Голландия'61: Понедельник начинается в субботу

Ричи Гинтер на Гран При Нидерландов 1961 года
Гонка #96: 22 мая 1961 года. Гран При Голландии. Зандфорт
Поул Фил Хилл (Ferrari 156) - 1.35,7 (157,7 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus 21) - 1.35,5 (158,060 км/ч)
Победитель Вольфганг фон Трипс (Ferrari 156) - 2:01:52,1 (154,828 км/ч)

Мы привыкли, что гонки Формулы 1 проходят строго по воскресеньям, но так было далеко не всегда. К примеру, Гран При Великобритании 1958 года, о котором мы недавно писали, состоялся в субботу, а Гран При Нидерландов 1961-го – в понедельник. Это не связано с какими-то форс-мажорными обстоятельствами – расписание уик-энда было таким изначально.

Гонка в Голландии проходила в Зандфорте и была вторым этапом чемпионата мира. В 1961 году в Формуле 1 вступил в силу новый регламент, сокративший объём моторов с 2,5 до полутора литров, что давало большое преимущество Ferrari – ведь в распоряжении британских команд такого двигателя необходимой мощности просто не было. Однако первый Гран При сезона прошел в Монако, где мощность моторов не играла решающего значения. И сенсационную победу там одержал Стирлинг Мосс на стареньком Lotus 18 частной команды Роба Уокера.

В Голландии, спустя всего неделю после обидного поражения, пилоты Ferrari надеялись взять реванш. Помочь им в этом должны были новые двигатели – с углом развала цилиндров в 120 градусов. Именно такой мотор стоял на машине Ричи Гинтера в Монако, который уступил Моссу на финише лишь несколько секунд. В Зандфорте аналогичные двигатели получили и Фил Хилл, и Вольфганг фон Трипс.

Главными соперниками Скудерии были пилоты Lotus. Точнее, один пилот – Джим Кларк. Его напарник Иннес Айрленд в Монако сломал ногу и пропускал Гран При. Вместо него был заявлен Тревор Тейлор, но он вышел на старт на старой Lotus 18. Сильны были и лидеры предыдущего сезона Джек Брэбэм и Брюс Макларен из Cooper, а также Мосс, команда которого, как обычно, привезла на Гран При и машину Lotus, и Cooper, хотя в обоих случаях речь шла об устаревших моделях. Не стоило сбрасывать со счетов гонщиков BRM Грэма Хилла и Тони Брукса.

Ханс Херманн на машине Porsche в Голландии

Кроме того, внимание привлекала заводская команда Porsche, а также «полузаводская» Ecurie Maarsbergen. Фактически, это была частная команда местного пилота Карела Годена де Бофора, который получил машины немецкой компании в обмен на место в одной из них для Ханса Херманна. На такой шаг немцы пошли, так как организаторы позволяли выставлять на старт лишь по две машины от команды, сделав исключение только для Ferrari.

В то же время эти команды получили разные машины: в распоряжении клиентской Ecurie Maarsbergen оказались Porsche 718, а пилоты заводской Porsche System Engineering Дэн Гёрни и Йо Боньер вышли на старт на Porsche 787. По сути, обе модели представляли собой модернизированные машины Формулы 2 и оказались не слишком конкурентоспособны. В дальнейшем 787-е больше на старт не выходили: разочарованный Ферри Порше решил использовать только проверенную 718/2 вплоть до появления новой машины, которая будет готова лишь к следующему сезону.

Первые заезды состоялись в субботу и показали подавляющее превосходство машин Ferrari. Они пропустили утреннюю тренировку, которая проходила в очень холодных и ветреных условиях, но, тем не менее, выиграли квалификацию, завоевав весь первый ряд стартового поля (он состоял из трёх машин). Фил Хилл и фон Трипс показали одинаковое время, но поул достался Хиллу, а Ричи Гинтер уступил им 0,2 секунды. «Лучшим из остальных» стал Мосс, вместе с которым со второго ряда стартовал Грэм Хилл на BRM.

Старт Гран При Нидерландов 1961 года

На старте Хилл и фон Трипс вели борьбу за лидерство, а вот Гинтер ускорился не лучшим образом, потеряв несколько позиций. Стирлинг Мосс стартовал неплохо, но вылетел с трассы и пропустил три машины. А вот Джим Кларк, напротив, начав гонку лишь с четвёртого ряда, сразу же пробился на третье место! Первый круг лидером закончил фон Трипс – это был первый круг лидерства для немцев в истории Формулы 1. К финишу их будет 75.

В начале гонки Фил Хилл немного отстал от напарника и попал под атаки Кларка. Шотландец не мог соперничать с Ferrari в скорости на прямых, зато он и его Lotus 21 были великолепны в поворотах – пилоты раз за разом менялись позициями. Их борьба продолжалась на протяжении 40 кругов, но верх в итоге взял Хилл, сумевший ближе к концу дистанции оторваться от Кларка и настигнуть лидировавшего фон Трипса.

Фил Хилл (впереди) и Джим Кларк сражаются за вторую позицию на Гран При Нидерландов 1961 года

За их спинами шла не менее напряжённая борьба за четвёртую позицию между Грэмом Хиллом на BRM, Стирлингом Моссом на Lotus и Ричи Гинтером на Ferrari. Казалось, у британцев нет шансов против мощной Ferrari, но у Ричи возникли проблемы с дросселем, он никак не мог опередить соперников. Впереди оказался Мосс, но и на его машине появились неполадки – забарахлило зажигание. На четвёртое место вышел Грэм Хилл, а Гинтера опередил ещё и Брэбэм, однако на середине дистанции двигатель Ferrari вдруг вновь заработал на полную мощность, и американец легко опередил и Брэбэма, и Мосса. Вскоре оказался позади и Грэм Хилл – он выехал за пределы трассы, пропустив не только Гинтера, но и Брэбэма.

На последних двадцати кругах пара Гинтер-Мосс оторвалась от Брэбэма, и хотя Гинтер был впереди, Мосс не оставлял надежд подкараулить его ошибку. И он своего момента дождался: на последнем круге из-за вновь забарахлившего дросселя Гинтер не лучшим образом прошёл шпильку, и Стирлинг вышел вперёд! Финишную черту они пересекли почти одновременно, но всё же Мосс на 0,1 секунды оказался впереди.

Вольфганг фон Трипс на Гран При Нидерландов 1961 года

Вольфганг фон Трипс одержал свою первую победу в Формуле 1, сделав заявку на титул. Фил Хилл, впрочем, уступил ему менее секунды. Помимо двух пилотов Ferrari, на подиум поднялся также Джим Кларк, показав по ходу дистанции лучший круг – первый в карьере. Что касается пилотов Porsche, то на машинах Гёрни и Боньера оказалась неверно откалибрована система впрыска, им не хватало скорости – Гёрни проиграл лидеру круг, Боньер – два.

Эту гонку нельзя назвать особенно захватывающей, но для истории Формулы 1 она совершенно уникальна. Впервые в гонке финишировали все пилоты, которые в ней участвовали – в следующий раз такое произойдёт только на Гран При Италии 2005 года. Кроме того, впервые все машины проехали дистанцию гонки, ни разу не побывав в боксах. Этот рекорд не повторён до сих пор.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё