по очкам) уведомили, что контракт продлён не будет, обвинили в потере мотивации и выставили за дверь ещё до конца чемпионата.

Потому в 2005-м, когда Алонсо мчался к титулу, Трулли размышлял о превратностях судьбы, облачившись в красно-белый комбинезон Toyota. Говоря по правде, это был его самый успешный выбор команды за всю его карьеру. Две первые гонки итальянец начинал вторым, в пяти первых трижды побывал на подиуме, а в Индианаполисе принес японцам первый в их истории поул (даром что на старт выйти не получилось из-за шинного скандала).

Но потом команду покинул Гаскойн, и результаты поползли вниз. Два года неплохих квалификаций и не самых успешных гонок сделали Трулли самым опытным гонщиком в пелотоне, но было уже ясно, что карьера верно движется к закату.

Сезоны 2008 и 2009 года стали для итальянца своего рода ренессансом. В Toyota наконец-то отладили рабочие процессы, избавившись от ненужной бюрократии, и дела пошли в гору. В первом из этих сезонов Ярно десять раз зарабатывал очки и поднялся на подиум во Франции, а второй начал с яркого Гран При Австралии, где стартовал из боксов и финишировал третьим!

В Toyota Ярно готовы были носить на руках

Потом были поул и третье место в Бахрейне – и грянувший экономический кризис, вынудивший японскую команду сначала срезать расходы на модернизацию машины, а после и вовсе свернуть дорогостоящую программу в Формуле 1. Ярно уже исполнилось 35 лет, а в паддоке было полным-полно жадных до выступлений молодых пилотов с большими логотипами на всех заметных местах.

Он вел переговоры с Sauber, но в итоге оказался в команде, которую (во избежание путаницы) мы назовем Caterham. Итоги её выступлений всем хорошо известны: пригласив двух победителей Гран При, англо-малайцы два сезона мариновали их в конце второго десятка. Именно тогда в глазах Ярно окончательно погасли те задорные искорки, которые были так хорошо заметны всем в далёком 1997-м.

Когда летом 2011-го Трулли попросили пропустить одну гонку, чтобы дать выступить Каруну Чандхоку, он не стал отказываться. А в начале февраля 2012-го, поняв, что новый Caterham едет столь же уныло, как и два предыдущих, спокойно освободил кокпит Виталию Петрову и удалился в собственные виноградники.

Но все же – не исключено – через пару лет мы вновь увидим итальянца в деле. Его опыт и талант наверняка будут востребованы в кузовных соревнованиях или гонках на выносливость. История знает немало примеров, когда такая "вторая карьера" оказывалась куда удачнее первой...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё