Япония'88: Битва титанов

Гонка #467: 30 октября 1988 года. Гран При Японии, Сузука
Поул Айртон Сенна (McLaren) – 1:41,853 (207,087 км/ч)
Лучший круг Айртон Сенна (McLaren) – 1:46,326 (198,375 км/ч)
Победитель Айртон Сенна (McLaren) – 1:33:26,173 (191,880 км/ч)

Сезон 1988 года проходил под знаком противостояния пилотов McLaren Алена Проста и Айртона Сенны, выигравших все Гран При, за исключением гонки в Монце. Инициатива переходила от одного к другому. Начало сезона лучше провёл Прост, затем Сенна в середине чемпионата одержал шесть побед в семи гонках, а в концовке Прост смог победить в Португалии и Испании.

Судьбу титула должны были решить две оставшиеся гонки, в Японии и Австралии. Ситуация в личном зачёте сложилась парадоксальная: Ален Прост за год заработал 90 очков, Айртон Сенна – 79. Казалось бы, Алена можно было считать очевидным фаворитом, ведь за победу начислялось лишь 9 очков. Но в действительности фаворитом был именно Сенна.

Дело в том, что из 16 этапов в зачёт шли только 11 лучших. Прост свой лимит результативных финишей исчерпал ещё в Португалии, и даже победа в Испании позволила ему увеличить свой счёт лишь на три очка – так что из 90 его очков зачётными были только 84. У Сенны 11-й результативный финиш был как раз в Испании, и ему зачлись все 79 очков.

В оставшихся гонках ни Прост, ни Сенна не могли заработать полную сумму очков. Но Прост все результативные гонки завершил либо на первом, либо на втором месте, тогда как Сенна один раз финишировал шестым, а один раз – четвёртым. Таким образом, в двух финальных гонках Сенна мог заработать 14 очков (9-1+9-3), а Прост – максимум шесть. И более того – улучшить свою сумму Просту позволяли только победы, а второе место было равносильно сходу. Чтобы гарантировать себе титул, Ален обязан был выигрывать оба финальных Гран При. В случае победы Сенны в любом из них бразилец автоматически становился чемпионом.

Айртон Сенна, Ален Прост и Рон Деннис на Гран При Японии 1988 года

Обстановка в команде была напряжённой. За две недели до гонки неожиданно всплыло письмо главы бразильской автофедерации Жан-Мари Балестру с просьбой гарантировать равный подход Honda к обеспечению пилотов. Письмо было конфиденциальным, но как часто бывает в Бразилии, информация просочилась в прессу, и на пресс-конференции главы FIA 12 октября ему задали прямой вопрос об этом. Балестр растерялся, отделался общими словами, но через пять дней направил главе Honda Тадаши Куме своё письмо, где выражал надежду на то, что компания обеспечит «техническую объективность» в своей работе.

Нетрудно догадаться, что бразильскую автофедерацию, в первую очередь, беспокоила судьба Сенны. Поводом для этого беспокойства стала пара случаев, когда мотор на машине Айртона имел повышенный расход топлива, из чего бразильцы сделали далекоидущие выводы – совершенно абсурдные, впрочем, так как японская компания благоволила скорее Сенне, с которым работала ещё в Lotus, чем Просту, и в любом случае стремилась избежать слишком высокого накала страстей.

В McLaren гневно отвергли любые подозрения на этот счёт. Главный моторист Honda Осаму Гото выразил свой протест и подчеркнул, что компания всегда относилась к пилотам с равным уважением, а конструктор McLaren Гордон Марри называет письмо «неслыханной насмешкой». Даже Сенна включился в полемику, посоветовав Балестру заниматься своим делом.

Не участвовал в этой дискуссии только Рон Деннис. Глава команды переживал трудные времена в личной жизни – его жена Лиза потеряла ребёнка и находилась в больнице в критическом состоянии. Рон приехал на Сузуку, но практически не выходил из моторхоума, передав управление делами Крейтону Брауну и Джо Рамиресу.

Дебют Агури Сузуки на Гран При Японии 1988 года

В составе участников Гран При произошло одно изменение. Всего за несколько дней до начала уик-энда Янник Дальма сообщил руководству Larrousse, что не сможет лететь в Японию из-за отита, осложнённого бронхитом. Жерар Лярусс бросился срочно искать замену, но все опытные пилоты были заняты. Наконец, его выбор пал на чемпиона местной Формулы Nippon Агури Сузуки, который благодаря этому дебютировал в Гран При.

По иронии судьбы, уже в первый день уик-энда Ален Прост столкнулся с неполадками в работе двигателя. Из-за этого в первой квалификации он показал только третье время, уступив Сенне 1,7 секунды. В субботу Ален пересел на запасную машину (ранее использовавшуюся Сенной в качестве основной) и на этот раз оказался гораздо быстрее. Поул, уже 13-й в сезоне, всё равно завоевал Сенна, но Ален уступил ему всего 0,3 секунды.

Третьим оказался Герхард Бергер на Ferrari, в полутора секундах от времени поула. Некоторой неожиданностью стало четвёртое время пилота March Ивана Капелли – удивительно, но на столь скоростной и требовательной к моторам трассе атмосферные силовые установки Judd оказались весьма эффективны. Далее следовали два пилота Lotus-Honda, Нельсон Пике и Сатору Накаджима, затем Дерек Уорик на Arrows-Megatron и ещё один клиент Judd – Найджел Мэнселл на Williams.

Впервые севший в пятницу за руль Lola-Ford Агури Сузуки показал себя очень неплохо. Своему напарнику, Филиппу Альо, он уступил всего 0,4 секунды и расположился прямо позади него на стартовой решётке – 20-м.

Стефан Йохансон подвозит Герхарда Бергера до боксов во время тренировок Гран При Японии 1988 года

В воскресенье на warm-up у Проста снова возникли проблемы с двигателем. Француз настоял, чтобы на турбине поменяли запорный клапан. Тем временем на трибунах, несмотря на плохую погоду, посмотреть на триумф Honda собралось более 120 тысяч зрителей! За час до старта в Сузуке прошёл небольшой ливень, но к старту он прекратился, а ветер быстро высушил асфальт, так что пилоты смогли стартовать на сликах.

На старте всё внимание, разумеется, было приковано к двум McLaren. Давление очень велико – ошибка для обоих может стоить титула! Наконец, загорается зелёный сигнал светофора, и… Сенна остаётся на стартовой решётке! Его двигатель заглох – как выяснится позже, Айртон просто по ошибке выбрал третью передачу вместо первой. Соперники проносились мимо, но Сенна воспользовался небольшим уклоном на стартовой прямой и смог завести мотор. И сделал это достаточно быстро, пропустив лишь половину пелотона – в первый поворот он вошёл 14-м.

Лидировал Прост, далее следовали Бергер, Капелли, Альборето и Бутсен. Раздосадованный Сенна тем временем творил настоящие чудеса, на первом же круге отыграв шесть позиций! На втором позади остались Патрезе и Наннини, на третьем – Бутсен, на четвёртом – Альборето. Айртон уже четвёртый, всего в 13-и секундах позади Проста.

Прост постепенно отрывался от Бергера, но совсем не так быстро, как ему хотелось бы. И это при том, что вплотную за австрийцем ехал Капелли, чей атмосферный Judd позволял на прямых ехать быстрее, чем турбомотор Ferrari! Уже на шестом круге итальянец атаковал Бергера на стартовой прямой и легко вышел вперёд. Сзади к этой паре стремительно приближался Сенна.

Старт Гран При Японии 1988 года

Получив свободную трассу, Капелли прибавил и начал догонять Проста – удивительная картина для 1988 года. Пилот March-Judd показал несколько лучших кругов и уже на 12-м круге оказался вплотную за Аленом. Впрочем, дело не только в скорости Ивана – у Проста барахлила коробка передач. Время от времени нужная передача не включалась, Ален терял секунду за секундой.

На 13-м круге начал накрапывать дождь – недостаточно сильный для перехода на дождевую резину, но достаточный для того, чтобы пилоты начали действовать осторожнее. Сенна чувствовал себя в таких условиях, как рыба в воде, всё ближе приближаясь к паре лидеров. Это заставило Капелли активизироваться, и на 16-м круге, после очередного пропуска передачи на McLaren, Иван всё же вышел вперёд на стартовой прямой – правда, лишь на несколько десятков метров, а затем своё слово сказала мощь турбомотора Honda.

Сражение Проста и Капелли продолжалось до 20-го круга, когда пилот March неожиданно сбросил скорость и остановился. Проблемы с электрикой помешали итальянцу сотворить сенсацию и, возможно, повлиять на исход сражения за титул. Теперь вторым ехал Сенна – на две секунды быстрее Проста, так что было ясно – надолго их битва не затянется. Тем не менее, Ален не собирался сдаваться без боя и делал всё, что в его силах, чтобы отстоять позицию, оставлявшую ему шансы на третий титул.

К 23-му кругу дождь прекратился, Прост снова смог прибавить, но Сенна неотступно преследовал его по пятам. Возможностей для атаки француз не предоставлял. Наконец на 27-м круге гонщики McLaren догнали на круг де Чезариса. Ален попытался его атаковать, но де Чезарис заблокировал его на выходе из шиканы. Этим тут же воспользовался Сенна, опередив их обоих.

Айртон Сенна атакует Алена Проста на главной прямой трассы в Сузуке, 1988 год

Оказавшись на свободной трассе, Сенна показал лучший круг, но Прост всё ещё не собирался сдаваться и долгое время держал напарника в зоне видимости. На 45-м круге вновь начался дождь, и Сенна жестами призвал организаторов остановить гонку. До финиша, впрочем, оставалось всего несколько кругов, так что его не послушали. Однако Прост отставал всё дальше и на финише проиграл напарнику 13 секунд.

Эта победа, уже восьмая в сезоне, позволила Сенне не только опередить Проста в личном зачёте, но и гарантировать титул. Даже в случае схода бразильца в Аделаиде Ален смог бы лишь догнать его по очкам, а побед у Айртона больше. В 28 лет Сенна впервые стал чемпионом мира. После пересечения линии финиша бразилец заплакал и медленно вернулся в боксы, чтобы слёзы высохли. На подиуме Айртон уже улыбался.

Прост снова стал вице-чемпионом – третий раз в карьере. На пресс-конференции француз пожаловался на работу коробки передач и поведение де Чезариса, но отдал должное своему напарнику. «Сенна – очень сильный пилот, он не прощает слабостей и ошибок, – сказал Прост. – С ним очень сложно соперничать даже на такой же технике, а если возникают малейшие технические неполадки – миссия становится невыполнимой».

Айртон Сенна и Тьерри Бутсен на подиуме Гран При Японии 1988 года

Будучи очень религиозным человеком, Сенна на пресс-конференции вспомнил о Боге – и своей ошибке в Монако. «Именно Бог позволил мне побеждать, – заявил он. – Это ему я обязан сегодняшней победой и титулом. Именно он вёл меня в Монако. Все думали, что я там допустил ошибку. Это не так – случившееся было полезно. Оно заставило меня изменить своё отношение к делу».

Вечером Сенна с друзьями из числа журналистов и сотрудников команды отправился в ресторан Platanus, чтобы отметить успех. Там же был и Прост, со своими друзьями, и поначалу компании держали дистанцию. Но к концу ужина Ален подошёл к Айртону, положил руку ему на плечо и начал разговор. «В Австралию я не поеду, я сдаюсь», – пошутил Прост. «Разве это случилось не после Спа?» – рассмеялся в ответ Сенна.

Напряжённая атмосфера, державшаяся в команде на протяжении нескольких недель, наконец, разрядилась. Итог вечера и всего сезона подвёл директор команды Крейтон Браун: «Да, только такой сильный пилот, как Айртон, мог победить столь сильного гонщика, как Ален».

Save

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё