Гран При Бразилии: Комментарии после гонки

Старт Гран При Бразилии 2013

Pirelli

Пол Хембри: «Из-за того, что до старта гонки командам не удалось поработать на сухой трассе, при разработке стратегии им пришлось исходить из предположений.

По ходу уик-энда асфальт не покрылся отработанной резиной, поэтому судить об уровне износа тоже было крайне сложно, а прогноз погоды, допускавший появление дождя, ещё больше осложнял ситуацию. Пришлось учесть и тот фактор, что если бы дождь не пошел, гонщики должны были проехать дистанцию, используя оба состава резины – что в итоге и произошло.

Бразильская гонка завершила очередную главу в истории Формулы 1, в следующем году машины и резина серьёзно изменятся. Мы поздравляем Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing c рекордным сезоном и желаем удачи Марку Уэбберу, который сегодня завершил свою выдающуюся карьеру в Формуле 1».

Infiniti Red Bull Racing

Подиум Гран При Бразилии 2013. Слева направо - Себастьян Феттель, Кристиан Хорнер и Марк Уэббер

Кристиан Хорнер, руководитель команды: «Великолепный финал не только для этого замечательного сезона, но и для карьеры Марка в Формуле 1. Очень здорово занять два первых места в финальной гонке. Себастьян установил очередной рекорд и в этом году пилотировал как истинный чемпион, одержав 13 побед за сезон. Это замечательный результат, который трудно будет превзойти.

Что касается Марка, просто великолепно, что он смог завершить свою карьеру в Формуле 1 на подиуме, продемонстрировав бесстрашный пилотаж. Его обгоны Росберга, Хэмилтона и дважды - Алонсо - продемонстрировали, что он настоящий гонщик. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить его за неоценимый вклад, который он внёс в борьбу команды за победы в Кубке конструкторов последних четырёх лет, за всю его тяжёлую работу на протяжении семи последних лет. Теперь перед ним стоит новый вызов, мы желаем всего самого лучшего ему и его семье».

Себастьян Феттель (1-й): «Я не хочу сравнивать сегодняшние достижения с рекордами прошлого - это несправедливо, так как в те годы, когда выступал Аскари, времена были другими. Машины чаще ломались, и команды были менее стабильными, так что это рекорд совершенно другого типа.

Вся наша команда любит свою работу и полностью ей отдаётся. У нас невероятный командный дух, так что мне жаль, что сезон закончился, но все ждали этого перерыва, чтобы отдохнуть и начать подготовку к чемпионату 2014 года.

Мой старт был не слишком хорош, но в итоге я смог опередить Росберга. Трудно было предсказать, что может произойти в гонке. Решение заехать на второй пит-стоп было принято в последний момент, и мне пришлось ждать, когда принесут шины. Но на последних кругах мне удалось восстановить отрыв.

Сегодняшняя гонка стала последней для Марка в Формуле 1. Наши отношения не были лучшими, но на профессиональном уровне мы всегда уважали друг друга. Всё, что происходило вне трассы, не влияло на нашу работу, и мы оба постоянно подгоняли друг друга. Я многому научился у Марка. Благодаря его впечатляющим талантам, я сам старался прибавить и потому считаю его одним из лучших гонщиков чемпионата».

Марк Уэббер (2-й): «Было очень приятно снять шлем на последнем круге. В нашем спорте не всегда есть возможность придать происходящему индивидуальность. Мы всё время в шлемах, так что болельщики редко видят нас без них. Было здорово снять его и посмотреть на маршалов и болельщиков. Я услышал много звуков, которые обычно не слышу.

Самым сложным для меня сегодня было сесть в машину в последний раз. В момент, когда я надевал шлем и садился в машину, я испытал самые сильные эмоции за весь день. Также очень впечатляющим было пересечь линию финиша и увидеть всех наших парней. Кристиан сказал мне по радио, чтобы я наслаждался последними кругами. Я делал это так медленно, как только мог. Это особенный день.

У нас с Себастьяном уже давно проблемы в отношениях, мне было легче общаться с Фернандо, так как он выступает в другой команде, но финишировать вместе с ними обоими очень здорово - они лучшие в этом поколении. Я много сражался с Фернандо и Себастьяном, и то, что в своей последней гонке я смог оказаться на подиуме вместе с ними, доказывает, что и в конце своей карьеры я способен выступать на высоком уровне, и что я правильно выбрал время для ухода.

Формула 1 - спорт, который я любил. Я никогда не мог и мечтать о той карьере, которая у меня была, со всеми её взлётами и падениями, - а вы знаете, что они неизбежны, и извлекаете уроки из своих неудач. Самые сильные впечатления мы получаем за рулём машины. Пилотирование на пределе - это то, за что мне платили, и то, что я любил делать. Это самые сильные впечатления, которые может получить человек, выступающий на нашем уровне».

Scuderia Ferrari

Подиум  Гран При Бразилии 2013. Фернандо Алонсо.

Стефано Доменикали, руководитель команды: «Мы завершили сложный сезон с высоко поднятой головой, в очередной раз были в числе лидеров, но Гран При оставил сложные чувства.

Сегодня мы стали свидетелями агрессивной стратегии Ferrari. Фернандо провел замечательную гонку, а для Фелипе все закончилось, когда он получил штраф, который, честно говоря, я нахожу несправедливым. Я не считаю, что Фелипе в тот момент получил какое-то преимущество. Учитывая очки, которые он мог заработать, результат в Кубке конструкторов мог быть другим. Однако я очень рад тому, как команда отреагировала, и отлично сработала в таких условиях. Это должно стать стимулом, чтобы как можно лучше подготовиться к следующему сезону. Наши инженеры знают, к каким результатам мы стремимся.

Оценка только что завершившегося сезона не может быть положительной, поскольку после хорошего начала чемпионата, его вторую половину мы провели на уровне, который не соответствовал нашим стандартам – я говорил это много раз, но слова ничего не значат – сейчас мы должны продолжать работу. Учитывая это, я думаю, что все принятые решения и все сделанные изменения позволят нам выбрать правильное направление, и следующий сезон мы проведем настолько хорошо, насколько это возможно».

Пэт Фрай, главный инженер: «Гонка получилась неоднозначной – из-за непредсказуемой погоды и того, что мы не знали, как поведут себя шины, было сложно принимать решения. В конце дождь так и не пошел, но благодаря своему мастерству, наши гонщики не допустили деградации резины.

Характеристики машины отлично подошли этой трассе, в том числе и на сухом асфальте. Если бы не штраф Фелипе, мы могли бы финишировать на третьем и четвертом месте. Такой результат был бы полностью заслуженным, поскольку нет никаких сомнений в том, что сегодня мы были второй по силе командой. Весь уик-энд Ferrari работала безупречно, и я хочу поблагодарить всех сотрудников, которые провели такой сложный сезон с максимальной самоотдачей.

Мне приятно, что наши парни весь год во время пит-стопов показывали лучшие времена, а наши инженеры в очередной раз обеспечили превосходную надежность двигателя, всех систем и компонентов машины, что является ключевым элементом, когда речь заходит о подготовке к следующему году. В новом сезоне мы хотим вернуться в число лидеров».

Фернандо Алонсо (3-й): «Подиум – лучший способ завершить длинный сезон. Финиш позади двух пилотов Red Bull практически равносилен победе, поскольку такой результат – это максимум, на который мы сегодня могли рассчитывать. Жаль, что дождь, которого все ждали, так и не пошел - на мокрой трассе мы могли оказаться конкурентоспособнее.

Я стартовал не лучшим образом и оказался заблокирован соперниками сначала на внешнем радиусе, а потом – на внутреннем. Однако после того, как я обогнал Хэмилтона и Росберга, я смог вести свою гонку и атаковать на протяжении всей дистанции.

Даже если мы не можем быть полностью удовлетворены результатом, поскольку наша цель – победы, я оцениваю сезон в позитивном свете: мы побеждали, поднимались на подиумы, а я закончил его вторым в личном зачете. Мы с Фелипе можем гордиться проделанной работой. Он был фантастическим напарником, и хотя мы и дальше будем встречаться в паддоке, я буду скучать. Я желаю ему всего наилучшего в будущем».

Фелипе Масса (7-й): «Гонка началась идеально – я прекрасно стартовал, демонстрировал отличный темп и провел несколько успешных обгонов. Я проводил отличную гонку вплоть до того момента, когда получил штраф за пересечение белой линии. Не думаю, что заслужил проезд по пит-лейн, я считаю наказание несправедливым. Я очень разочарован, ведь мог финишировать четвертым или третьим. Уверен, если бы я оказался позади Фернандо, он бы меня пропустил. Однако я не хочу, чтобы этот инцидент испортил особенный для меня и всей команды уик-энд.

В глазах команды я – чемпион мира, и я никогда не забуду их, не забуду годы, которые провел в Ferrari. Я хочу поблагодарить всех, кто дал мне эту возможность и оказывал максимальную поддержку все это время, включая президента Луку ди Монтедземоло, Стефано Доменикали, всех механиков и инженеров, работавших на трассе и на базе. Кроме того, я хочу поблагодарить болельщиков Ferrari, которые все эти годы делили со мной успехи и неудачи. Спасибо!».

Vodafone McLaren Mercedes

Дженсон Баттон

Мартин Уитмарш, руководитель команды: «Безусловно, это был один из наших лучших Гран При сезона. Хотя жаль, что приходится это говорить после гонки, в которой наши пилоты финишировали только четвёртым и шестым. Но это действительно так.

Более того, воодушевляет манера, в которой мы добились этих результатов. У Дженсона и Серхио были проблемы в квалификации, причём, не по их вине, но сегодня они провели впечатляющую гонку, прорвавшись через весь пелотон после старта с далёких позиций. Приятно было видеть, что мы продемонстрировали весьма достойный гоночный темп.

Сезон 2013 года был долгим, трудным и принёс разочарования. Тем не менее, мне хотелось бы отдельно поблагодарить наших механиков и инженеров, однозначно, лучших в Формуле 1. Это не только моё мнение – его подтверждает и статистика. Что касается сегодняшнего дня, то McLaren стала первой командой в истории Формулы 1, обе машины которой были классифицированы по итогам каждого Гран При сезона.

Пилоты McLaren проехали 99,17% суммарной дистанции гонок сезона – 11488 км из возможных 11548 км. Это не только лучше, чем показатели любой другой команды сезона, но также и новый мировой рекорд: McLaren превысила предыдущее достижение BMW-Sauber, установленное в 2008 году, равнявшееся 98,3%.

Статистика убедительно подтверждает, что наши механики и инженеры в избытке обладают такими качествами, как преданность делу, целеустремлённость и дисциплина. Я вами горжусь!

Сегодня Дженсон установил рекорд, став первым британским гонщиком, стартовавшим в 247 Гран При, превысив прежнее достижение, принадлежавшее нашему старому товарищу, Дэвиду Кутлтхарду. И то, как Дженсон провёл сегодняшнюю гонку, только подтверждает, что он по-прежнему жаждет успеха и находится в отличной форме.

Серхио тоже выступил великолепно, прорвавшись с 19-й стартовой позиции на 6-е место, и я очень рад, что он смог завершить сезон в McLaren таким результатом. Я много раз говорил, что он отличный гонщик. Кроме того, он приятный парень, и впечатляет то, как он держался последние 10 дней, несмотря на весьма сложные обстоятельства.

Сегодня мы также прощаемся с нашим титульным партнёром, компанией Vodafone, с которой проработали семь сезонов и выиграли чемпионат мира 2008 года. Это было именно здесь, в Интерлагосе – та гонка стала, возможно, самым драматичным финалом сезона в истории Формулы 1. За эти годы мы также выиграли 34 Гран При.

Напоследок хочется сказать несколько слов о будущем. Формула 1 – чрезвычайно сложный спорт, и в следующем сезоне вступит в силу новый технический регламент, что ставит перед командами целый ряд серьёзнейших задач, связанных не только с силовыми установками, но и с аэродинамикой. Мы давно приступили к решению этих задач, и всю зиму будем трудиться с полным напряжением сил – другими словами, сезон 2014 года начнётся сегодня вечером».

Дженсон Баттон (4-й): «Это был невероятный день для Серхио, для меня и для всей команды McLaren. Я рад, что финишировал четвёртым – это почти подиум, и в Бразилии я надеялся именно на такой результат. Нам он действительно был необходим.

Сезон 2013 года складывался непросто. Нам приходилось тяжело на трассах, но, вероятно, тем, кто работал на базе в Уокинге, было ещё сложнее, ведь они с полным напряжением сил трудились над созданием компонентов машины. Это удивительные люди, целиком преданные своему делу, и они в полной мере должны разделить радость от сегодняшнего результата.

Я также рад за Серхио. Он не будет выступать в нашей команде в следующем году, но сегодня провёл отличную гонку.

Я также хотел бы поблагодарить компанию Vodafone. Она была замечательным партнёром, и вместе мы отлично проводили время – как на трассе, так и за её пределами. Жаль, что она уходит из Формулы 1, но, полагаю, ничто не может длиться вечно.

Отличная концовка сезона, и теперь мы полностью сосредоточимся на подготовке к 2014 году. McLaren – невероятно сильная и мощная организация, и мы ещё отыграемся, можете мне поверить».

Серхио Перес (6-й): «Насколько сегодняшний день отличается от вчерашнего, когда нам не повезло, и мы были оштрафованы потерей пяти стартовых позиций за замену коробки передач! Но, по-моему, в воскресенье мы уверенно отыгрались.

Я молился, чтобы в конце гонки пошёл сильный дождь, и тогда я бы смог отвоевать ещё несколько позиций. К сожалению, на последних кругах мне пришлось экономить топливо, поэтому я не мог по-настоящему агрессивно атаковать Нико Росберга.

Я многому научился в McLaren, это лучшая команда, за которую мне доводилось выступать, и всем её сотрудникам, а также Дженсону и Кевину я желаю всего наилучшего в будущем. Думаю, за год я серьезно вырос – как гонщик, и как личность – и это поможет мне стать ещё сильнее».

Mercedes AMG Petronas F1 Team

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг

Росс Браун, руководитель команды: «Гонка добавила мне седых волос! Обе машины великолепно стартовали, но вскоре стало ясно, что в случае с Нико мы не смогли добиться оптимального баланса, он испытывал большие проблемы со сцеплением задних колёс. Льюис на первом отрезке выглядел сильнее, показав хороший темп и до, и после пит-стопа.

На нашу гонку, конечно, повлияли два штрафа с проездом по пит-лейн - Фелипе Массы и Льюиса. Наши гонщики сообщали, что Фелипе постоянно пересекал белую линию на въезде на пит-лейн всеми четырьмя колёсами, и в конечном счёте в FIA приняли меры, которые нам, разумеется, помогли.

Затем произошёл неприятный инцидент между Льюисом и Боттасом, и нам, конечно, не на кого жаловаться, так как мы должны были лучше информировать Льюиса о том, насколько быстро приближалась машина Williams, хотя Валттери и отставал на круг. После штрафа Льюис ехал очень сильно, особенно учитывая то, что его днище было повреждено разорванной шиной.

Но главное событие сегодня состоит в том, что команда защитила вторую позицию в Кубке конструкторов, хотя для этого пришлось очень серьёзно поработать. Я благодарю всех сотрудников команды за напряжённую работу, самоотверженность и преданность делу.

Red Bull в 2013 году абсолютно доминировали над остальными, и я их поздравляю. Но наш прогресс стал первым результатом работы технической команды, которую мы начали формировать два года назад, и я преисполнен оптимизма по поводу того, что эта тенденция продолжится в 2014 году».

Нико Росберг (5-й): «Отличный день для команды. Завершение сезона на втором месте в Кубке конструкторов - это большой шаг вперёд для всех нас. Я благодарен тем, кто сделал возможным достижение этого успеха, и хочу поздравить как команду на трассе, так и всех сотрудников нашей базы.

Гонка получилась интересной. Я отлично стартовал, но на первом отрезке возникли сложности с задними шинами, из-за которых я потерял несколько позиций. Мы могли опередить Дженсона за счёт пит-стопа, но решили выбрать консервативную тактику и сосредоточиться на сражении с Ferrari.

Я очень рад, что мы добились цели, теперь всех нас ждёт перерыв, а затем новая задача - подготовка к сезону 2014 года. Это грандиозный проект, так что зимой придётся серьёзно поработать. Я с нетерпением жду начала работы с командой, чтобы добиться наилучших позиций в следующем году».

Льюис Хэмилтон (9-й): «В первую очередь, хочу поздравить всех сотрудников команды со вторым местом в Кубке конструкторов. Этот результат очень много для нас значит, и я рад, что помог добиться его в этом году.

Гонка оказалась непростой. Я не знаю, что именно произошло в инциденте с Валттери Боттасом - нужно посмотреть повтор. Я сместился влево, он перетормозил меня, а затем мы столкнулись, но всё произошло очень быстро, и судьи, видимо, решили, что я сделал что-то не так. До этого момента всё складывалось неплохо, я ехал четвёртым и приближался к Фернандо, так что подиум был вполне возможен.

Я разочарован своей гонкой, но рад за команду, которая проделала огромный объём работы и заслужила этот результат. Я поздравляю всех наших сотрудников, работавших на трассе, а так же в Брэкли и Бриксуорте.

У нас есть много причин, чтобы с нетерпением ждать следующего сезона, так что я уже очень скоро сосредоточусь на подготовке к чемпионату 2014 года, который должен стать незабываемым».

Sauber F1 Team

Нико Хюлкенберг

Мониша Кальтенборн, руководитель команды: «Бразильская гонка подвела итог сложного для нас сезона, но команда продемонстрировала свой характер и стала сильнее. Напряженная работа всех наших сотрудников в Хинвиле и на трассе позволила добиться прогресса во второй половине чемпионата.

Сегодняшнюю гонку можно назвать типичной для этого года – несмотря на не лучшие стартовые позиции, мы смогли заработать четыре очка и можем быть довольны концовкой сезона».

Нико Хюлкенберг (8-й): «Хорошая гонка. Я удачно стартовал и провёл несколько успешных дуэлей на первых кругах, а потом большую часть гонки провёл в одиночестве. Главной проблемой стала серьёзная недостаточная поворачиваемость – из-за этого передние шины быстро разрушались, а я терял время на круге.

Финиш на восьмом месте – хороший результат, позволивший мне подняться на десятую строчку в личном зачёте – это моё лучшее достижение в карьере гонщика Формулы 1».

Эстебан Гутьеррес (12-й): «Хорошая гонка, сегодня я получил удовольствие от борьбы. На первых кругах удалось опередить много машин, потом возникли сложности с более жесткой резиной, но на втором и третьем отрезке я использовал более мягкую и смог отыграться.

Справиться с гранулированием передних шин оказалось непросто, но я сделал для этого всё возможное. Думаю, я завершил сезон успешной гонкой. В этом году мне нужно было многому научиться, набраться опыта, я чувствую, что хорошо справился со своей работой и готов сделать следующий шаг».

Scuderia Toro Rosso

Даниэль Риккардо

Франц Тост, руководитель команды: «Гонка пошла не так с самого начала, когда оба пилота плохо стартовали. В результате мы потеряли все преимущество, добытое во вчерашней квалификации. С самого начала машине не хватало скорости, но у Жана-Эрика проблем было больше, чем у Даниэля. Мы решили довольно рано позвать Риккардо в боксы, чтобы вывести его из трафика, проигнорировав угрозу возможного дождя, после чего он смог отыграться.

В середине гонки все пытались как можно позже провести пит-стоп из-за риска дождя, именно поэтому Даниэлю пришлось проехать большую дистанцию на одном комплекте. Он отлично контролировал ситуацию, опередив за счёт пит-стопа нескольких соперников. Затем он контролировал износ резины, и этого оказалось достаточно, чтобы финишировать десятым впереди обоих пилотов Force India.

На старте Жан-Эрик застрял в трафике. Кроме того, он жаловался на баланс машины, но когда мы смогли вывести его из трафика на двух последних отрезках, он стал показывать такое же время на круге, что и напарник. Приятно закончить сезон, заработав одно очко, хотя мы рассчитывали на большее, учитывая наши стартовые позиции».

Даниэль Риккардо (10-й): «Погодные условия оказались непростыми – иногда падали капли дождя и из кокпита было сложно понять, насколько он сильный. Вы видите капли на визоре, затем смотрите на соперника, едущего впереди – если он не вылетает, значит трасса сухая.

С самого старта мы были недостаточно быстры, у меня возникли проблемы с прогревом резины и гранулированием передней правой шины. Мы пытались изменить баланс во время гонки, но все равно темп был недостаточно высоким, так что я вполне доволен тем, что заработал одно очко.

Сегодня в полночь я стану пилотом Red Bull Racing, но сейчас хочу поблагодарить Toro Rosso – всех, кто работал на трассе, на базе в Фаэнце и в аэродинамической трубе на протяжении этих двух лет. Спасибо, парни!».

Жан-Эрик Вернь
(15-й): «Мы оба неудачно стартовали, а потом оказалось, что машиной сложно управлять. Я знал, что все в равной ситуации, поскольку впервые за уик-энд выехали на сухую трассу, но баланс машины не позволял мне атаковать. На двух последних отрезках ситуация немного изменилась к лучшему, но проблемы оставались.

Что касается инцидента с Мальдонадо, я оказался на внутреннем радиусе в первом повороте, он не оставил мне места, мы коснулись, и его развернуло. В этом сезоне на мою долю выпало больше плохих моментов, чем хороших, но мы будем серьёзно работать предстоящей зимой, чтобы начать следующий сезон с более быстрой машиной».

Sahara Force India F1 Team

Адриан Сутил и Пол ди Реста

Роберт Фернли, заместитель руководителя команды: «Хотя сегодня нам не удалось заработать очки, мы достигли поставленных перед началом уик-энда целей, защитив шестую позицию в Кубке конструкторов. Нам удалось это сделать с комфортным отрывом, и в этом заслуга каждого члена команды. Два из трех последних сезонов мы закончили в шестерке, укрепив репутацию лучшей частной команды.

Я считаю, что Пол и Адриан великолепно выступили в гонке, хотя потерянные ди Рестой позиции на старте дорого нам обошлись. Несмотря на стратегию с двумя пит-стопами, у него был отличный темп. У Сутила возникли проблемы с износом резины, поэтому ему пришлось трижды останавливаться в боксах.

Оценивая сезон в целом, я считаю, что мы можем гордиться результатами. Начало чемпионата получилось великолепным, а в финальных гонках нам удалось вернуть прежнюю форму. Мы с нетерпением ждем нового вызова в 2014 году и вернемся в борьбу с надеждой возобновить работу с тех позиций, на которых мы завершили этот год».

Пол ди Реста (11-й): «Дождь существенно осложнил борьбу, но сделал её ещё интереснее – сегодня было много обгонов. Ключевым моментом моей гонки стала потеря шести позиций на старте из-за пробуксовки – это дорого нам обошлось.

Тем не менее, в гонке машина оказалась стабильно быстра, мне удалось реализовать стратегию с двумя пит-стопами. Мы решили проехать более длинные отрезки, но на шинах Hard не хватало скорости, поэтому я не смог навязать борьбу за десятую позицию Даниэлю Риккардо.

Мы довольны гонкой и сезоном в целом. Хотя я не смог закончить чемпионат в десятке, сезон можно назвать успешным. Это был удивительный год, и я хочу поблагодарить команду за отличную работу».

Адриан Сутил (13-й): «Сложная гонка. Я искренне надеялся заработать очки, но сегодня это оказалось невозможным. По ходу большей части гонки моросил дождь, но я был уверен, что трасса останется сухой. Главной проблемой стал износ резины: мне пришлось совершить три пит-стопа, поэтому было сложно бороться за очки. На последних кругах я сокращал отставание от группы соперников, но мне не удалось к ним приблизиться, чтобы побороться за позицию.

В этом году у нас были успехи и неудачи, но в памяти останутся только позитивные моменты и тот факт, что команда снова завоевала шестую позицию в Кубке конструкторов. Это отличное достижение».

Lotus F1 Team

Роман Грожан возвращается в боксы после схода с дистанции Гран При Бразилии 2013 из-за отказа мотора

Эрик Булье, руководитель команды: «Мы увидели разочаровывающее завершение сильного сезона, во время которого команда часто оказывалась в сложных условиях. Перед началом чемпионата наша цель состояла в том, чтобы сделать следующий шаг с четвёртого места в Кубке конструкторов. В итоге нам совсем немного не хватило, чтобы этого добиться, но вовсе не потому, что команда приложила недостаточно усилий.

Четырнадцать подиумов и 315 очков – похвальный прогресс по сравнению с результатами 2012 года. Я невероятно рад за всех, кто напряженно работал, чтобы команда до последнего уик-энда выступала на столь конкурентоспособном уровне.

Кими и Роман были одной из самых сильных пар пилотов, и я хочу поблагодарить их за фантастические выступления в этом году. Запоминающаяся победа Кими в первой гонке сезона и серия подиумов Романа говорят о том, что они оба потрясающе провели сезон.

Зимой нас ждет напряженная подготовка к 2014 году, но сейчас я хочу пожелать всем хорошо провести дни заслуженного отдыха».

Алан Пермейн, главный гоночный инженер: «После сезона, который мы провели вместе с E21, очень неприятно, что мы не смогли организовать машине проводы, которых она заслуживала. Особенно жаль Романа, который последние несколько месяцев не допускал ошибок, но в последней гонке досрочно прекратил борьбу. Мы выясним, что случилось с двигателем, ведь в этом сезоне мы демонстрировали высокий уровень надежности.

После плохого старта Хейкки было сложно отыграть позиции, и мы разочарованы тем, что завершили уик-энд без заработанных очков. Сейчас мы уже думаем о задачах, которые предстоит решать в 2014-м – мы хотим сохранить форму, которую команда демонстрировала на протяжении двух последних сезонов».

Хейкки Ковалайнен (14-й): «Мне представилась отличная возможность выступать за команду Lotus, и я расстроен, что не смог заработать сегодня ни одного очка. Машина была отличной, но я не добился от неё максимума. Я допустил несколько ошибок, вероятно из-за отсутствия опыта выступлений в этом сезоне. Я ожидал, что возвращение получится более успешным, и я окажусь конкурентоспособным в гонках.

Из-за технических сбоев я плохо стартовал здесь и в Остине, поэтому не смог набрать такую же скорость, что и окружавшие меня соперники. Я разочарован, поскольку старт – важная часть гонки, а отыгрывать позиции очень сложно. Я хочу поблагодарить всех сотрудников команды за поддержку во время этих двух гонок».

Роман Грожан (сход): «Сейчас все хотят в отпуск, видимо, мотор на моей машине решил уйти на каникулы немного раньше! Разумеется, я не так хотел завершить чемпионат, но команда провела фантастический сезон, думаю, мы можем гордиться тем, чего добились вместе. В этом году мы доказали, что Lotus – топ-команда, и я очень горд за парней, работавших на трассе и на базе в Энстоуне. Сегодняшний результат разочаровал всех – за проделанную работу они заслуживали большего.

Пришло время немного передохнуть, а затем сосредоточиться на подготовке к сезону 2014 года. Нас ждет новый регламент, но мы должны вновь начать чемпионат в статусе одной из ведущих команд».

Williams F1 Team

Пастор Мальдонадо

Хеви Пухолар, главный гоночный инженер: «Мы запланировали стратегию двух пит-стопов со стартом на более мягкой резине. Валттери провёл пит-стоп по графику, получив более жесткие шины, а для Пастора мы решили продлить первый отрезок из-за риска дождя. Когда прогноз изменился, мы вновь поставили ему Medium, но при прохладной погоде нашим машинам сегодня не хватало скорости.

Мы следовали плану, наблюдая за погодой, и переключили Пастора на Hard, а Валттери – на Medium на финальном отрезке гонки. К сожалению, для Боттаса гонка закончилась сходом – он вылетел в четвёртом повороте, потеряв заднее левое колесо после инцидента с Хэмилтоном. Пастора развернуло после контакта с Вернем – в итоге он финишировал 16-м».

Пастор Мальдонадо (16-й): «Сегодня я упорно боролся с соперниками, но машине не хватало скорости, чтобы претендовать на места в первой десятке. Я потерял какое-то время на пит-стопе и не смог отыграться.

Я провёл три отличных года в Williams, утром у нас прошла трогательная церемония с Фрэнком Уильямсом и командой – они навсегда останутся в моём сердце».

Валттери Боттас (сход): «К сожалению, для меня сезон закончился сходом. На более жестких шинах в гонке возникли некоторые проблемы, но на более мягких я смог обгонять.

Атакуя Хэмилтона, я пытался опередить его по внешнему радиусу, когда произошел контакт. Жаль, что сезон закончился именно так, но сегодня нам было бы сложно претендовать на очки».

Marussia F1 Team

Жюль Бьянки

Джон Бут, руководитель команды: «Мы удерживали десятую строчку в Кубке конструкторов по ходу всего сезона и смогли сохранить её в Бразилии, успешно завершив свою работу. Гонка в Интерлагосе по праву считается самой непредсказуемой в чемпионате: по ходу 71 круга нужно было быстро принимать решения и реагировать на изменения погоды, ведь в любой момент мог пойти дождь.

Этот год помог нам закалить характер. В начале мы имели заметное преимущество над Caterham, но в середине сезона немного отстали от соперников. В финальной стадии чемпионата мы напряженно работали, смогли сократить отставание от Caterham и насладились борьбой с ними. Успешное выступление нашей команды в США стало отличным предвестником успешной финальной гонки в Интерлагосе.

Нам не удалось поработать на сухой трассе в пятницу и субботу, поэтому перед гонщиками стояла непростая задача: они никогда не выступали на этой трассе прежде, но им пришлось с самого начала раскрыть свой потенциал. На каждом отрезке гонки они прибавляли в скорости, а в конце, несмотря на небольшой дождь, Жюль идеально пилотировал на шинах Hard, создав отрыв от Гидо ван дер Гарде.

Итог этого сезона – заслуга всей команды, напряженно работавшей по ходу всего года, как на трассе, так и на нашей базе в Бэнбери. Отличная работа Жюля и Макса – они великолепно провели дебютный сезон, справившись со своей задачей. Кроме того, мои поздравления Максу – он добился отличного результата, финишировав во всех гонках сезона. Это доказывает его мастерство и фантастическую надежность команды.

Наконец, результат Гран При Бразилии – это достижение не только нашей команды, но и поставщиков двигателей из компании Cosworth. Мы работали на протяжении четырех сезонов, я хочу поблагодарить их за сотрудничество, а также всех наших партнеров, которые разделили с нами этот путь».

Жюль Бьянки (17-й): «Отличная работа всей команды по ходу фантастического сезона – мы заслужили десятую позицию в Кубке конструкторов. Спасибо всем за напряженную работу и стремление максимально раскрыть потенциал машины во всех гонках, вплоть до финальной.

Я отлично стартовал и в хорошем темпе проехал первый круг, но через некоторое время шины Medium начали гранулироваться, а пилотировать стало крайне сложно. В итоге пришлось уступить позицию. Я знал, что впереди длинная гонка, поэтому смирился с этим. Я понимал, что на более жестком составе баланс улучшится, поэтому постарался стойко перенести трудности, а на двух следующих отрезках максимально раскрыл потенциал машины, чтобы добиться прогресса.

Здорово, что мы не только сохранили десятую строчку в Кубке конструкторов, но и опередили Caterham в гонке. Это очень важный и успешный сезон для меня лично, я с нетерпением жду момента, когда мы вместе выйдем на следующий уровень в 2014-м».

Макс Чилтон (19-й): «В гонке было сложно сориентироваться, поскольку по ходу уик-энда мы работали только в дождевых условиях. Перед стартом я проехал несколько установочных кругов, чтобы скорректировать настройки и оптимизировать баланс.

В середине гонке мне пришлось нелегко – в любой момент мог пойти дождь, но я знал, что нужно оставаться на трассе и быть готовым к любому развитию событий, особенно к переменам погоды. На последнем отрезке возникла вибрация переднего левого колеса – из-за неё я терял время, поэтому мне пришлось совершить незапланированный третий пит-стоп.

Я хочу поблагодарить всю команду, особенно моих механиков за блестящий сезон. Я горжусь тем, что финишировал во всех 19 гонках, но это результат потрясающей работы команды».

Caterham F1 Team

Гидо ван дер Гарде и Шарль Пик

Сирил Абитебул, руководитель команды: «Конечно, мы разочарованы, что завершили сезон на 11-м месте. Мы начали чемпионат с прошлогодней машиной, которая была медленнее, чем у соперников в трех первых гонках. Во второй гонке в Малайзии мы потеряли десятое место, которое пытались отыграть на протяжении всего сезона. Особенно обидно, потому что стратегия развития принесла дивиденды, и, начиная с этапа в Бахрейне, у нас была высокая скорость. Мы должны были подобрать сбалансированный подход к нынешнему сезону и при этом готовиться к 2014 году, что стало непростой задачей.

Несмотря на итоговый результат, я хочу поблагодарить пилотов и всю команду за работу на протяжении года. В каждом отделе у нас есть не только опытные, но и молодые талантливые сотрудники, которые работали как на трассах чемпионата, так и на базе в Лифилде. Я хочу сказать спасибо всем членам команды за напряженную работу на протяжении всего 2013 года.

Наши акционеры и партнеры продолжают поддерживать команду, инвестируя в инфраструктуру, ресурсы, и, самое главное, в персонал, так что у нас хорошие перспективы на будущее».

Гидо ван дер Гарде (18-й): «Я хорошо стартовал, обогнал напарника и в первом повороте боролся с Бьянки, но пришлось отпустить педаль газа, чтобы избежать контакта с одной из машин Force India, так что Жюль остался впереди. В тот момент машина была быстра, и через несколько кругов я обогнал его. Оказавшись на свободной трассе, я стал догонять Хейкки Ковалайнена, который был впереди.

На первом комплекте шин я проехал 24 круга, поднявшись на 14-е место, но главная цель была в том, чтобы сохранить отрыв от пилотов Marussia, и когда я вернулся на трассу на шинах Medium после пит-стопа, мое преимущество составляло семь секунд.

Второй комплект шин работал так же хорошо, как первый, и в середине дистанции, как и было запланировано, я уступил позицию напарнику. Шины теряли эффективность, но учитывая возможный дождь, я оставался на трассе. Я по-прежнему был впереди Бьянки – это означало, что мы нарушаем его планы, но в этот момент мой темп стал падать, поскольку к 42 кругу шины перестали держать трассу.

Второй пит-стоп я провел на 47 круге, когда перешел на Hard. Я выехал впереди Бьянки, но через несколько кругов получил штраф с проездом по пит-лейн, после которого оказался в 15 секундах позади него. Я начал атаковать, чтобы сократить отставание, и к 65-у кругу оно составляло уже 7 секунд, но для этого я сделал практически все, что мог.

Разумеется, сезон закончился не так, как я хотел, но, в целом, я многому научился. У меня было несколько ярких подъемов, были и спады, но я выступал в отличной команде с потрясающими людьми, которые много работали, и, как и я, были нацелены на успех».

Шарль Пик (сход): «Я стартовал не лучшим образом, но в конце пятого круга обогнал Жюля Бьянки и сократил отставание от напарника. Мы проехали длинный первый отрезок на шинах Medium, контролируя ситуацию с погодой. Я остановился в боксах на 25 круге, где получил очередной комплект Medium, еще больше оторвавшись от Бьянки, что было нашей первостепенной задачей. Моя скорость на втором отрезке была неплохой – машина отлично держала трассу, а в середине дистанции мы с Гидо поменялись позициями, поскольку я был на другой стратегии и в тот момент ехал быстрее.

На втором отрезке дистанции я проезжал круги за 1:18, что близко к показателям большинства пилотов из середины пелотона, но в тот момент все зависело от того, пойдет ли дождь. Шины отлично держали трассу, я занимал 17 место, когда дождь только начался. На 58 круге возникли проблемы с подвеской, и мне пришлось прекратить борьбу. Жаль, что гонка закончилась именно так, поскольку всё шло по плану. Если бы дождь усилился, у нас были бы хорошие шансы, но иногда такое случается».

Читайте ещё