Гонка #352: 2 августа 1981 года. Гран При Германии. Хоккенхайм |
|
Поул | Ален Прост (Renault RE30) - 1.47,50 (227,35 км/ч) |
Лучший круг | Алан Джонс (Williams FW07D) - 1.52,42 (217,40 км/ч) |
Победитель | Нельсон Пике (Brabham BT49C) - 1:25.55,60 (213,32 км/ч) |
В 1981 году в Формуле 1 всё активнее вступала в свои права турбоэра. Британские команды, по-прежнему использующие на своих машинах моторы Cosworth DFV (разработанные в 1966-м!), вынуждены были идти на любые меры, лишь бы угнаться за "наддувными" конкурентами. Пока это еще удавалось, благодаря эластичным "юбкам" по периметру днища и другим ухищрениям, но было ясно, что в перспективе у "атмосферников" шансов нет.
На длинных прямых Хоккенхаймринга, словно созданных для громоздких и угловатых машин начала 80-х, тенденция проявилась особенно явно: завоевавший первый в карьере поул Ален Прост опередил чемпионов мира из Williams почти на секунду. В воскресенье ярко-желтая Renault француза первой сорвалась со старта, а вот следом возникла своеобычная толчея.
В итоге стартовавший вторым напарник Проста Рене Арну отправился в боксы за новыми шинами взамен проколотых, а Brabham Нельсона Пике лишился доброй половины переднего антикрыла. Главным же соперником лидера оказался Алан Джонс. Проведя пару обгонов на первых кругах, он повис на хвосте у Проста. На прямых мощный мотор позволял Renault ехать чуть быстрее, но австралиец держался в слип-стриме и отчаянно пытался атаковать в поворотах. Силы были равны, и статус-кво сохранялся.
Гонщики так увлеклись борьбой, что их смог даже догнать Нельсон Пике, но после жесткой атаки бордюра его Brabham лишился части "юбки" и вновь стал отставать. На середине дистанции удивительная дуэль, которая держала всех в напряжении, получила развитие: над Хоккенхаймом пролился небольшой дождик, что и склонило чашу весов в пользу Джонса.
Действующий чемпион мира смог-таки провести обгон, когда выяснилось, что отставший было Пике смог перестроить стиль управления машиной и вновь настигает соперников. Нельсону удалось в свою очередь опередить Проста, а затем и настичь лидирующего Джонса. Но в тот момент, когда трибуны предвкушали очередной интереснейший поединок, на Williams Алана начались перебои с подачей топлива...
Так что победителем Гран При Германии довольно неожиданно стал будущий обладатель титула Нельсон Пике, на машине которого стоял верный DFV. Ален Прост финишировал вторым, а третье место после отказа мотора на Williams Карлоса Рейтемана досталось представителю Ligier Жаку Лаффиту.
Интересно... |
|
В споре за лидерство Ален Прост уступил Алану Джонсу не на ровном месте. Австралиец вышел вперед, когда оба гонщика опережали кругового. К сожалению для Проста, тот избрал на стадионной секции не самую удачную траекторию, что и стоило французу проигранной позиции. Все бы ничего, но этим круговым был... напарник Алена по Renault Рене Арну! |
Tyrrell 011
В Германии команда Tyrrell представила свое новое шасси модели 011. Единственную машину доверили Эдди Чиверу, и тот, стартовав лишь 18-м, смог довести новинку до клетчатого флага и – более того – сразу же заработать два очка за пятое место.
Три десятилетия назад команды Формулы 1 не стремились непременно вступить в сезон с новой машиной. Удачные конструкции зачастую эксплуатировались с незначительными доработками по три-четыре года. К тому же, это в 1970-м Дерек Гарднер с нуля построил Tyrrell 001 за 22 500 фунтов, а к началу 80-х суммы возросли минимум на порядок, что заметно осложняло жизнь небогатых команд.
Морис Филипп, главный создатель "ноль одиннадцатой", должен был в рамках весьма скромного бюджета создать машину, удачно реализующую все последние тенденции. Никаких революционных новаций не требовалось: недавние чемпионы и так с трудом сводили концы с концами в начале нового десятилетия, потому любая неудача могла отпугнуть последних спонсоров.
В итоге свет увидела "среднестатистическая" машина из сотовых алюминиевых панелей, оснащенная "вечным" мотором Cosworth DFV и стандартной для частников пятиступенчатой несинхронизированной коробкой Hewland. Подвеска на треугольных рычагах, угловатые понтоны, небольшие антикрылья и развитая геометрия днища – все это в точности отвечало поставленной задаче.
В ситуации, когда на выдающуюся скорость рассчитывать не приходилось, многое зависело от надежности. В ту пору, когда до финиша доезжали пять-семь машин, поломки были обычным делом, и здесь показатели Tyrrell 011 выглядели явно лучше, чем в среднем по пелотону. Первую машину подготовили к десятому этапу сезона 1981 года, и американец Эдди Чивер сразу же финишировал пятым. На следующем этапе, правда, он не прошел квалификацию.
Затем новинку получил и Микеле Альборето, но заработать очков до конца сезона больше не удалось. Зимой машину доработали, отказавшись от переднего крыла, изменив форму носового обтекателя и сделав в верхней части понтонов большие отверстия для выхода воздуха.
Планомерная работа сказалась на результатах: в трех первых Гран При обе машины неизменно добирались до финиша, причем Альборето дважды финишировал четвертым. А в Имоле – где на бортах появились-таки большие спонсорские наклейки – Микеле и вовсе поднялся на нижнюю ступень подиума. Правда, тот этап бойкотировала большая часть команд.
Потом были еще несколько финишей в шестерке – и завершавшая сезон гонка на парковке у казино в Лас-Вегасе. "Турбомонстры" там не могли реализовать мощь своих моторов, а молодой итальянец, стартовав третьим, одержал победу. Для Кена Тиррела она стала первой за четыре с лишним года.
Разработка новой модели 012 всё ещё была далека от завершения, потому и в 1983-й команда вступила с прежней техникой. На этот раз, в соответствии с изменениями в правилах, "внутренняя аэродинамика" оказалась под запретом, потому понтоны уменьшились в размерах как минимум вдвое. Зато вновь появилось переднее крыло, а заднее стало куда крупнее. Машины окрасились в зелёные цвета компании Benetton, но их конкурентоспособность была уже не столь высока.
И все же, Альборето удалось сотворить еще одно маленькое чудо. Теперь гонщик финишировал первым на улицах Детройта. И это при том, что под капотом его машины по-прежнему стоял Cosworth DFV, разработанный – возможно ли в это поверить – полтора десятилетия назад. Но то была лебединая песня Tyrrell 011. Во второй половине сезона пилоты наконец-то получили новую технику – но ни модель 012, ни все последующие так и не позволили команде Кена Тиррела завоевать еще хоть одну победу.
Всего в 1981-82 годах было выпущего шесть шасси 011, пилоты выступали на них в 35 Гран При по ходу трех сезонов, завоевав две победы, дважды показав лучшее время круга и трижды побывав на подиуме. В 1982 году команда заняла шестое место в Кубке конструкторов, тогда же Микеле Альборето стал восьмым в чемпионате пилотов.