Гонка #113: 9 июня 1963 года. Гран При Бельгии. Спа |
|
Поул | Грэм Хилл (BRM 578) - 3:54,1 (216,8 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus 25) - 3:58,1 (213,187 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus 25) - 2:27:47,6 (182,915 км/ч) |
Гран При Бельгии 1963 года был вторым этапом сезона, после Гран При Монако, состоявшегося двумя неделями раньше. В этом промежутке, однако, произошло ещё одно знаковое событие – гонка Инди-500. В зачёт чемпионата мира она уже не входила, тем не менее команда Lotus приняла в ней участие. Специально подготовленная Lotus 29 с 4,2-литровым двигателем Ford, расположенным сзади, оказалась весьма конкурентоспособной на фоне классических американских переднемоторных машин, и Джим Кларк едва не выиграл гонку!
Шотландец финишировал вторым, однако разгорелся скандал – машина победителя гонки Парнелли Джонса на протяжении множества кругов поливала трассу маслом, что привело к целой серии разворотов. Организаторы (USAC), тем не менее, так и не показали ему чёрный флаг. Владелец машины, ДжейСи Агаджанян, убедил их, что трещина в баке находится достаточно высоко, и в дальнейшем масло литься не будет.
Это решение USAC вызывает споры по сей день: многие, в том числе глава Lotus Колин Чэпмэн, были уверены, что организаторы просто не хотели, чтобы гонку выиграл британец на британской машине. Вторая Lotus 29, которую пилотировал Дэн Гёрни, незадолго до финиша была четвёртой, но из-за незапланированного пит-стопа на последних кругах финишировала седьмой.
Так или иначе, выступление Lotus в США можно было считать успешным, и, несмотря на обидное поражение в Монако, где у него отказала коробка передач, Джим Кларк приехал в Бельгию в прекрасном настроении. Новая машина для Формулы 1, Lotus 25, также оказалась быстра, и нужно было лишь избавить её от «детских болезней». У главных конкурентов, BRM, с надёжностью дела обстояли получше, но P578, фактически представлявшая собой прошлогоднюю P57, не могла соперничать с машинами Lotus по части управляемости. В то же время в распоряжении BRM был самый мощный мотор того времени, и на скоростном бельгийском треке они получили преимущество.
В Бельгии должны были дебютировать сразу три новые машины. Так British Racing Partnership, ранее выступавшие на Cooper, Lotus и BRM, впервые представили собственную разработку – BRP Mk 1. За руль этой машины сел Иннес Айрленд, в то время как Джим Холл продолжил выступления на Lotus 24. Ещё одна новинка – Scirocco SP-1. Команда Scirocco Powell Racing Cars планировала выставить на старт две машины, но успела подготовить только одну, для совладельца команды Тони Сеттембера. Гораздо более опытный Ян Бёрджесс принять участие в гонке не смог.
Но самый большой интерес вызывал дебют команды A.T.S. – Automobili Turismo e Sport. Она была основана после того, как в конце 1961 года практически весь топ-менеджмент Ferrari, в том числе восемь директоров, разругавшись с Коммендаторе, ушли из команды, решив создать собственный проект. Создателем машины стал бывший главный конструктор Ferrari Карло Кити. За основу он взял свою последнюю разработку для Энцо – Ferrari 156. При этом в самой Скудерии в 1963 году также представили развитие 156-й, но уже в исполнении молодого Мауро Форгьери.
Фактически, в Спа впервые должны были соперничать две версии развития одной и той же машины. Неудивительно, что они оказались очень похожими, да ещё и выкрашенными в один и тот же цвет – итальянский гоночный красный. Более того – за руль ATS 100 сели два бывших гонщика Ferrari – Джанкарло Багетти и Фил Хилл. Правда, сходство с Ferrari оказалось лишь внешним – на первых же тренировках стало очевидным, что ATS неконкурентоспособна, и всё, что удалось чемпиону 1961 года Филу Хиллу в квалификации – это опередить частника Карела Годена де Бофора на прошлогоднем Porsche, а также Сеттембера на Scirocco 01. Багетти же оказался последним.
В остальных командах радикальных технических обновлений не было. Стоит отметить лишь появление в команде Реджа Парнелла «условно местного» пилота Люсьена Бьянки. Люсьен (на самом деле его звали Лючано) родился в Милане и уехал из Италии в 12 лет. Всю последующую жизнь он прожил в Бельгии и выступал за эту страну. Гонка 1963 года была для него далеко не первой – он не раз выходил на старт Гран При за частные команды, а в 1960-м даже заработал очки, но больших успехов в автоспорте добиться не успел. Сегодня он известен в основном благодаря своему внучатому племяннику Жюлю Бьянки. Тогда, впрочем, самому Люсьену было всего 28 лет.
Сразу в трёх командах уже в Бельгии отказались от первоначального намерения выставить на старт третью машину и предпочли использовать её в качестве запасной. Это лишило возможности выступить Лодовико Скарфиотти в Ferrari, Питера Эранделла в Lotus и Лоренцо Бандини в Scuderia Centro Sud. Но несмотря на то, что сразу четыре заявленных на Гран При гонщика (включая Бёрджеса) не смогли принять в нём участие, стартовая решётка оказалась достаточно внушительной: 20 машин.
В квалификации предсказуемо лучшими стали пилоты BRM – Грэм Хилл завоевал поул, Дэн Гёрни уступил ему почти секунду, но оказался вторым. Этот результат был лучшим для команды BRM за всю её историю. Неожиданностью стало третье место пилота Ferrari Вилли Майресса. Конечно, трасса в Спа была для него домашней, но 2,5 секунды преимущества по отношению к первому номеру Скудерии, Джону Сёртизу, определённо оказались сюрпризом.
Для Lotus квалификация прошла крайне неудачно: Джим Кларк из-за неполадок с коробкой передач показал лишь восьмое время, а на машине Тревора Тэйлора в Stavelot сломалась подвеска, что привело к серьёзной аварии. Машина оказалась полностью разрушена, гонщик получил травму ноги и несколько синяков, но вышел на старт.
Казалось, помешать Хиллу одержать вторую подряд победу просто некому, но, как это нередко бывает в Бельгии, в ход уик-энда вмешалась погода. В пятницу и субботу в Спа было сухо и солнечно, но в воскресенье на трассу обрушился ливень. Правда, незадолго до старта дождь прекратился, и трасса начала понемногу подсыхать.
Вместе с водой испарялись и надежды Кларка быстро отыграться при старте из середины пелотона. Но на старте Кларку удалось почти невозможное – здорово ускорившись и выбрав внешнюю траекторию, увернувшись от нескольких машин соперников, он уже к первому повороту оказался лидером! Этот старт до сих пор считается одним из лучших в истории Формулы 1.
Кларк возглавил гонку, Хилл оказался вторым. С первых же поворотов эта пара начала стремительно отрываться от соперников. К концу первого круга они выигрывали у Брэбэма, Гёрни и Майресса 15 секунд, к концу второго – 22 секунды. На третье место вышел Майресс, на пятое пробился Брюс Макларен. В хвосте пелотона тем временем столкнулись Бьянки и де Бофор, и хотя оба пилота смогли продолжить борьбу, Lola Бьянки получила серьёзные повреждения.
Спустя пару кругов Люсьен заехал в боксы, где от его машины просто отрезали повреждённый кусок кузова, но он был далеко не единственным, кому пришлось посетить пит-лейн в самом начале гонки. Так, уже на пятом круге вернулся в расположение команды Тейлор – полученные в квалификации травмы давали о себе знать, к тому же на машине возникли проблемы с давлением масла, так что британец предпочёл сойти.
Спустя два круга Майресс вынужден был остановиться, так как на его Ferrari не работали два цилиндра, а Багетти прекратил борьбу из-за поломки коробки передач. У Йо Зифферта возникли проблемы с рулевым управлением, у Иннеса Айрленда на его новой BRP отказала коробка, Крис Эймон сошёл после того, как из-за утечки масла пострадал двигатель. Брэбэм потерял несколько мест из-за проблем с топливным насосом. На 12-м круге он вернулся в боксы и больше на трассу не выезжал. Спустя ещё круг сошёл и Фил Хилл из-за отказа трансмиссии.
Но пока большая часть пелотона испытывала разнообразные проблемы, Джим Кларк буквально летел по трассе. К 12-му кругу его отрыв от Грэма Хилла достиг 15 секунд. Занимавший третье место Сёртиз начал было сокращать гигантское отставание от Хилла, но вскоре ему пришлось заехать в боксы из-за неполадок с двигателем. Подобные проблемы появились и на машине Макларена – его Climax работал только на семи цилиндрах, так что Брюса вновь опередил Гёрни.
А на середине дистанции на трассу обрушился настоящий шторм. Из-за сильнейшего ливня машины постоянно аквапланировали, видимость упала почти до нуля, а время прохождения круга увеличилось на 2-3 минуты. Потоки воды буквально смывали машины с трассы – первыми пострадавшими оказались Зифферт, а также Холл и Бьянки, которые вели борьбу между собой.
На 17-м круге на машине Грэма Хилла отказала коробка передач, он остановился прямо на трассе. На второе место вышел Гёрни, который уступал Кларку уже более минуты, но и он, и преследовавший его Гинтер, чей BRM в это время больше походил на моторную лодку, просто не справлялись с управлением на залитом водой асфальте. Куда лучше это удавалось Брюсу Макларену, чей Cooper держался на трассе гораздо увереннее. Отказ одного цилиндра теперь мало влиял на скорость, так что на последних кругах Брюс опередил обоих американцев и вышел на вторую позицию.
Тем временем некоторые пилоты столкнулись с совсем неожиданными проблемами. Сеттембер вынужден был вернуться в боксы, чтобы сменить очки – предыдущие полностью раскисли от воды. Новые, однако, принесли другую беду – быстро запотели и Тони угодил в огромную лужу. Его Scirocco закрутило, она вылетела с трассы и врезалась в земляную насыпь. Заехал за новыми очками и другой Тони – Мэггс из команды Cooper, однако на пит-стопе выяснилось, что масляный радиатор на его машине пробит.
Дела были настолько плохи, что Колин Чэпмэн и инженер BRM Тони Радд даже собирались попросить организаторов остановить гонку досрочно. Но затем передумали – дождь немного стих, до финиша оставалось лишь два круга, так что решено было всё же завершить дистанцию полностью.
Джим Кларк одержал победу – первую в сезоне. Единственным, кто проиграл ему менее круга, оказался Брюс Макларен. Но при этом он уступил пилоту Lotus почти 5 минут! Этого второго места хватило Брюсу, чтобы возглавить таблицу чемпионата – в последний раз в карьере. Всего из 20 стартовавших пилотов финишный флаг увидели только шестеро.