Гонка #96: 22 мая 1961 года. Гран При Голландии. Зандфорт |
|
Поул | Фил Хилл (Ferrari 156) - 1.35,7 (157,7 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus 21) - 1.35,5 (158,060 км/ч) |
Победитель | Вольфганг фон Трипс (Ferrari 156) - 2:01:52,1 (154,828 км/ч) |
Мы привыкли, что гонки Формулы 1 проходят строго по воскресеньям, но так было далеко не всегда. К примеру, Гран При Великобритании 1958 года, о котором мы недавно писали, состоялся в субботу, а Гран При Нидерландов 1961-го – в понедельник. Это не связано с какими-то форс-мажорными обстоятельствами – расписание уик-энда было таким изначально.
Гонка в Голландии проходила в Зандфорте и была вторым этапом чемпионата мира. В 1961 году в Формуле 1 вступил в силу новый регламент, сокративший объём моторов с 2,5 до полутора литров, что давало большое преимущество Ferrari – ведь в распоряжении британских команд такого двигателя необходимой мощности просто не было. Однако первый Гран При сезона прошел в Монако, где мощность моторов не играла решающего значения. И сенсационную победу там одержал Стирлинг Мосс на стареньком Lotus 18 частной команды Роба Уокера.
В Голландии, спустя всего неделю после обидного поражения, пилоты Ferrari надеялись взять реванш. Помочь им в этом должны были новые двигатели – с углом развала цилиндров в 120 градусов. Именно такой мотор стоял на машине Ричи Гинтера в Монако, который уступил Моссу на финише лишь несколько секунд. В Зандфорте аналогичные двигатели получили и Фил Хилл, и Вольфганг фон Трипс.
Главными соперниками Скудерии были пилоты Lotus. Точнее, один пилот – Джим Кларк. Его напарник Иннес Айрленд в Монако сломал ногу и пропускал Гран При. Вместо него был заявлен Тревор Тейлор, но он вышел на старт на старой Lotus 18. Сильны были и лидеры предыдущего сезона Джек Брэбэм и Брюс Макларен из Cooper, а также Мосс, команда которого, как обычно, привезла на Гран При и машину Lotus, и Cooper, хотя в обоих случаях речь шла об устаревших моделях. Не стоило сбрасывать со счетов гонщиков BRM Грэма Хилла и Тони Брукса.
Кроме того, внимание привлекала заводская команда Porsche, а также «полузаводская» Ecurie Maarsbergen. Фактически, это была частная команда местного пилота Карела Годена де Бофора, который получил машины немецкой компании в обмен на место в одной из них для Ханса Херманна. На такой шаг немцы пошли, так как организаторы позволяли выставлять на старт лишь по две машины от команды, сделав исключение только для Ferrari.
В то же время эти команды получили разные машины: в распоряжении клиентской Ecurie Maarsbergen оказались Porsche 718, а пилоты заводской Porsche System Engineering Дэн Гёрни и Йо Боньер вышли на старт на Porsche 787. По сути, обе модели представляли собой модернизированные машины Формулы 2 и оказались не слишком конкурентоспособны. В дальнейшем 787-е больше на старт не выходили: разочарованный Ферри Порше решил использовать только проверенную 718/2 вплоть до появления новой машины, которая будет готова лишь к следующему сезону.
Первые заезды состоялись в субботу и показали подавляющее превосходство машин Ferrari. Они пропустили утреннюю тренировку, которая проходила в очень холодных и ветреных условиях, но, тем не менее, выиграли квалификацию, завоевав весь первый ряд стартового поля (он состоял из трёх машин). Фил Хилл и фон Трипс показали одинаковое время, но поул достался Хиллу, а Ричи Гинтер уступил им 0,2 секунды. «Лучшим из остальных» стал Мосс, вместе с которым со второго ряда стартовал Грэм Хилл на BRM.
На старте Хилл и фон Трипс вели борьбу за лидерство, а вот Гинтер ускорился не лучшим образом, потеряв несколько позиций. Стирлинг Мосс стартовал неплохо, но вылетел с трассы и пропустил три машины. А вот Джим Кларк, напротив, начав гонку лишь с четвёртого ряда, сразу же пробился на третье место! Первый круг лидером закончил фон Трипс – это был первый круг лидерства для немцев в истории Формулы 1. К финишу их будет 75.
В начале гонки Фил Хилл немного отстал от напарника и попал под атаки Кларка. Шотландец не мог соперничать с Ferrari в скорости на прямых, зато он и его Lotus 21 были великолепны в поворотах – пилоты раз за разом менялись позициями. Их борьба продолжалась на протяжении 40 кругов, но верх в итоге взял Хилл, сумевший ближе к концу дистанции оторваться от Кларка и настигнуть лидировавшего фон Трипса.
За их спинами шла не менее напряжённая борьба за четвёртую позицию между Грэмом Хиллом на BRM, Стирлингом Моссом на Lotus и Ричи Гинтером на Ferrari. Казалось, у британцев нет шансов против мощной Ferrari, но у Ричи возникли проблемы с дросселем, он никак не мог опередить соперников. Впереди оказался Мосс, но и на его машине появились неполадки – забарахлило зажигание. На четвёртое место вышел Грэм Хилл, а Гинтера опередил ещё и Брэбэм, однако на середине дистанции двигатель Ferrari вдруг вновь заработал на полную мощность, и американец легко опередил и Брэбэма, и Мосса. Вскоре оказался позади и Грэм Хилл – он выехал за пределы трассы, пропустив не только Гинтера, но и Брэбэма.
На последних двадцати кругах пара Гинтер-Мосс оторвалась от Брэбэма, и хотя Гинтер был впереди, Мосс не оставлял надежд подкараулить его ошибку. И он своего момента дождался: на последнем круге из-за вновь забарахлившего дросселя Гинтер не лучшим образом прошёл шпильку, и Стирлинг вышел вперёд! Финишную черту они пересекли почти одновременно, но всё же Мосс на 0,1 секунды оказался впереди.
Вольфганг фон Трипс одержал свою первую победу в Формуле 1, сделав заявку на титул. Фил Хилл, впрочем, уступил ему менее секунды. Помимо двух пилотов Ferrari, на подиум поднялся также Джим Кларк, показав по ходу дистанции лучший круг – первый в карьере. Что касается пилотов Porsche, то на машинах Гёрни и Боньера оказалась неверно откалибрована система впрыска, им не хватало скорости – Гёрни проиграл лидеру круг, Боньер – два.
Эту гонку нельзя назвать особенно захватывающей, но для истории Формулы 1 она совершенно уникальна. Впервые в гонке финишировали все пилоты, которые в ней участвовали – в следующий раз такое произойдёт только на Гран При Италии 2005 года. Кроме того, впервые все машины проехали дистанцию гонки, ни разу не побывав в боксах. Этот рекорд не повторён до сих пор.