Участники: Роман Грожан (Lotus), Пастор Мальдонадо (Lotus), Валттери Боттас (Williams), Роберто Мери (Manor), Фелипе Наср (Sauber), Серхио Перес (Force India)
Вопрос: Начнем с вас, Роман. В этом году вам удалось вернуться на подиум – каковы шансы повторить результат в оставшихся гонках?
Роман Грожан: Скажем так, мы не рассчитывали на подиумы в этом году, но смогли финишировать в тройке. Да, всегда хочется большего, всегда стараешься сработать на пределе. В Спа мы использовали свой шанс – надеюсь, их будет ещё несколько. Всё, что в наших силах – это продолжать работу.
Вопрос: Что скажете о перспективах на 2016-й? Вы наверняка ждете решения по возможной сделке между Renault и Lotus, но если она не состоится… Вас упоминали в качестве кандидата на место в команде Haas – вы рассматриваете такой вариант?
Роман Грожан: Могу ответить, что моё решение… Знаете, для себя я определился и знаю, каким должно быть мое будущее, но, если не возражаете, больше я ничего не скажу.
Вопрос: Серхио, такой же вопрос о 2016-м. На пресс-конференции в Монце Роберт Фернли намекнул, что надеется к этапу в Сингапуре закрыть вопрос о вашем контракте. Как обстоят дела?
Серхио Перес: Да, мы достигли определенного прогресса, но пока не готовы сделать заявление.
Вопрос: Впервые в карьере вы в двух гонках подряд финишировали в первой шестерке, сейчас вы в хорошей форме, и мы находимся на трассе, где в предыдущие годы вы неизменно зарабатывали очки. Наверняка вы полны оптимизма…
Серхио Перес: Определенно. Как вы заметили, в предыдущих гонках я выступил неплохо – надеюсь, серия продолжится. Машина прогрессирует, мы постепенно прибавляем и, хочется верить, сможем уверенно провести концовку сезона. В Сингапуре я всегда зарабатывал очки и надеюсь и в предстоящий уик-энд финишировать в первой десятке, причем на более высокой позиции.
Вопрос: Валттери, вы в 50-й раз стартуете в Гран При, а в Италии добились лучшего результата за последние несколько гонок. Правда, со стороны может показаться, что для Williams это сезон упущенных возможностей – команде не хватает стабильности. Вы согласны с этой оценкой, или довольны тем, как всё складывалось?
Валттери Боттас: Должен признаться, я не вполне доволен результатами. Разумеется, мы рассчитываем на прогресс и заметно прибавили по сравнению с прошлым сезоном, но не на фоне соперников. Все в команде стремятся сработать лучше, я остаюсь в Williams – это хороший стартовый базис, но сейчас мы явно не на пике формы. С моей стороны сезон тоже сложился неровно, мне часто не везло, были неудачные гонки и не лучшие результаты. Так бывает, но всегда нужно смотреть вперед.
Вопрос: Вы уже отметили, что остаетесь в команде на следующий год. Что, по-вашему, необходимо Williams, чтобы добиться прогресса?
Валттери Боттас: Прижимная сила и мощность – это залог скорости! Нужно прибавить во всех областях, поскольку у нас были ошибки, скажем, на пит-стопах. Мы постепенно прогрессируем, но, к сожалению, иногда единственный способ прибавить – это допустить ошибку, а затем сделать выводы. Уверен, совсем скоро ошибок не будет, главное – учиться на опыте. Как я уже говорил, мы вполне можем выступить сильнее, чем в этом сезоне.
Вопрос: Роберто, вы проведете еще две гонки, чередуя обязанности гонщика с Александром Росси. Можете пояснить ситуацию?
Роберто Мери: Когда в начале года я приехал в Мельбурн вместе с Manor, они подарили мне шанс стать частью команды, но я не знал, как долго это продлится. По крайней мере, я провел двенадцать гонок – в непростом мире Формулы 1 это не так уж и плохо. Я благодарен команде за эту возможность, а сейчас они приняли решение, которое считают оптимальным в долгосрочной перспективе. Надеюсь, я хорошо проведу две оставшиеся гонки – постараюсь как можно лучше подготовиться к этапам в Сочи и Абу Даби.
Вопрос: Команда продолжает работу в аэродинамической трубе. Это работа и на текущий сезон, на перспективу?
Роберто Мери: Основное внимание уже уделяется новой машине, поскольку нынешний сезон практически завершен, а в следующем команда ставит перед собой цель стать более конкурентоспособной и бороться за очки. Уверен, они постараются это реализовать. Направить все ресурсы на следующий сезон – оптимальный вариант, этим команда и занимается.
Вопрос: Пастор, в 2012 году вы блестяще провели квалификацию в Сингапуре, но в нынешнем сезоне из 12-ти прошедших гонок в восьми сошли с дистанции, причем зачастую – одним из первых. Насколько может не везти одному человеку? В чем причина?
Пастор Мальдонадо: У нас было немало проблем, начало сезона получилось далеко не лучшим, несмотря на прогресс по сравнению с прошлым годом. Такова ситуация, но мы не в силах изменить прошлое – нужно активнее работать и стараться прогрессировать с каждой гонкой.
Вопрос: Перспективы команды активно обсуждаются, в том числе возможная сделка с Renault. Как вы участвуете в этом процессе? Вы будете выступать в этой команде в 2016-м?
Пастор Мальдонадо: Посмотрим, там видно будет.
Вопрос: Фелипе, в предыдущих гонках Sauber удалось прибавить – квалификация на грани первой десятки, несколько результативных финишей подряд. Какие технические решения позволили этого добиться?
Фелипе Наср: В предыдущих гонках трасса несколько лучше подходила нашей машине, нам помогли длинные прямые Спа и Монцы. К сожалению, лично мне в трех последних Гран При не повезло. В Италии я быстро пробился в первую десятку, а затем получил прокол. Еще один упущенный шанс, но таковы гонки – иногда просто не везет, я не смог заработать очки, но в этот уик-энд у нас есть повод для оптимизма – с этапа в Австралии мы впервые по-настоящему доработали машину.
Вопрос: Схожий вопрос я только что задавал Валттери. Ваш контракт на следующий год подтвержден – что вы сказали команде, чего от неё ждете?
Фелипе Наср: В случае с обновленной машиной крайне важно проверить все расчеты на трассе – это позволит сориентировать команду в подготовке к следующему сезону. Мы знаем, в чем нужно прибавить, и новая аэродинамика – это заметный шаг вперед, в основном в прижимной силе. Речь не идет о какой-то конкретной области – мы пересмотрели подход в целом. Предстоящий уик-энд и концовка сезона уйдут на то, чтобы понять, как на все это реагирует машина.
Вопросы с мест
Вопрос: (Мануэль Франко) Роберто, как команда сообщила вам о том, что вы не будете выступать в предстоящей гонке? Какие варианты есть у вас на следующий сезон?
Роберто Мери: Я прибыл в Сингапур в понедельник, и тогда же мне сообщили, что я не буду выступать в предстоящей гонке, и что Росси заменит меня в кокпите в пяти из семи оставшихся Гран При. Что касается следующего сезона – пока не представляю. Я пытаюсь найти место в Формуле 1, но сейчас многое решает бюджет, и задача в самом деле трудная.
Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, вам не доводилось зарабатывать очки ни в Монако, ни в Сингапуре. С уличными трассами команда справляется несколько хуже?
Валттери Боттас: В этот уик-энд мы хотим это исправить. Прошлогодний и нынешний этапы в Монако выдались непростыми, а в Сингапуре в 2014-м мы претендовали на очки, провели на одном комплекте очень продолжительный отрезок, но в итоге шины потеряли эффективность, так что буквально на последнем круге я выпал из призовой десятки.
Заработать очки вполне реально – возможно, удача была не на нашей стороне, но нам нужно доработать машину, чтобы она была быстра и на уличных трассах. Сюда мы привезли модифицированное переднее антикрыло и доработанные воздуховоды задних тормозов – надеюсь, это добавит прижимной силы.
Вопрос: (Дэн Натсон) Серхио, в Монце вы говорили, что близки к подписанию контракта с Force India. Есть подвижки в этом направлении?
Серхио Перес: Да, мы на финальной стадии – надеюсь, совсем скоро уладим все формальности. Команда хочет, чтобы я остался, я хочу того же – не вижу причин, по которым процесс может затянуться.
Вопрос: (Дэвид Крофт) Пастор, мы уже говорили о вашем невезении. Учитывая, что в Сингапуре зон безопасности практически нет, а у Lotus, смею предположить, не так много запасных частей, вы будете действовать осторожно, или намерены атаковать в полную силу – как вы всегда поступаете на уличных трассах, притом с неплохим результатом? Каким будет ваш подход? Не придется ли держать себя в рамках?
Пастор Мальдонадо: Думаю, нам следует использовать привычный подход. Мы хотим сработать по максимуму, получить то, чего заслуживаем, а для этого нужно атаковать на пределе.
Вопрос: (Дэн Натсон) Роман, у нас две совершенно разные трассы – Монца с ее высокими скоростям и минимальной прижимной силой и Сингапур с максимальной аэродинамической нагрузкой. Как вам удается переключиться, и можно ли сказать, что одна из двух трасс сложнее? Или это разные вызовы?
Роман Грожан: Думаю, разные. Многие считают, что Монца очень простая: прямая, шикана, потом снова прямая, снова шикана – однако там довольно сложно держать ритм, тормозить в нужный момент и правильно проходить поворот. На прямых слегка теряешь концентрацию, тогда как в Сингапуре всё намного интенсивнее. Первый сектор весьма протяженный, с ним полный порядок, но на третьем поворот сменяется поворотом, нужно думать о шинах, о точках торможения, не хватает тяги, машина скользит… Обе трассы по-своему сложные, но не думаю, что в современной Формуле 1 в принципе есть простые автодромы.
Вопрос: (Бен Эдвардс) У меня открытый вопрос, но, пожалуй, Валттери, я адресую его вам. Вы понимаете принцип проверки давления в шинах со стороны Pirelli? Вы обсуждали с командой, чем может отличаться процедура в этот уик-энд?
Валттери Боттас: Я не в курсе принятых решений. Слышал, что были какие-то действия, но не обладаю всей информацией.
Вопрос: Кто-либо из гонщиков обсуждал эту тему? Можете что-то добавить? Серхио?
Серхио Перес: Я знаю, что FIA планирует скорректировать процедуру, но командам ещё предстоит получить эту информацию.
Вопрос: (Дипак Рагав) Серхио, сейчас Force India на 13 очков опережает Lotus, кроме того, команда подготовила доработки для этого этапа, будут они и в Мексике. Считаете ли вы, что это шанс для команды закончить сезон на пятом месте в Кубке конструкторов, учитывая сложности у McLaren?
Серхио Перес: Определенно! Мы уже пятые, но тринадцать очков – это ничто, ситуация может измениться за один уик-энд. Гигантского преимущества нет, нам предстоит плотная борьба с Lotus и, в какой-то степени, с Toro Rosso. Впереди в 50 очках Red Bull Racing – если у нас будут два удачных этапа, а они, наоборот, откатятся назад, появится шанс добиться большего. Все, что в наших силах – стараться зарабатывать максимум возможных очков двумя машинами.
Перевод: Валерий Карташев