Гонка #312: 1 октября 1978 года. Гран При США. Уоткинс-Глен | |
Поул | Марио Андретти (Lotus 79) - 1.38,114 (199,421 км/ч) |
Лучший круг |
Жан-Пьер Жарье (Lotus 79) - 1.39,557 (196,53 км/ч) |
Победитель | Карлос Рейтеман (Ferrari 312T3) - 1:40.48,800 (190,846 км/ч) |
Уик-энд на трассе Уоткинс-Глен собрал неслыханную зрительскую аудиторию: посмотреть за событиями в пригороде Нью-Йорка собралось 300 тысяч человек! Объяснить такую цифру, о которой в наши дни организаторам этапов остается только мечтать, можно двумя факторами. Во-первых, терпение и труд все перетрут: многолетние усилия промоутера Камерона Аргетсингера наконец-то выработали у американцев привычку приезжать в первые выходные октября на этап Формулы 1. Ну а главное – местный пилот впервые за долгое время стал чемпионом мира.
Марио Андретти за две гонки до финиша оказался недосягаем для преследователей (увы, его главный соперник и товарищ по команде Ронни Петерсон разбился двумя неделями ранее в Монце). Популярность Андретти была просто невероятной. Шутка ли – ещё до старта Марио и его супругу Ди-Энн уговорили сфотографироваться на вершине подиума с победным кубком!
В квалификации пилот не подкачал, уверенно завоевав поул и заявив, что добиться от машины большего, пожалуй, просто невозможно. Но под конец воскресной утренней разминки Lotus американца, потеряв колесо, врезался в забор. Стартовать ему пришлось на машине напарника, Жана-Пьера Жарье.
Марио удержался впереди, но с первых же кругов проявились проблемы с тормозами – в том сезоне они были главной причиной для головной боли у инженеров Колина Чепмена. В итоге лидер после короткого сопротивления пропустил вперед пару пилотов Ferrari: Карлоса Рейтемана и Жиля Вильнёва.
И если представитель жаркой Аргентины в итоге домчался до победы, то пилот из Канады, у которого, надо думать, в тот день тоже было немало поклонников на трибунах, довольно быстро сошел из-за разрушения шатуна в двигателе.
Чудеса тем временем творил второй пилот Lotus, Жан-Пьер Жарье. Французу собрали к старту запасное шасси, он отправился на дистанцию восьмым, но очень быстро откатился в третий десяток из-за поврежденной при жестком торможении шины и внепланового пит-стопа. После этого Жарье взял просто ураганный темп. В итоговом списке лучших кругов его результат превосходил время любого из соперников на полторы секунды!
Жарье поднимался всё выше, за семь кругов до финиша вышел на третье место – но вскоре остановился на трассе с пустым баком. В процессе безумной погони Жан-Пьер до капли сжег весь бензин, что был на борту...
В итоге компанию Карлосу Рейтеману на подиуме составили гонщик Williams Алан Джонс, принесший команде из Дидкота первый подиум в её "новой" истории. Третье же место досталось Джоди Шектеру – южноафриканец смог-таки под финиш переиграть турбо-Renault Жана-Пьера Жабуя, у которого забарахлили тормоза. Впрочем, и четвертое место стало для французской команды знаковым результатом: то были первые в истории очки, заработанные "желтым чайником".
Интересно... | |
На американском Гран При на первый круг вслед за пилотами впервые в истории отправилась медицинская машина. Это был обычный легковой универсал, за рулем которого сидел профессор Сид Уоткинс. Подробности этой истории можно прочитать в посвящении знаменитому медику, недавно ушедшему из жизни. |
Михаэль Блекемолен
На американском этапе 1978 года в первый и единственный раз в карьере смог пройти квалификацию голландский пилот Михаэль Блекемолен. Его карьера, в чем-то похожая на жизненный путь Рикки фон Опеля, наглядно иллюстрирует, что поспешать – даже в автоспорте – всё же следует не торопясь.
В молодости Михаэль был подающим надежды и весьма толковым гонщиком. В соревнованиях уровня национальной Формулы Ford или Формулы Super-Vee он не раз добивался побед, завоевал не один титул и частенько заслуживал хороших отзывов от специалистов. Казалось бы – чему тут печалиться?
Вдобавок, у Блекемолена была надёжная спонсорская поддержка в лице местных производителей продовольственных товаров. Однако из множества дорог, которые были ему открыты для продолжения карьеры, голландец выбрал не ту, которую следовало бы: он захотел сразу же попаcть в Формулу 1.
Сказано – сделано. И вот уже молодой гонщик примеривается к кокпиту второй свежести March на домашнем Гран При 1977 года. На тот этап приехали 34 участника, тогда как на старт попадали лишь 26 лучших. Надо ли говорить, что Михаэля в их числе не оказалось. Более того, в квалификации он оказался самым последним, проиграв восемь с лишним секунд лучшему результату и без малого четыре – предпоследнему.
Программа на следующий, 1978 год включала выступления в Формуле 3 – и новую попытку покорить Формулу 1. В "младшей" категории, где Блекемолену было самое место, результаты выглядели неплохо: победа, три поула, четыре подиума и пятое место в европейском чемпионате. А вот про "старший" класс сказать этого нельзя было при всем желании.
На этот раз спонсорские деньги открыли голландцу путь в команду ATS авторитарного Гюнтера Шмида. Рекордсмен по частоте увольнений пилотов и конструкторов дал Михаэлю возможность провести четыре финальных этапа. На подправленном шасси Penske образца 1976 года Блекемолен не пробился на старт в Зандфорте, Монце и Монреале, хотя, надо признать, теперь демонстрировал уже более приличную скорость.
А на трассе Уоткинс-Глен, показав 25-й результат, пилот наконец-то реализовал свою мечту. Более того, на первом же круге гонки он обогнал семерых соперников – правда, на протяжении следующих шести кругов все они смогли отыграться, в свою очередь опередив желтую машину Михаэля. Тем не менее, он продолжал катить себе к финишу, поднимаясь все выше по мере сходов оппонентов. Увы, за 15 кругов до клетчатого флага в моторе его ATS начало падать давление масла, так что пришлось остановиться.
В 1979 году Блекемолен продолжил гоняться в Формуле 3, где стал вице-чемпионом, уступив одному лишь Алену Просту. Но – вот незадача – "продуктовые" спонсоры немного охладели к поддержке пилота, а без мешка денег его услуги не заинтересовали ни одну команду: не только в Формуле 1, но даже в Формуле 2. Нет сомнений, что если бы не те пять безрезультатных и несвоевременных Гран При, всё могло бы сложиться совсем иначе...
Михаэль Блекемолен по сей день в строю. Гоняются и его сыновья, Йерун и Себастьян, первый из них даже завоевал несколько титулов в Кубке Porsche и ALMS. А еще у голландского семейства есть собственный картодром – как пишут, приносящий немалую прибыль. И хотя к описанной истории это уже никакого отношения не имеет, именно туда в конце 70-х отец привел приобщаться к автоспорту юного Йоса Ферстаппена...