Участники: Серхио Перес (McLaren), Фернандо Алонсо (Ferrari), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Даниэль Риккардо (Toro Rosso), Валттери Боттас (Williams), Эстебан Гутьеррес (Sauber)
Вопрос: Серхио, шестое место в Бахрейне! Этот результат стал для вас знаковым?
Серхио Перес: Если вспомнить, с каких позиций мы стартовали, тот результат стал максимумом. Ближе к финишу мы вплотную боролись с Льюисом Хэмилтоном за пятое место, команда выбрала верную тактику, машина ехала даже лучше, чем ожидалось – вполне удачная гонка после непростого начала сезона.
Вопрос: Чем закончилась ваша дискуссия с Дженсоном по поводу сражения в Бахрейне? С каким мнением вы вступаете в очередной уик-энд?
Серхио Перес: Мы в команде полностью прояснили ситуацию, разговор между мной, Дженсоном, Мартином Уитмаршем и Сэмом Майклом был очень позитивным. Думаю, мы оба действовали излишне агрессивно и рисковали испортить весь уик-энд в тот момент, когда нам очень нужны были очки. Мы извинились перед командой, инцидент исчерпан.
Вопрос: Эстебан, после этапа в Бахрейне Мониша Кальтенборн сказала, что сейчас у вас наблюдаются некоторые трудности. В чем причины? Какие выводы вам уже удалось сделать?
Эстебан Гутьеррес: В целом старт сезона получился неидеальным, особенно для меня, и я был бы рад чуть стабильнее провести первые четыре гонки. В борьбе всегда идешь на риск, и именно в начале карьеры важно найти правильный баланс между осторожностью и агрессией. Я допустил ряд ошибок и не могу быть доволен, но я готов работать над собой и прогрессировать вместе с командой. Трасса в Бахрейне не подходила нашей машине – надеюсь, в Барселоне дела пойдут лучше.
Вопрос: Проблемы особенно видны в квалификации – в среднем вы проигрываете напарнику несколько мест. Чего вы ждете в дальнейшем?
Эстебан Гутьеррес: В Бахрейне в субботу утром мы решили провести имитацию гонки, а это не лучший способ подготовиться к квалификации. Мы просто надеялись собрать больше информации о гоночном темпе. Кроме того, мне нужно прибавить в пилотаже, увереннее проходить повороты и выжимать из машины максимум.
Вопрос: Фернандо, в прошлом году в Барселоне вы боролись за победу, а до этого лишь однажды выигрывали этот Гран При. После стольких лет выступлений в Испании те эмоции, которые вы испытываете здесь, помогают работать эффективнее, или же именно их вам приходится держать под контролем?
Фернандо Алонсо: Домашний этап всегда добавляет мотивации, и ты выкладываешься на десять процентов больше во всем, стараешься держать под контролем все моменты на свободных заездах, в квалификации и гонке, поскольку понимаешь, что хороший результат порадует и тебя, и команду, и зрителей на трибунах.
Да, это особенный уик-энд, но после всех этих лет у меня нет проблем с дополнительной мотивацией, и я не чувствую того эмоционального прессинга, который был в дебютном сезоне, когда стараешься непременно выступить удачно и порадовать всех, кто пришел тебя поддержать. С годами понимаешь, что никакой прессинг не в силах помешать добиться действительно хорошего результата, а после нескольких удачных домашних гонок хочется просто продолжать в том же духе и дарить болельщикам положительные эмоции.
Вопрос: Из прошедших в Барселоне 22-х гонок лишь две были выиграны после старта не из первого ряда. Ferrari учитывает этот момент при подготовке к уик-энду?
Фернандо Алонсо: Не особо, ведь мы уже убедились, что гоночный темп намного важнее, а шины играют заметно большую роль, чем раньше. Конечно, приятно стартовать из первых рядов и иметь хорошие шансы на подиум, но нам важнее так же ровно провести уик-энд, как предыдущие четыре этапа, найти оптимальный баланс между скоростью в квалификации и гонке. Пожалуй, действительно значимой будет квалификация в Монако через две недели – там стартовая позиция решает многое, а здесь у нас более-менее стандартная трасса, поэтому нужно искать компромисс в настройках.
Вопрос: Себастьян, вы лидируете в чемпионате - 77 очков, три старта с первого ряда, три подиума в четырех гонках, из которых два были победными. При этом есть ощущение, что вы и ваша команда не вполне довольны своей конкурентоспособностью…
Себастьян Феттель: Не согласен. Если судить по результатам, мы можем быть довольны. Машина позволяет финишировать на подиуме и бороться за победы – пусть так было не во всех четырех прошедших гонках, но в двух случаях мы праздновали успех, да и третье место в Австралии и четвертое в Китае были неплохими достижениями.
Да, позади не так много этапов, но результатам мы можем порадоваться. Опять же, как правило, ты смотришь не на результат, а на то, как он был получен – нам есть, над чем работать, но я не стал бы говорить, что нас не устраивает текущее положение дел.
Вопрос: В Pirelli изменили более жесткий состав, сделав его похожим на прошлогодний. Если учесть, что Red Bull Racing призывала к подобным корректировкам, как вы оцениваете такой шаг?
Себастьян Феттель: Кого мы призывали? Думаю, с нашей стороны было больше разговоров, чем действий – мы, как и другие участники, говорили о том, что происходит с нашей командой, со мной и Марком. К шинам приковано повышенное внимание, люди подчас выдумывают свои истории, но можно сказать за весь пелотон, что с шинами были определенные сложности.
Мы научились контролировать износ, иногда лучше, иногда хуже, но ситуация одинакова для всех – правда, в какой-то момент понимаешь, что гонки стали иными. Например, в Китае у меня возникли трудности с шинами, Фернандо подъехал вплотную… Мы были на разной тактике, я ехал на ином составе - не было никакого смысла бороться с Ferrari, поскольку так я мог испортить свой темп. Конечно, я не стал просто уходить в сторону, но и не особо сопротивлялся, а это совсем другой характер гонки, и если мы что-то и критиковали, то именно его.
Вопрос: Валттери, вы дебютировали в Формуле 1, но вряд ли ожидали таких сложностей. Что, по-вашему, сдерживает Williams?
Валттери Боттас: Да, нам хотелось бы видеть совсем иное начало сезона, но мы постепенно все лучше понимаем причины возникших проблем. Похоже, отдельные пути доработки машины, выбранные минувшей зимой, оказались тупиковыми, но неделю назад мы успешно провели аэродинамические тесты и, похоже, вернули процесс в нужное русло.
Вопрос: Что скажете о своем выступлении на фоне напарника? В квалификации счет равный, лучшим результатом в гонке для вас обоих является 11-е место – вы довольны?
Валттери Боттас: Для меня начало неплохое – это мой дебютный год, многому ещё предстоит научиться. Старт сезона прошел гладко, но всегда хочется прибавить, и я рассчитываю добиться прогресса уже в ближайших гонках.
Вопрос: Даниэль, солидный результат в Китае – вы квалифицировались достаточно высоко и финишировали седьмым. Это предел возможностей Toro Rosso, или команда может рассчитывать на большее?
Даниэль Риккардо: Лично я был бы рад рассчитывать на большее. В Китае седьмое место стало нашим максимумом, а неделю спустя мы не могли даже подобраться к первой десятке. Сюда команда привезла кое-какие доработки – как, впрочем, и соперники – так что посмотрим, кто получит преимущество. Надеюсь, новинки позволят чаще финишировать в очках: приятно показать достойный результат, но хотелось бы делать это регулярно. Давайте дождемся итогов уик-энда – нам очень хочется поскорее оценить свой прогресс. Надеюсь, конкурентам не удастся сильно прибавить…
Вопрос: Каких результатов ждет от вас руководство Red Bull? Вы следуете графику?
Даниэль Риккардо: Я ждал подобного вопроса! Они ждут от меня того же, чего и от остальных участников юниорской программы: нужно добиться максимума от машины, продемонстрировать качества будущего чемпиона и использовать все шансы. В Китае я справился с этой задачей, но разовый успех не будет с тобой во всех девятнадцати гонках, нужно чаще зарабатывать очки. Все сводится к тем же требованиям: максимизировать шансы и зацепиться за результат, и лично я точно хочу добиться большего.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Валттери и Эстебан, вы оба – дебютанты. Валттери пришел в чемпионат с опытом пятничных заездов, а Эстебан – из GP2. Чему вы научились в первых четырех гонках, что отличалось бы от вашей работы год назад, и как вы намерены использовать полученный опыт для дальнейшего прогресса?
Эстебан Гутьеррес: Основное отличие Формулы 1 от GP2 – интенсивность работы с командой. Здесь больше технических решений, больше переговоров, нужно всё время быть предельно точным. Внимание со стороны журналистов тоже выше, все в большей степени интересуются деталями, но это полезный опыт и неотъемлемая часть работы гонщика Формулы 1.
Валттери Боттас: Формула 1 отличается от всего того, чем мне доводилось заниматься раньше. В F3 гонка длилась около получаса, а здесь мы проводим в борьбе минимум полтора часа, а это иной стиль пилотирования, иной подход к настройкам. По ходу уик-энда нужно добиться оптимальной скорости в квалификации и гонке, найти компромисс. Технических нюансов намного больше: в попытках добиться прогресса нужно уделять внимание мельчайшим деталям. Я уже многому научился, но не могу выделить что-то одно. Уверен, я буду постепенно набираться опыта и прибавлять с каждым этапом.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Прямая между девятым и десятым поворотами очень короткая. Полагаете, там можно обогнать с помощью DRS?
Себастьян Феттель: Думаю, в гонке у нас будет возможность обгонять не только на прямых, где разрешена активация DRS, особенно в случае каких-либо сложностей с шинами. DRS здесь только в помощь, но если говорить о единственном быстром круге на свежем комплекте шин, то удержаться за соперником в скоростном девятом повороте будет крайне непросто.
Фернандо Алонсо: Согласен.
Серхио Перес: Аналогичный ответ.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Себастьян, не могли бы вы прокомментировать слухи, связывающие вас и Mercedes?
Себастьян Феттель: Я и сам был удивлен, прочитав об этом. Впрочем, я не просматриваю всю статью, только заголовки, а так – забавно.
Вопрос: (Луис Васконселос – Formula Press) Вопрос к более опытным гонщикам, сидящим в первом ряду. Как может сказаться на команде смена технического директора по ходу сезона, и как это отразится на шансах Кими Райкконена в борьбе за титул?
Серхио Перес: Мои коллеги сражаются за титул, им и отвечать на ваш вопрос. Многое зависит от команды, ведь у кого-то позиция технического директора имеет большую значимость, чем у других. В любом случае, это одна из ключевых фигур всего коллектива, и я не представляю, как подобная смена скажется на Lotus. Впрочем, если у них есть способные специалисты, проблем быть не должно.
Фернандо Алонсо: Я не знаю.
Себастьян Феттель: Я услышал об этом вчера. Всему есть причины, в том числе, которые нам не известны, потому сложно делать выводы, да и вообще это не наше дело. Итог может быть негативным, но и положительным он тоже может быть. Как я уже сказал, мы не знаем всех фактов.
Вопрос: (Тони Лопес – La Vanguardia) Фернандо, год назад в аналогичной фазе сезона вы уступали лидеру десять очков. Сейчас отставание уже тридцать, но вы выглядите более уверенным. В чем причина?
Фернандо Алонсо: В прошлом году мы 1,5 секунды проигрывали лидерам. В этом сезоне в двух гонках я финишировал без проблем, заняв второе место в Австралии и победив в Китае. Сейчас у меня совершенно иные ощущения, чем год назад, у нас совершенно другая машина – это вселяет уверенность и оптимизм. Да, нужно выкладываться и стабильно зарабатывать очки, однако с нынешними результатами мы уже смотрим на ситуацию позитивно.
Я уступаю несколько очков лидеру, но впереди ещё много гонок. В прошлом году после летнего перерыва Себастьян отставал на 43 очка, но приехал в Остин лидером чемпионата. Добиваясь стабильных результатов, можно отыграть 50 очков за пять-шесть гонок. Что-то подобное было у меня в 2006 году, когда я опережал Михаэля Шумахера на 33 очка, что эквивалентно нынешним 75-80, но за два этапа до конца сезона он перехватил инициативу. Следовательно, пока мы не проигрываем лидеру 75-80 очков, нужно сохранять оптимизм.
Вопрос: (Валенти Фрадера – Il Nuovo Sportivo) Вопрос к Себастьяну и Фернандо. Полагаете, новая жесткая резина подойдет вашим машинам?
Себастьян Феттель: Понятия не имею, узнаем завтра. Из информации, полученной от Pirelli, мы примерно представляем, чего ждать, но я не рассчитываю на чудо. Уверен, нам все так же придется активно работать с шинами и экономить их ресурс. Поможет ли это нашей борьбе, и станем ли мы и дальше использовать новый состав, скажем более определенно только в воскресенье.
Фернандо Алонсо: Схожий ответ. Завтра мы впервые поставим эти шины и постараемся собрать как можно больше информации, а выводы сделаем уже после гонки. Не думаю, что сама резина значительным образом повлияет на поведение машины: это задача команд выжимать из шин максимум, а для этого нужно работать с ними. Мы понимаем, насколько важен сейчас шинный фактор, и потому должны собрать максимально возможный объем данных.
Вопрос: (Феликс Горнер – RTL TV) Вопрос для Себастьяна и Фернандо. Вы смотрели матчи Лиги Чемпионов? Какую команду вы считаете фаворитом финала?
Себастьян Феттель: Не хочу отвечать первым.
Фернандо Алонсо: Я смотрел матчи. Жаль, что обе испанские команды – особенно мадридский «Реал», за который я болею, - не прошли дальше. «Реал» не лучшим образом выступил в Германии, а уже у себя дома, в Мадриде, команда играла лучше, однако после первой игры разница была слишком велика. Финал? Кто знает… Уверен, соперничество будет острым, ведь финалисты конкурировали между собой и в национальном чемпионате.
Себастьян Феттель: С точки зрения немца финальный расклад очень хорош – честно говоря, удивительно видеть в решающем матче две немецкие команды! По всем прогнозам мюнхенская «Бавария» должна победить, она очень сильна в этом году, но я скрещу пальцы за парней из Дортмунда. Посмотрим, чем все закончится. В любом случае, все решит качество игры в день финала, а не расчет или прогноз…
Вопрос: (Йенс Вальтер – ARD Radio) Фернандо, если говорить о футболе и Формуле 1, как бы вы описали спортивные отношения между Испанией и Германией?
Фернандо Алонсо: Отношения неплохие, но мы не так часто пересекаемся. Да, в полуфинале дважды встречались немецкие и испанские команды, но в других видах спорта подобное явление редкость, поскольку там, где хороши испанцы – баскетбол или теннис – немцы играют несколько хуже, и наоборот – скажем, представители Германии успешны в лыжных гонках, где нам похвастаться особо нечем.
В Формуле 1 мы тоже в меньшинстве, поскольку в пелотоне всегда найдется четверо или пятеро немецких гонщиков и одна-две немецкие команды. Не помню, сколько у нас сейчас команд из Германии – кажется, только Mercedes. В общем, пусть немцы продолжают побеждать в футболе!
Вопрос: (Жером Памьер – AP) Серхио, вы сказали, что беседа с Дженсоном и руководством McLaren прошла в позитивном ключе. Не могли бы вы рассказать подробнее, о чем шла речь?
Серхио Перес: Мы поговорили с Дженсоном, извинились перед командой за то, что в тот момент действовали слишком агрессивно и были близки к аварии. Важно было всё прояснить, убрать любые спорные моменты.
Сейчас для нас крайне важно найти выход из ситуации, в которой мы оказались, сделать машину быстрее, и над этим нам с Дженсоном предстоит серьёзно поработать. Разговор между нами с участием Сэма Майкла и Мартина Уитмарша позволил сохранить единство команды, а это крайне важно для выхода из кризисной ситуации.
Вопрос: Если бы ситуация повторилась, вы поступили бы иначе?
Серхио Перес: Так же, но с меньшим риском. Мы боролись слишком агрессивно и теряли на этом время – в следующий раз нужно действовать иначе, использовать более гибкий подход, а не впустую изнашивать шины в борьбе друг с другом. В McLaren разрешают гонщикам вести борьбу, поэтому мы должны относиться к напарнику с ещё большим уважением.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) На эту гонку все команды привезли существенные доработки. Полагаете, расстановка сил изменится?
Даниэль Риккардо: Как правило, сезон по-настоящему начинается с возвращением в Европу. Здесь определятся фавориты на ближайшие несколько гонок – до Сильверстоуна, где многие представят второй комплект обновлений. В любом случае, Гран При Испании предопределит расклад сил на два месяца вперед, так было в последние несколько лет, и я надеюсь, что наша команда в этой ситуации не затеряется.
Валттери Боттас: Я очень надеюсь, что мы сможем бороться за более высокие позиции, что расстановка сил изменится в нашу пользу, но сложно делать прогнозы – посмотрим, чем всё закончится. Мы постепенно движемся вперед, но пока прогресса хватает лишь на неделю, поэтому команда старается готовить доработки к каждой гонке.
Серхио Перес: Аналогично – нужно двигаться дальше. Мы заметно прибавили по сравнению с первой гонкой и находимся на верном пути, однако я не жду серьезного скачка. Когда уступаешь слишком много, главное – начать сокращать отставание. В предстоящей гонке важно ещё лучше разобраться в поведении машины.
Фернандо Алонсо: Не думаю, что ситуация в лидирующей группе серьёзно изменится.
Себастьян Феттель: Я тоже не жду сюрпризов. Все добьются прогресса и останутся на своих местах.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, не кажется ли вам, что впервые за все время выступления за Ferrari вы приехали в Испанию в статусе фаворита гонки, что вы готовы атаковать, а не плестись где-то в середине пелотона в расчете на неудачу лидеров?
Фернандо Алонсо: Возможно, это первый год, когда вместе с Ferrari я приезжаю в Барселону с конкурентоспособной машиной. Однако это не означает, что я автоматически буду бороться за лидирующие позиции – для этого необходимо все сделать правильно и на высоком уровне провести уик-энд. Нужно проверить, как ведет себя машина с новыми модификациями, соперники тоже добьются прогресса – в общем, посмотрим.
В четырех первых гонках мы были конкурентоспособны. Мы думали, что можем бороться за высокие места, если гонка пройдет без проблем. Мы попытаемся так же сработать и в Барселоне, и если этого окажется достаточно для борьбы за победу – это здорово, если нет - нужно стремиться к максимально возможному результату. Этот уик-энд мы начнем, думая о борьбе, а не об обороне позиций, как в прошлые три года.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports) Фернандо, во время выступления в Renault вы тесно сотрудничали с Джеймсом Эллисоном, который тогда занимал пост заместителя технического директора. Насколько высоко вы оцениваете его работу? Вам хотелось бы снова взаимодействовать с ним, и стали бы вы способствовать его переходу в Ferrari?
Фернандо Алонсо: У меня нет четкого мнения, Джеймс сам выберет для себя оптимальный вариант. Возможно, решит вообще остаться дома – у нас нет об этом никаких новостей. В Renault я плотно работал с Джеймсом и вместе с ним выиграл два чемпионских титула. Когда я вернулся в Renault и выступал в команде в 2008-м и в 2009-м, он работал техническим директором, но мы не добились успеха. Однако все видели скорость машин Lotus в последние два года, и не секрет, что Джеймс был одной из ключевых фигур команды. Посмотрим, что ждет его в будущем.
Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Spots) Вам хотелось бы снова работать с ним?
Фернандо Алонсо: Мне хотелось бы работать со всеми техническими директорами сразу и видеть их всех в нашей команде – было бы любопытно взглянуть, как в таком случае наши соперники строили бы свои машины. Сейчас мы работаем очень неплохо, в нынешнем сезоне дела идут лучше, и мы довольны ситуацией, но дополнительная помощь никогда не бывает лишней.
Перевод: Валерий Карташев