В 2013 году Ferrari решила объединить в названии своей машины год и число цилиндров двигателя, чтобы отметить последний сезон атмосферных 8-цилиндровых моторов – новая модель получила имя F138.
Как и в других топ-командах, в Ferrari разделили конструкторский штаб на две группы, одна занималась проектом 2013 года, а другая – 2014-го, так как новые 6-цилиндровые турбомоторы и система ERS требовали серьёзных инженерных ресурсов. В 2013-м, перед введением нового регламента, правила почти не изменились, что позволило конструкторам ограничиться модернизацией прошлогодней машины.
Доработке подверглась, в первую очередь, аэродинамика, которая несколько лет была слабым звеном команды из-за неточной калибровки аэродинамической трубы в Маранелло. Пока специалисты реконструировали трубу, Скудерия продувала машины в Кёльне, на базе Toyota Motorsport, что принесло свои плоды. Концептуально аэродинамика машины осталась прежней, инженеры внесли множество мелких изменений, чтобы заставить узлы и системы работать должным образом. Был обновлён воздухозаборник двигателя, конфигурация передних и задних антикрыльев, оптимизирована система DRS. Система охлаждения осталась прежней, но изменились боковые понтоны. Кроме того, в очередной раз усовершенствована тормозная система. Большое внимание уделили снижению веса и увеличения жёсткости конструкции.
Важным элементом 2013 года стали шины Pirelli. Откликнувшись на просьбу FIA обеспечить использование тактики трёх-четырёх пит-стопов, итальянские шинники создали составы, быстро разрушавшиеся по ходу гонки. Это решение имело ряд негативных последствий: во-первых, командам сложно было заставить резину эффективно работать, так как диапазон рабочих характеристик оказался очень узким. Во-вторых, на скоростных трассах они оказались небезопасны, что стало очевидно в Сильверстоуне, где сразу у нескольких пилотов взорвались шины.
Пытаясь решить эту проблему, в Pirelli вернулись к прошлогодней конструкции шин, с кевларовым кордом вместо стального. Это повлияло на расстановку сил, а серьёзный прогресс Red Bull Racing позволил им доминировать в чемпионате – Себастьян Феттель выиграл девять гонок подряд, уничтожив любые намёки на борьбу за титул.
Ferrari F138
Третье место в Кубке конструкторов, позади Red Bull и Mercedes, конечно, нельзя считать хорошим результатом для команды, которая, после победы Алонсо в Барселоне, надеялась побороться за титул с F138. Но амбиции Ferrari в 2013 году расстаяли, как снег на солнце, и не только из-за перехода Pirelli с шин со стальным кордом на кевларовый: Скудерия вновь продемонстрировала слабость при доработке машины по ходу сезона в условиях, когда нет возможности её испытывать. Тесты были запрещены, круги по трассе заменили компьютерные симуляторы, а Ferrari оказалась в кризисе.
Кроме того, некоторые решения последних лет привели к катастрофическим последствиям, к примеру, увольнение Альдо Косты, которого заменил Пэт Фрай. Да и весь аэродинамический сектор разочаровал: в последних сезонах Ferrari вынуждена догонять Red Bull, предлагая впечатляющее количество новинок, чтобы сократить отставание от машин Эдриана Ньюи. На F138 заработала лишь небольшая их часть, в то время как почти все обновления Red Bull приводили к прогрессу.
С машиной, которая хорошо начинает сезон, но не прогрессирует по ходу чемпионата, ставить перед собой высокие цели невозможно. К счастью, начиная с 2014 года 8-цилиндровые 2,4-литровые двигатели, сложная аэродинамика задней части машины и использование выхлопа для увеличения прижимной силы отправлены на пенсию, с возвращением турбомоторов Ferrari сможет всё начать с нуля. В том числе и борьбу за титул, прерванную в 2008 году с F2008 – последней машины Скудерии, завоевавшей Кубок конструкторов.
Результаты выступлений Ferrari F138 в гонках Формулы 1
В начале сезона казалось, что силы соперников примерно равны, и после двух побед Фернандо Алонсо в пяти первых Гран При сезона испанец казался претендентом на титул. Однако, по ходу чемпионата его результаты постепенно падали, а к концу сезона Ferrari уступала не только Red Bull Racing, но и Mercedes. Алонсо, тем не менее, в очередной раз смог стать вице-чемпионом, но проиграл при этом Феттелю катастрофические 155 очков.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
2013 | 19 | 38 | 0 | 2 | 1 |