Pirelli
Марио Изола, директор автогоночных программ: «Выезд автомобиля безопасности повлиял на стратегию, гонщики воспользовались этим, чтобы сменить резину, закрыв любые вопросы по поводу износа и деградации шин на последнем отрезке. При этом, команды выбрали на финальный отрезок разные составы.
Как и по ходу всего уик-энда, сегодня лидеры ехали почти в равном темпе. До появления автомобиля безопасности казалось, что гонщики сильнейших команд проедут дистанцию на одной из самых сложных трасс с одним пит-стопом, после старта на шинах UltraSoft, успешно дебютировавших в Спа».
Mercedes
Тото Вольфф, руководитель Mercedes Motorsport: «Фантастической гонкой Льюис Хэмилтон завершил безукоризненный уик-энд. Отличная работа и очень нужный результат в борьбе за титул. Он эффективно защищал позицию на первых кругах, постепенно отрываясь от Себастьяна. После пит-стопа мы увидели маленький пузырь на одной из его задних шин, и у нас возникли вопросы по поводу того, хватит ли второго комплекта до финиша, но выезд автомобиля безопасности позволил всем сменить резину.
Мы долго обсуждали, какие шины поставить на последний отрезок. У нас не было новых комплектов шин UltraSoft, а инженеры считали, что Soft станет лучшим выбором, если удастся отбить атаки соперников на первых кругах после рестарта. Результат Льюиса доказывает, что решение было верным.
С машиной Валттери возникли некоторые проблемы по ходу уик-энда, ей не хватало сцепления с трассой. Нужно найти причину, но Валттери первым критикует себя за потерю позиций на рестарте.
Впереди гонка в Монце. Сегодня машины Ferrari были очень быстры, можно ожидать, что они будут конкурентоспособны и на своей домашней трассе. Наша задача – продолжать доработку машины и максимально использовать её потенциал в каждой гонке до конца сезона».
Льюис Хэмилтон (1-й): «Приятно начать вторую часть сезона хорошим результатом. Гонщики Ferrari были очень быстры сегодня, оказав нам фантастическое сопротивление – мне приходилось атаковать на каждом круге без права на ошибку.
Автомобиль безопасности ехал настолько медленно, что было сложно поддерживать рабочую температуру шин. На рестарте Себастьян пытался выйти вперёд и был очень близок к этому. Здорово бороться с Себастьяном, когда у нас обоих конкурентоспособные машины – это настоящие гонки! Я хочу поблагодарить команду – без них я бы не смог победить сегодня».
Валттери Боттас (5-й): «Я разочарован сегодняшней гонкой и её результатом. Уик-энд получился непростым, но я надеялся подняться на подиум и заработать много очков для команды.
На рестарте после ухода автомобиля безопасности я ехал на Soft, а те кто смог меня опередить – на UltraSoft. Моим шинам не хватало сцепления и я не смог с ними бороться. На длинной дистанции шины Soft у нас работают хорошо, но на рестарте всегда есть риск, что у соперников окажутся более мягкие шины с лучшим сцеплением.
Минувший уик-энд – самый сложный для меня в этом сезоне. Нужно всё проанализировать и сделать выводы, чтобы понять, почему на этот раз я был недостаточно быстр. Надеюсь, в Монце я смогу выступить сильнее».
Ferrari
Маурицио Арривабене, руководитель команды: «Перед бельгийским этапом казалось, что трасса не вполне подойдет нашей машине, но мы сражались за победу до последнего круга гонки. Себастьян выступил блестяще и на рестарте был очень близок к тому, чтобы перехватить лидерство. Досадно, что Кими получил штраф и потерял из-за него почти полминуты, однако на рестарте он сумел отыграться за счет великолепного обгона.
Наша SF70-H подтвердила свою скорость. Сотрудники на трассе и в Маранелло работают с полной самоотдачей, но нужно добиться большего. Следующий этап пройдет в Монце, где нас ждет встреча с многочисленными болельщиками Ferrari».
Себастьян Феттель (2-й): «Если бы в квалификации мы сумели опередить Mercedes, сегодня нам хватило бы скорости, чтобы удержать лидерство. Я был удивлен тем, что смог вести плотное сражение на протяжении всей дистанции, и сейчас даже зол на себя за то, что в момент рестарта слишком близко подъехал к Льюису в первом повороте. Я пытался немного отпустить его на разгоне к Eau Rouge, но позади ехали соперники, и тогда мне пришлось бы обороняться, а не думать об атаке. Я помнил, что на прямых мы не настолько быстры, как Mercedes.
Не скажу, что я на 100% доволен, но в целом уик-энд сложился для нашей команды очень здорово. Нам не нужно беспокоиться о конфигурации какой-либо трассы – у нас лучшая машина в пелотоне. Да, чувствуется нехватка в определенных областях, но сотрудники в Маранелло работают изо всех сил. Думаю, мы добились максимального прогресса среди всех участников. Теперь пора переключиться на этап в Монце – посмотрим, что получится там».
Кими Райкконен (4-й): «В целом в этот уик-энд мы выглядели вполне конкурентоспособно. В гонке на шинах Soft машина ехала неплохо, тогда как с UltraSoft уже после нескольких кругов начинала скользить.
Когда появились желтые флаги, я находился на прямой и сместился вправо. Я уверен, что ехал ничуть не быстрее, чем на любом другом круге. Штраф был досадным, но, к счастью, появилась машина безопасности, и я смог частично отыграться. Я прошел Боттаса и пытался подобраться к Риккардо, но не хватило скорости: Даниэль был на удивление быстр в гонке и держал хорошую скорость в нужных местах трассы.
Понимаю, сегодня результат мог быть намного хуже, но я все-таки рассчитывал на большее. Нужно принять позитивные моменты, сделать выводы и в следующей гонке постараться выступить лучше».
Red Bull Racing
Кристиан Хорнер: «Смелый пилотаж Даниэля принёс нам сегодня третье место на подиуме. Мы чувствовали, что выбрали верную стратегию, а когда выехал автомобиль безопасности, надеялись обогнать Боттаса на рестарте, что и удалось сделать. После этого Даниэль отбил атаки со стороны Кими и финишировал третьим. Отличное выступление!
К сожалению, для Макса всё сложилось гораздо хуже. Он занимал хорошую позицию, когда не по своей вине был вынужден досрочно завершить борьбу из-за очередного отказа силовой установки. Наши поставщики моторов принесли извинения, они знают, что надёжность их продукции оставляет желать лучшего, а Ален Прост лично от их имени извинился перед Максом. Со стороны команды мы тоже хотим извиниться перед голландскими болельщиками, приехавшими поддержать Макса в его домашней гонке.
Макс – фантастически талантливый гонщик, выступающий на очень высоком уровне. Я уверен, этот сезон сделает его ещё сильнее. Не сомневаюсь, несмотря на штрафы за замену моторов в Монце, к которым мы готовимся, он сделает всё, чтобы добиться там максимально возможного результата. Разочарование, которое он сейчас испытывает, говорит о его невероятной заряженности на борьбу».
Даниэль Риккардо (3-й): «Всегда приятно подняться на подиум, особенно после квалификации, в которой я оказался шестым, замкнув тройку сильнейших команд. Я ожидал, что сегодня смогу добиться большего. У Макса возникли проблемы, Кими ошибся под желтыми флагами – это позволило мне отыграть несколько мест, да и машина на втором отрезке гонки прибавила в скорости.
Сегодня мы продемонстрировали лучший темп, я использовал шанс отыграть позицию на рестарте – и доволен результатом. Вряд ли можно было добиться большего.
Я сочувствую Максу. Сезон для него складывается из подъемов и спадов, но большая часть проблем возникла не по его вине. Конечно, он очень расстроен сходом в домашней гонке».
Макс Ферстаппен (сход): «Я очень разочарован сходом, не столько из-за себя, сколько из-за болельщиков. Они заплатили немало денег, чтобы купить билеты и добраться до трассы, можно понять их разочарование от моего схода уже на девятом круге.
До этого уик-энд складывался хорошо. Мы многое смогли сделать, добились прогресса, успешно провели квалификацию – я с оптимизмом ждал гонки. На выходе из последнего поворота я переключил передачу с третьей на четвёртую, и мотор неожиданно потерял мощность, переключившись в безопасный режим.
Сезон складывается для меня очень непросто, нам нужно разобраться с этими проблемами внутри команды. Я не могу быть доволен, поеду домой и постараюсь переключиться, чтобы с позитивным настроем приехать в Монцу».
Renault
Сирил Абитебул, управляющий директор: «Команда уверенно провела гонку, заработала очки и подтвердила статус четвертой по скорости. Нико повторил свой лучший результат в сезоне, финишировав шестым – несмотря на непростой первый круг, ему удалось отыграться, безупречно реализовав верную стратегию. Что касается Джолиона, результат огорчил и его, и команду. Штраф с потерей пяти позиций и 13-е место в гонке никак не соответствуют тому, насколько уверенно Джолион начинал этот уик-энд. Мы обязательно выясним причину такого падения скорости в воскресенье по сравнению с субботой.
Хотел бы сказать несколько слов Red Bull Racing. Гонка принесла им совершенно противоположные результаты: Даниэль Риккардо продемонстрировал уверенную скорость и заработал очередной подиум, тогда как Макс Ферстаппен снова был вынужден сойти с дистанции. Похоже, причиной стала проблема с электроникой. Я приношу свои личные извинения Red Bull Racing, самому Максу Ферстаппену и его многочисленным болельщикам, которые огорчены не меньше нас самих. Вместе с Red Bull Racing мы определим план мероприятий, направленных на устранение проблем, не позволивших команде сегодня в полной мере реализовать свой потенциал».
Нико Хюлкенберг (6-й): «Неплохой день, я доволен и приятно удивлен. Я стартовал не лучшим образом, но смог отыграться в первом повороте, сместившись на внутренний радиус, а затем атаковал Серхио Переса в связке Eau Rouge. Машина сегодня ехала лучше, чем в субботу, мы оказались четвертыми по скорости, что позволило финишировать в первой шестерке.
Я здорово боролся с Фернандо Алонсо, было весьма рискованно мчаться с ним и Эстебаном Оконом в одной плотной группе. Фернандо атаковал Эстебана с помощью DRS, затем Эстебан промахнулся мимо апекса – я на секунду подумал, что ничем хорошим это не закончится, но обошлось. Надеюсь, болельщикам было интересно наблюдать за нашим сражением, ну а мне этот этап явно добавил уверенности перед гонкой в Монце».
Джолион Палмер (13-й): «Гонка вполне могла сложиться удачнее. Я понимал, что, получив штраф, буду вынужден стартовать на уже прикатанных шинах в группе, где у всех вокруг будут свежие комплекты, потому изначально оказался в невыгодном положении. Тем не менее, мне удался хороший рывок с места, а когда мы сменили шины, машина поехала намного лучше – правда, большую часть гонки я провел в трафике.
Да, у меня было несколько интересных сражений, но все-таки досадно не получить никакой награды за все усилия. Если бы я стартовал седьмым, то наверняка заработал бы очки».
Haas
Гюнтер Штайнер, руководитель команды: «Команда может быть вполне довольна тем, что удалось заработать шесть очков. Жаль, что Кевин заблокировал колеса на рестарте, испортив шины. Но, опять же, мы продолжаем зарабатывать очки, и оба гонщика были быстры. Думаю, мы можем быть довольны проделанной работой».
Роман Грожан (7-й): «Какая гонка! Я чувствую себя достаточно уставшим. Мы знали, что окажемся где-то в районе первой десятки, но не думали, что заработаем очки.
Я стартовал не лучшим образом, но затем атаковал изо всех сил. Уровень деградации шин UltraSoft был не очень большим, мы планировали один пит-стоп. Я видел, что в Force India планируют останавливаться дважды, и считал, что если они не смогут создать большой отрыв, то все будет в порядке. После ухода с трассы автомобиля безопасности я приложил максимум сил, чтобы удержать позади Renault, но Нико был очень быстр.
Я очень горд и рад за команду. После первой тренировки я думал, что нас ждет сложный уик-энд, но мы смогли отыграться. Нам нужно добиться большей стабильности в работе с шинами и настройками, чтобы с начала уик-энда демонстрировать хорошую скорость».
Кевин Магнуссен (15-й): «На рестарте после ухода автомобиля безопасности я заблокировал колеса, поскольку шины и тормоза остыли. Моя ошибка, приношу извинения команде, ведь в этот уик-энд мы могли двумя машинами заработать очки. Конечно, я рад, что Роман принес команде очки, но сейчас мне трудно с этим смириться. На следующей неделе мы продолжим борьбу.
У меня было хорошее сражение с Фелипе Массой, до выезда автомобиля безопасности я был быстрее. Полагаю, мы бы и дальше продолжили борьбу, но этого не произошло, поэтому я огорчен. Думаю, мы могли легко заработать очки двумя машинами, поскольку были достаточно быстры в этот уик-энд.
В Спа скоростная трасса, и следующая, на которую мы приедем, тоже быстрая. Надеюсь, в Монце мы вновь окажемся сильны. Всегда огорчаешься, упустив шанс, как это произошло сегодня».
Williams
Падди Лоу, руководитель технического департамента: «Мои поздравления Фелипе – он отлично провёл гонку и заработал четыре очка. Здорово, что после июльских проблем, когда ему пришлось пропустить гонку в Венгрии, он приехал на столь сложную трассу и добился отличного результата для команды. Я уверен, что он этому больше всех рад.
Что касается Лэнса, он упустил пару шансов, но смог финишировать – ему не хватило совсем немного, чтобы заработать очки. До сегодняшнего дня уик-энд для нас складывался непросто, так что мы рады, что в гонке удалось отыграться».
Фелипе Масса (8-й): «Я очень доволен гонкой – этот результат сопоставим с победой. Отличный старт, прекрасные обгоны, хороший темп. Вчера у нас возникли проблемы с машиной, так что я очень доволен и рад, что в конце гонки смог удержать соперников позади.
Борьба получилась напряженной, но я очень доволен. Восьмая позиция – не лучший результат, если вспоминать мои прежние достижения, но сегодня я провёл гонку так, что этот результат сопоставим с победой. Конечно, надо во многом разобраться и многое улучшить в машине, разобраться с тем, что шло не так в двух предыдущих гонках, но я доволен тем, что сегодня выступил безупречно».
Лэнс Стролл (11-й): «Сегодня мы выступили лучше, чем в квалификации, но обидно, что мне совсем немного не хватило, чтобы заработать очки. Нам повезло, что некоторые соперники выбывали из борьбы, но день определенно прошёл намного лучше, чем вчера.
В конце гонки я повредил машину, когда обгонял Магнуссена на рестарте. Отломился элемент переднего антикрыла, после этого мне нужно было просто финишировать. Если бы не это, я мог атаковать Сайнса и побороться за очки, но гонка получилась отличной, в ней произошло много событий, я получил удовольствие. Здорово, что в гонке машина вела себя лучше, чем в квалификации».
Force India
Виджей Малья, руководитель команды: «Я был очень доволен нашим выступлением в нынешнем сезоне и тем, что оба гонщика приносят команде очки и открыто соперничают друг с другом. Но пусть я поддерживаю такое соперничество, повторяющиеся инциденты между Серхио и Эстебаном начинают меня беспокоить. В этих обстоятельствах у меня нет иного выбора, кроме как вернуться к командной тактике с целью защитить интересы Force India в борьбе за позиции в Кубке конструкторов».
Отмар Сафнауэр, исполнительный директор: «Совсем не тот результат, на который мы рассчитывали – команда упустила немало очков из-за столкновения между нашими гонщиками. Такое случается, когда два конкурентоспособных спортсмена одинаково быстры за рулем хорошей машины. Нечто подобное происходило и у других команд, теперь происходит с нами. Мы не можем позволить себе повторения сегодняшней ситуации и потому усилим контроль со стороны команды. Мы давали Серхио и Эстебану возможность решить дело самостоятельно, но если они не могут с этим справиться, мы введем правила и возьмем ситуацию под свой контроль.
Досадно упустить столько очков, когда скорость позволяла добиться отличного результата обеими машинами. До инцидента мы выглядели очень конкурентоспособно, и продемонстрированный сегодня темп наверняка пригодится нам уже через неделю на еще одной скоростной трассе – в Монце».
Эстебан Окон (9-й): «На первом круге у меня был опасный момент с моим напарником в связке Eau Rouge, но это вполне объяснимо: старт гонки, три машины ехали в один ряд, пусть даже меня едва не оттеснили к барьеру. Но второй контакт с Серхио был лишним.
Он снова оттеснил меня к барьеру, зацепив мое переднее антикрыло – мы оба рисковали вот так, без причины, закончить гонку. Инцидент стоил мне потери очков, и я не могу понять, почему Серхио действовал настолько агрессивно. Думаю, я побеседую с ним наедине и всё выскажу. Досадно, ведь мы занимали отличные позиции с конкурентоспособной машиной и должны были взять от гонки гораздо больше очков».
Серхио Перес (17-й): «Я огорчен тем, как всё сложилось, на бельгийской трассе мы должны были заработать немало очков. Два контакта с Эстебаном лишили нас всех шансов и испортили команде гонку. Я приношу извинения за инцидент на старте – это на 100% моя ошибка. Я не выбрал нужный режим, и на спуске мотору явно не хватало мощности. Я сражался с Хюлкенбергом, думал, что у нас двоих есть запас над преследователями, и начал смещаться вправо, не посмотрев в зеркала – я не знал, что там находится Эстебан.
Во втором случае уже Эстебан, как мне кажется, действовал излишне самонадеянно, поскольку там не было пространства для маневра. Я удерживал траекторию и предполагал, что он попробует атаковать после связки Eau Rouge – для этого у него была целая прямая. Похоже, мы оба некорректно оценили ситуацию и испортили команде гонку. Моя машина получила повреждения и стала хуже слушаться руля – досадная ситуация, нужно внимательно её проанализировать. Можно и не говорить, что сегодняшняя гонка была для меня далеко не лучшей. Нужно обсудить произошедшее и двигаться дальше, стараясь впредь не упускать очки».
Toro Rosso
Франц Тост, руководитель команды: «Уик-энд в Спа получился сложным. Мы знали, что легко не будет, и, к сожалению, так и получилось, особенно в квалификации – в середине пелотона квалифицировался только Карлос. Даниил еще в первой тренировке столкнулся с проблемами, которые нам так и не удалось решить, поэтому на его машине пришлось поменять силовую установку, что привело к штрафу с потерей позиций.
После старта оба гонщика оказались в трафике перед первым поворотом и потеряли несколько мест. Карлос смог отыграться и финишировать десятым, заработав одно очко. Думаю, сегодня он добился от машины максимума. Он очень сильно провел первый отрезок, отлично работая с шинами UltraSoft, что позволило ему дольше оставаться на трассе.
Что касается Даниила, то он смог отыграть несколько позиций во время гонки и финишировать 12-м. Полагаю, появление автомобиля безопасности сыграло против нашей стратегии из-за выбора шин – иначе в конце гонки мы получили бы преимущество. Сейчас мы надеемся заработать больше очков в Монце на следующей неделе, чтобы защитить нашу позицию в Кубке конструкторов».
Карлос Сайнс (10-й): «Интересная гонка с большим количеством сражений! Мне очень понравилось, я рад, что смог добиться результата, которого мы не ожидали в этот уик-энд! В пятницу у нас был действительно хороший темп, но после квалификации мы не знали, на что можем рассчитывать.
Мы перешли на альтернативную стратегию после сложного старта – я потерял несколько мест из-за трафика в первом повороте, но после этого удалось отыграться. На протяжении всей дистанции происходило много событий, но мы оказывались в нужное время в нужном месте. Очки стали достойной наградой, я уезжаю из Бельгии довольный результатом!»
Даниил Квят (12-й): «Сегодня удалось отыграться, учитывая старт в конце пелотона. Гонка получилось сложной, и я сел за руль, не сумев как следует поработать на трассе во время уик-энда… Однако я хорошо справился и получил удовольствие от борьбы.
Каждый раз, оказавшись на свободной трассе, я демонстрировал высокий темп, но затем застревал за другими в неподходящие моменты, особенно во второй части гонки после первого пит-стопа. В целом, хорошо, что удалось финишировать в конце столь сложного уик-энда.
Теперь мы начнем подготовку к этапу в Монце – мы не ждем, что итальянская трасса подойдёт нашей машине, но никогда не знаешь, как будут развиваться события. Мы сделаем максимум, чтобы без проблем провести уик-энд и добиться хорошего результата».
McLaren
Эрик Булье, гоночный директор: «Крайне неудачный день для McLaren Honda, несмотря на все усилия наших гонщиков. Фернандо и Стоффель стартовали безупречно, на протяжении нескольких кругов мы рассчитывали на прогресс, но это ожидание оказалось недолгим.
Мы знали, что в Бельгии будет непросто, но после неплохого начала уик-энда рассчитывали на несколько лучшую скорость в гонке. К сожалению, машина не справилась: на длинных прямых трассы в Спа мы ничего не могли противопоставить соперникам.
Фернандо весь уик-энд выкладывался по максимуму, в момент старта проявил всё свое мастерство, отыгрывая позицию за позицией, но позже не имел ни малейшего шанса удержать завоеванное. Стоффель тоже стартовал уверенно, но был не в силах продемонстрировать знание своей любимой трассы и закончил гонку только четырнадцатым. Тем не менее, он пилотировал очень здорово и сделал всё возможное. Машина оказалась недостаточно быстра, чтобы вознаградить ожидания многочисленных болельщиков, что пришли на трибуны поддержать Стоффеля в его домашней гонке».
Юсуке Хасэгава, руководитель проекта Honda в Формуле 1: «Мы думали, что у нас есть шанс заработать несколько очков, потому крайне досадно финишировать за пределами призовой десятки. После блестящего старта гонка для Фернандо Алонсо выдалась очень непростой. По радио он сообщил о проблемах с машиной, и хотя на телеметрии мы не видели ничего подозрительного, всё же решили вернуть MCL32 в боксы в целях предосторожности.
Несмотря на старт с последнего места, Стоффель в своей домашней гонке продемонстрировал уверенный темп и провел несколько впечатляющих атак. В целом уик-энд оставил смешанные впечатления: нам удалось продемонстрировать хорошую скорость в квалификации, но над темпом в гонке еще предстоит поработать. Мы постараемся как можно скорее добиться прогресса с силовой установкой».
Стоффель Вандорн (14-й): «Сложная гонка. При старте с последнего места она изначально обещала быть непростой, пусть даже я чувствовал, что темп позволяет прогрессировать, но на прямых мы уступали слишком много. У меня не было возможности ни атаковать, ни обороняться. Четырнадцатое место – максимум, чего мы могли добиться. Хорошо, что хотя бы удалось добраться до финиша. Мы понимали, что будет трудно – так и получилось».
Фернандо Алонсо (сход): «В целом уик-энд сложился неплохо. Мы продемонстрировали командный подход в квалификации, я уверенно провел старт – занять внешнюю сторону трассы было правильным решением – и уже к концу первого круга ехал седьмым.
На первых кругах было по-настоящему весело, позже я пытался защитить позицию, но соперники обгоняли меня на прямой, даже не задействовав DRS. Нелегко вести гонку, не имея возможности сражаться колесо в колесо. День выдался непростым, на длинной дистанции нам не хватало скорости – мы оказались слишком медленными на прямых, из-за чего не было ни малейшей возможности претендовать на очки.
В итоге мне пришлось сойти с дистанции из-за проблем с мотором. Ситуация такая, какая есть, нам просто нужно как можно скорее добиться прогресса. Команда день и ночь работает с машиной – надеюсь, результаты вскоре будут заметны».
Sauber
Фредерик Вассёр, руководитель команды: «К сожалению, гонка Паскаля была короткой – из-за проблем с подвеской ему пришлось остановить машину уже на третьем круге.
Маркус первый отрезок провёл хорошо, он боролся со своими прямыми соперниками, но вторая часть гонки прошла неудачно. Мы видели, что машина была повреждена. Мы делаем всё, чтобы добиться прогресса».
Маркус Эриксон (16-й): «Перед стартом мы знали, что не будем конкурентоспособны. На некоторых участках, особенно на втором секторе, машина вела себя неплохо, но на первом и третьем сказывалась нехватка скорости на прямых.
Трасса в Монце столь же требовательна к скорости, мы сделаем всё, чтобы на следующей неделе добиться лучшего результата».
Паскаль Верляйн (сход): «Сложный уик-энд. К сожалению, в гонке мне пришлось досрочно завершить борьбу из-за проблем с подвеской. Теперь я переключусь на подготовку к Монце, где надеюсь получить шанс добиться большего».