Гран При Бельгии: Пресс-конференция в четверг

Первая пресс-конференция в четверг

Первая пресс-конференция

Участники: Эстебан Окон (Force India), Стоффель Вандорн (McLaren), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)

Вопрос: Эстебан, вы вернулись на трассу, на которой год назад дебютировали в Формуле 1. Чем нынешний Эстебан Окон отличается от того новичка, что появился в паддоке в августе 2016 года?
Эстебан Окон: Да, прошёл ровно год. Время пролетело быстро, я уже не новичок. Что изменилось? Практически ничего, разве что с момента дебюта я многому научился, комфортнее чувствую себя по ходу уик-энда, лучше взаимодействую с командой. Надеюсь, мне будет проще выступать на трассах, на которых я уже гонялся в прошлом году!

Вопрос: Десять результативных финишей из одиннадцати, ваша борьба с Серхио Пересом составляет одну из интриг нынешнего сезона. Впрочем, на трассе вам удалось опередить напарника лишь один раз, в Сильверстоуне. Вы уверены, что во второй половине сезона ситуация будет складываться в вашу пользу?
Эстебан Окон: Знаете, поначалу мне пришлось многому учиться, но в этом сезоне я постоянно прибавлял в квалификациях и все-таки опередил Серхио в Будапеште – перед летним перерывом. Я постепенно приближался к нему, всякий раз создавал серьезный прессинг – такова цель. До летнего перерыва мы уже вели плотную борьбу, а поскольку на трассах второй половины сезона я уже выступал в прошлом году, я постараюсь на них его одолеть.

Вопрос: Стоффель, аналогичный вопрос. В начале сезона соперничество с Фернандо Алонсо складывалось однозначно в пользу испанца, однако позднее ситуация стала понемногу меняться. Какие шаги вы предприняли, чтобы приблизиться к напарнику?
Стоффель Вандорн: Для меня начало сезона выдалось далеко не идеальным, особенно если учесть все проблемы, происходившие на трассе. Мы упустили немало времени, но позже взяли верный курс, я чувствовал себя всё более комфортно, а поведение машины стало лучше соответствовать моему стилю пилотирования. Последние этапы прошли весьма позитивно, в субботу и воскресенье я не так много уступал Фернандо – уверен, вторая половина сезона сложится неплохо.

Вопрос: Примите поздравления – о продлении вашего контракта с McLaren было объявлено буквально перед вашим домашним Гран При! Нынешний сезон во многом складывался не совсем так, как вы могли ожидать – были ли сомнения в том, что вы получите шанс?
Стоффель Вандорн: Нет, сомнений не было. Команда всячески поддерживала меня в трудные времена. На протяжении последних двух лет я работал с McLaren сначала в качестве участника молодёжной программы, затем в качестве резервного пилота – в команде знают мои возможности, знают, какие усилия я прилагаю. Приятно видеть, что команда на 100% верит в меня, я с нетерпением жду продолжения нашего сотрудничества.

Вопрос: Макс, переходим к вам. Год назад в Бельгии вы квалифицировались в первом ряду, и это достижение пока остается единственным на данный момент. Реально ли повторить то достижение в нынешнем сезоне?
Макс Ферстаппен: Не знаю. Квалифицировался ли я во втором ряду в нынешнем сезоне? Не помню. Думаю, повторить достижение будет сложно, но никогда не знаешь, что может случиться. В Бельгии машины Red Bull Racing всегда были конкурентоспособны, посмотрим. С таким количеством болельщиков уик-энд будет особенным, с нетерпением его жду!

Макс Ферстаппен

Вопрос: Вы добавили своей кепке оранжевый цвет – хорошая идея! Вы и команда весьма радикально подошли к выбору шин на этот уик-энд: всего один комплект Soft и девять комплектов UltraSoft – соперники из Ferrari и Mercedes сделали более консервативный выбор. Если вспомнить, как шли дела в Сильверстоуне, насколько вы уверены в правильности своего подхода?
Макс Ферстаппен: Отвечу вам в пятницу вечером!

Вопрос: Не могли бы вы рассказать чуть подробнее, чего вы ждете от пятницы?
Макс Ферстаппен: Не знаю. Мы должны выехать на трассу, оценить баланс машины, опробовать разные составы смеси и понять уровень износа резины, чтобы с этой информацией двигаться дальше.

Вопрос: Но вы согласны, что ваш подход крайне агрессивный?
Макс Ферстаппен: Похоже на то.

Вопросы с мест

Вопрос: (Адриан Хубер) Стоффель, поздравил ли вас Фернандо Алонсо с продлением контракта? Вы хотели бы видеть испанца своим напарником в следующем сезоне?
Стоффель Вандорн: Я пока не встречал Фернандо. Он здесь, в Спа? Вероятно, мы побеседуем чуть позднее.

Вопрос: (Адриан Хубер) Вам хотелось бы видеть Фернандо своим напарником в 2018-м?
Стоффель Вандорн: Не мне решать, кто будет моим напарником в следующем году. У нас с Фернандо отличные отношения, мы здорово работаем вместе, а в остальном решать команде. Известно, что срок действия нынешнего контракта Фернандо истекает в конце этого года – Алонсо предстоит принять собственное решение.

Вопрос: (Франк Воэстенбург) Макс, в этот уик-энд на автодроме ожидается 80 тысяч болельщиков, трибуны будут окрашены в оранжевый! Это создает дополнительный прессинг?
Макс Ферстаппен: Позитивный прессинг. Всегда приятно видеть такое количество болельщиков – особенно в квалификации. По ходу круга они активно поддерживают меня – по крайней мере, так было год назад, и это было здорово! Да, ответственность чувствуется, но нужно направлять эти ощущения в позитивное русло.

Вопрос: (Вальтер Коста) Стоффель, для вас Гран При Бельгии – домашний этап. Испытываете ли вы чувство ревности к тому, что Макс, не будучи бельгийцем, привлекает на трибуны такое количество своих соотечественников, которые будут неистово его поддерживать?
Стоффель Вандорн: Мне нравится, как вы подвели к этому вопросу! У нас с Максом разная ситуация – он относительно давно выступает в Формуле 1 и уже добился определенных успехов, тогда как я провел в чемпионате всего полгода и долго сражался за то, чтобы просто заработать очки. Уверен, когда в будущем мы станем более конкурентоспособными, и ситуация начнет складываться в нашу пользу, бельгийцев на трибунах тоже будет немало.

Вопрос: Макс, кажется, вы говорили, что наполовину являетесь бельгийцем?
Макс Ферстаппен: Да, я родился в Бельгии.

Вопрос: Вы пытались уточнить, удавалось ли вам в нынешнем сезоне квалифицироваться во втором ряду. Да, дважды – в Монако и Сильверстоуне.
Макс Ферстаппен: Правда? Что ж, пусть так.

Вопрос: (Ральф Вудал) Макс, вы соперничали с Эстебаном Оконом в Формуле 3. Эстебан провел в Формуле 1 уже год, что вы можете о нем сказать?
Макс Ферстаппен: Для него всё складывается неплохо. Мне сложно судить со стороны, я не в курсе всего, что происходит внутри его команды, но в целом ситуация выглядит здорово. Мы с Эстебаном всегда боролись на пределе, он действительно хороший гонщик.

Стоффель Вандорн и Эстебан Окон

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) На этой неделе было объявлено о старте виртуального чемпионата Формулы 1. Как вы относитесь к тому, что принять участие в игре может любой из вас? Эстебан, в социальной сети мы видели запись, на которой вы проезжаете несколько кругов в компьютерной игре. Что вы думаете о чемпионате, благодаря которому молодежь из неохваченных нашим видом спорта уголков земного шара может стать часть сообщества Формулы 1?
Эстебан Окон: Это хорошая идея – дать возможность всем, кто играет в симуляторы, посоревноваться друг с другом и в итоге получить награду. Эти игроки по-настоящему талантливы: мы видели, как в других видах спорта те, кто играл в симуляторы, и в реальных условиях неплохо себя показывал. Будет правильным показать их всему миру, лично я по-настоящему впечатлен их мастерством.

Стоффель Вандорн: Да, инициатива очень правильная. Я сам, когда был ребенком, часто играл в гонки на компьютере – это отличный способ приобщиться к спорту и даже отточить определенные навыки, пусть и в отсутствие ощущения реальной машины. И это хороший шанс для тех, у кого нет возможности заниматься картингом и строить карьеру в автоспорте.

Вопрос: Макс, ваше мнение? Вы часто играете в компьютерные игры, не так ли?
Макс Ферстаппен: Да, правда, в последнее время виртуальные гонки занимают меня всё реже. По сравнению с другими видами спорта Формуле 1 потребовалось больше времени, чтобы прийти к идее виртуального чемпионата, но это всегда позитивный шаг – достаточно взглянуть, насколько популярными стали виртуальные состязания в других дисциплинах. Посмотрим, что получится с этой инициативой.

Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, особенность предстоящего этапа не только в голландских болельщиках – вы очень конкурентоспособны в Бельгии. Какую часть круга вы считаете наиболее сложной, а какую – самой красивой?
Макс Ферстаппен: Наиболее сложная… Год от года ответ разный – в зависимости от баланса машины. Мне нравится второй сектор, где быстрые повороты сменяют друг друга. Пожалуй, он же – самый красивый. Да, излом Eau Rouge тоже красив, но сейчас он с легкостью проходится на полной скорости.

Вопрос: Итого, самый сложный участок?
Макс Ферстаппен: Второй сектор, хотя многое зависит от баланса машины.

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, в Бельгию Renault привезла обновленную силовую установку. Если учесть, что характеристики шасси Red Bull Racing традиционно подходят этой трассе, рассчитываете ли вы за счет обновленной силовой установки оказаться ближе к Mercedes и Ferrari?
Макс Ферстаппен: Речь идет о небольшой доводке, я не жду каких-то чудес. В Renault уже сказали, что дело касается регулировок – мы не получим значительного прироста в мощности.

Вопрос: (Адриан Хубер) Эстебан, разумеется, вы пришли в Формулу 1 не за друзьями, а чтобы гоняться и соперничать. И всё-таки, как складываются ваши отношения с Серхио Пересом после одиннадцати гонок?
Эстебан Окон: Весьма неплохо. Пусть у нас случались острые моменты, мы всегда находили возможность побеседовать после гонки. С начала сезона между нами ничего не изменилось.

Вопрос: (Грэм Харрис) Вопрос ко всем. Перед началом второй половины сезона у вас было четыре недели перерыва. Чем вы занимались, и какую часть времени занимали тренировки, а какую – непосредственно отдых?
Стоффель Вандорн: Было здорово заполучить немного свободного времени – особенно если учесть, что месяц, предшествующий летнему перерыву, включал в себя три гонки и тесты. Я отдыхал с друзьями, не думал о гонках, делал то, что хотел, а за неделю до этого уик-энда вернулся в привычный режим тренировок.

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: У меня было одиннадцать дней отдыха, но даже в отпуске ты продолжаешь как-то тренироваться, чтобы оставаться в форме, а после возвращаешься к привычному графику.

Вопрос: Эстебан?
Эстебан Окон: Я провел десять дней в Испании с друзьями, веселился и не думал о гонках. Да, я немного упражнялся, потом просто отдыхал, а затем у меня было восемь дней полноценных тренировок в Пиренеях, чтобы как можно лучше подготовиться ко второй половине сезона.

Вопрос: (Ральф Вудал) Стоффель, вам впервые предстоит выступать в домашней гонке, притом вы уже знаете, что потеряете много позиций на стартовой решетке. Что вы чувствуете? На вашей машине будет силовая установка новой спецификации – насколько это добавляет уверенности?
Стоффель Вандорн: Прежде всего, я невероятно счастлив впервые оказаться в Спа в статусе гонщика Формулы 1. С нетерпением жду возможности увидеть болельщиков, на трассу также приедут мои родственники и друзья. Что касается штрафа, с учетом проблем, с которыми мы столкнулись ранее по ходу сезона, он был неизбежен. Теперь каждая замена элемента силовой установки будет означать для нас штраф – да, досадно вот так начинать уик-энд, но с бельгийской погодой могут быть некоторые шансы. Постараемся по максимуму воспользоваться ситуацией.

Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Стоффель, домашний этап, притом у вас весьма плотный график общения с журналистами. Вам не кажется, что иногда этих встреч слишком много? Не отвлекают ли они вас от самого уик-энда?
Стоффель Вандорн: Думаю, жаловаться не на что. Участвовать с командой в маркетинговых и спонсорских мероприятиях – часть работы гонщика, но вся эта активность, как правило, очень хорошо организована. Для меня это особенная гонка, и вполне естественно, что я больше общаюсь с партнерами и журналистами, но меня это ничуть не отвлекает. Как только в четверг мы приехали на трассу, работа пошла по привычному графику – мы целиком сосредоточены на предстоящем уик-энде.

Вопрос: (Сильвия Ариас) Макс, когда по ходу гонки случаются инциденты вроде столкновения в Венгрии, что вы потом чувствуете? Думаете ли вы, что никогда не поступите так же, или говорите себе – я сражаюсь на пределе, и подобные вещи могут происходить?
Макс Ферстаппен: Всегда стараешься извлечь опыт из инцидента, анализируешь ситуацию, в том числе просматривая записи с разных камер. Но ты помнишь, что нужно двигаться дальше, и стараешься поскорее об инциденте забыть.

Вопрос: (Леннарт Блоемхоф) Макс, еще один вопрос о том столкновении с Даниэлем. Разговаривали ли вы с напарником? Инцидент исчерпан?
Макс Ферстаппен: Конечно. Мы всё прояснили сразу после гонки – обменялись мнениями, а затем каждый из нас отправился в отпуск. Сегодня я снова виделся с Даниэлем. Мы – гонщики, речь идет об одном конкретном Гран При, никто из нас двоих не сражается за титул. Нужно двигаться дальше и стараться зарабатывать очки.

Вопрос: (Адриан Хубер) Макс, каковы ваши цели на оставшуюся часть сезона?
Макс Ферстаппен: Нужно действовать от гонки к гонке и стараться добиться максимума – особенно если первая половина сезона сложилась так, как у меня: я уже не обращаю внимания на позицию в личном зачете. Нужно делать всё возможное каждый уик-энд и стараться оказаться чуть ближе к двум ведущим командам. Хочется верить, такой подход также позволит нам подойти к следующему сезону более конкурентоспособными.

Вопрос: (Луис Деккер) Можно ли считать вас троих будущим Формулы 1?
Стоффель Вандорн: Думаю, да! Надеюсь, однажды мы все будем сражаться в первых рядах. Это было бы здорово – конечно, при условии, что победы достанутся мне!

Вопрос: Эстебан?
Эстебан Окон: Если все соперники сойдут с дистанции, мы точно окажемся первыми.

Вопрос: Сказывается ли то, что вы ранее соперничали друг с другом?
Эстебан Окон: Я здорово боролся с Максом, а Стоффель к тому моменту уже был старше – ему больше лет…

Стоффель Вандорн: Да, пора подумать о пенсии!

Эстебан Окон: На самом деле, мне очень хочется в будущем побороться с этими парнями в первых рядах. Это было бы потрясающе – разумеется, при условии, что я выйду победителем!

Вопрос: Макс, а вы наверняка считаете, что будущее за вами, не так ли?
Макс Ферстаппен: За мной? Я просто стараюсь каждый уик-энд делать всё, что в моих силах – надеюсь, этого будет достаточно.

Вторая пресс-конференция

Вторая пресс-конференция

Участники: Валттери Боттас (Mercedes), Кими Райкконен (Ferrari), Фелипе Масса (Williams)

Вопрос: Валттери, в предыдущих шести гонках вы заработали больше всех очков – 106, на восемь больше, чем Себастьян Феттель, и на 16 – чем Льюис Хэмилтон. Вы единственный, кто в пяти предыдущих гонках неизменно финишировал на подиуме – для вас это лучшая серия в карьере! Насколько увереннее вы чувствуете себя в начале второй половины сезона по сравнению с началом первой?
Валттери Боттас: Конечно, начинать вторую половину сезона приятнее, чем первую, ведь тогда мне нужно было адаптироваться к команде, к её методам работы, а сейчас такой необходимости нет. С нетерпением жду продолжения сезона, приятно снова вернуться в Спа!

Вопрос: Многие команды объявили о продлении контрактов со своими гонщиками – мы говорим о Стоффеле Вандорне, о Кими Райкконене. Когда можно ждать новостей о продлении вашего контракта?
Валттери Боттас: Прежде всего, мои поздравления Кими и Стоффелю. Что касается меня, новостей пока нет – мы обо всем расскажем, когда появится информация.

Вопрос: Кими, поздравляем с очередным контрактом с Ferrari! Почему вы считаете этот шаг правильным для вас и вашей карьеры?
Кими Райкконен: Я бы не стал подписывать новый контракт, если бы не хотел этого, и если бы он меня не устраивал. Мне действительно хотелось продолжить выступать за Ferrari в следующем году. Очевидно, у команды такие же настроения, так что всё совпало.

Вопрос: В предыдущих четырех гонках вы стартовали третьим или даже выше, в предыдущих шести квалификациях неизменно боролись с Себастьяном Феттелем, и все мы видели, что в Венгрии вашей скорости хватало для победы. Можно ли сказать, что сейчас вы в лучшей форме с тех пор, как вернулись в Ferrari в 2014 году?
Кими Райкконен: Не знаю, сложно судить, ведь у каждого свой взгляд. Конечно, всегда хочется выступать как можно лучше, показывать всё более высокие результаты, тем более что всегда есть над чем работать, чтобы найти способ повысить скорость.

В последнее время мы выступали немного лучше, поскольку мне более комфортно за рулём, я могу пилотировать так, как мне нравится, и это позволяет добиваться хороших результатов. Я уверен, что сейчас мы всё делаем правильно…

Вопрос: Фелипе, как вы себя чувствуете? По какой причине в Венгрии вы не смогли принять участие в гонке, и насколько сейчас уверены в том, что всё в порядке?
Фелипе Масса: Сейчас я чувствую себя хорошо и готов вернуться в кокпит. В Венгрии я чувствовал головокружение – со мной такое случилось впервые. Странное ощущение. К сожалению, это произошло по ходу уик-энда и не позволило мне управлять машиной, но теперь я в полном порядке, готов приступить ко второй половине сезона и надеюсь на успешные гонки.

Вопрос: В каком-то смысле нынешний сезон можно считать бонусным для вашей карьеры, ведь примерно год назад вы объявили о своем решении уйти из Формулы 1. Этот сезон открыл в вас второе дыхание? Рассчитываете ли вы остаться в чемпионате в 2018-м?
Фелипе Масса: В первой половине сезона мне не везло с результатами, но я был доволен собственным пилотажем, а если я им доволен, то не вижу причин останавливаться. Если будет возможность остаться на приемлемой для меня позиции, я наверняка задержусь в чемпионате еще на сезон. В противном случае – нет. Я спокойно отношусь к своему будущему – нужно сосредоточиться на гонках, а там посмотрим.

Вопросы с мест

Вопрос: (Флавио Ванетти) Кими, в Ferrari выбрали вас благодаря вашему опыту или гармонии, которую вы способны привнести в коллектив?
Кими Райкконен: Вам следует спросить команду. Лично я был заинтересован в том, чтобы выступать в Ferrari в 2018-м, и меня не волновало мнение окружающих. Похоже, у команды такой же подход, а о причинах вам лучше узнать у руководства.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, все говорят, что бельгийская трасса лучше подходит Mercedes, чем Ferrari, однако в Pirelli удивили всех, привезя сюда состав UltraSoft. Каков ваш прогноз на уик-энд?
Валттери Боттас: Перед этим этапом мы чувствуем себя заметно увереннее, чем перед этапом в Будапеште. Мы видели, что на трассах, требовательных к высокой прижимной силе, Ferrari выглядят очень сильно. Да, они в целом выглядят неплохо на всех автодромах, и мы не вправе считать себя фаворитами, но здесь нам по силам выступить сильно, и я уверен, что наш ждет очередное острое сражение. Что касается составов смеси, к счастью, здесь в этот раз не так жарко, как было год назад, и шины Soft должны сработать неплохо, но невозможно предугадать, как всё сложится на самом деле – поймем по мере того, как начнем свободные заезды. Впрочем, лично я в любом случае предпочту более мягкий состав более жесткому, так что меня решение Pirelli вполне устраивает.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери и Кими, впервые в истории Формулы 1 два финна поднимались на подиум в двух гонках подряд. Вам бы хотелось закрепить это третьим подобным результатом?
Кими Райкконен: Мы должны стремиться выиграть гонку, а если не получается, взять следующую позицию. Но делает ли эта позиция нас счастливее? Не знаю. Думаю, ты счастлив, если побеждаешь, и доволен меньше, если финишируешь вторым или третьим. Да, для финнов два двойных подиума подряд – отличное достижение, но мы не ставим перед собой такую цель и не получаем от этого больше удовольствия. Ты радуешься больше, если просто сработал лучше.

Валттери Боттас: Разумеется, финишировать первым и вторым гораздо приятнее, чем вторым и третьим. Мы всегда стараемся победить и не думаем о том, кто финиширует третьим или вторым, но, конечно, было бы замечательно добиться третьего подряд двойного подиума…

Вопрос: (Марко Привитера) Кими, в Австрии Себастьян Феттель назвал вас наиболее предпочтительным напарником на следующий сезон. Считаете ли вы Себастьяна оптимальным напарником для себя?
Кими Райкконен: Конечно, да. Мы отлично работаем друг с другом и командой, но я не тот, кто принимает решения. Не представляю, как обернется ситуация для Себастьяна, но надеюсь, что всё останется так, как сейчас – это было бы идеальным вариантом.

Вопрос: (Грэм Харрис) Кими и Валттери, у одного из вас контракт на следующий сезон подтвержден, другой всё еще этого ждет. Вы оба сражаетесь в лидирующей группе. Кими, тот факт, что вас подтвердили на очередной сезон, и что мы больше не будем задавать вам вопросы на тему контракта, снижает общий прессинг? Валттери, то обстоятельство, что ваш контракт еще не подтвержден, обостряет задачу выигрывать гонки?
Валттери Боттас: Для меня контракт на следующий сезон не имеет большого значения, и в этот уик-энд я о нем не думаю. За последние годы я привык достаточно поздно получать подтверждение. Завтра начинается уик-энд, и в моей голове не будет мыслей о контракте - постараюсь сосредоточиться на пилотаже и задаче взять от этапа максимум, никакого дополнительного прессинга я не ощущаю.

Кими Райкконен: Не думаю, что вы говорите серьезно. Возможно, в этот уик-энд или в следующий вопросов не будет, но потом они появятся снова, и я этому ничуть не удивлюсь. Конечно, при таком сценарии действовать проще, мы можем направить все силы на гонки, но это не гарантирует более высоких результатов – спорт так не работает. Тем не менее, приятно, что вопрос с контрактом уже закрыт.

Фелипе Масса

Вопрос: (Дэн Натсон) Фелипе, в каких областях Williams необходимо доработать машину, чтобы регулярно бороться за подиумы?
Фелипе Масса: Нам необходимо добиться большей прижимной силы – это особенно заметно на трассах вроде венгерской, где у нас возникают сложности. Мы также видели, что некоторые команды – возможно, Renault – лучше справляются с доработкой машины, потому крайне важно продолжать процесс от первой до последней гонки, и мы делаем всё возможное, чтобы улучшать FW40 от этапа к этапу.

Да, для нас всё складывалось не идеально, но прилагаем все усилия, чтобы понять, можно ли добиться прогресса, и одновременно стараемся достичь необходимых результатов на трассах, в большей степени подходящей нашей машине – к ним, вероятно, можно отнести и Спа, и Монцу. В стремлении отыграть одну-две десятые команде приходится работать над многими областями, притом для нас крайне важно не упускать ни единую возможность сделать машину более конкурентоспособной.

Вопрос: (Габриэль Лима) Фелипе, какой диагноз поставили вам врачи в Венгрии? Что вы почувствовали, когда узнали, что не сможете участвовать в гонке, и каково вам было следить за событиями по телевизору?
Фелипе Масса: Я чувствовал головокружение, притом не только находясь в кокпите, но даже лежа на кровати. Это произошло по ходу уик-энда и особенно ощущалось в машине при многочисленных перегрузках. Я прервал попытку, сообщил о своем самочувствии и вместе с врачами решил, что оно не позволяет участвовать в гонке. В субботу вечером я вернулся в Монако и гонку смотрел уже дома – было немного странно и в то же время интересно понять, как всё сложится в моё отсутствие. Конечно, я предпочел бы находиться в кокпите и наслаждаться пилотажем, но сейчас я в полном порядке и готов вернуться к работе – это главное.

Вопрос: (Хейкки Культа) Валттери, что сложнее физически – участвовать в двоеборье, или проехать гонку в Формуле 1?
Валттери Боттас: Это совершенно разные дисциплины, их нельзя сравнивать. Физические ощущения от пилотажа сильно отличаются от бега или езды на велосипеде. Оба состязания очень требовательны, но каждый по-своему, так что их трудно сравнивать между собой.

Вопрос: (Ливио Орихио) Вопрос ко всем. Каким вам видится быстрый круг в предстоящую субботу с машинами, у которых на 30% больше прижимной силы, на 25% шире шины, притом это шины – Ultra Soft?
Кими Райкконен: Мы управляем этими машинами с начала года и на некоторых трассах чувствуем, что практически на всех участках можем ехать быстрее. В Спа конфигурация сама по себе очень скоростная, нам она наверняка покажется еще более быстрой, но хорошо, что у нас будет больше сцепления с асфальтом и скорости в поворотах – думаю, ощущения нам понравятся.

Вопрос: Фелипе, есть ли повороты, которых вы особенно ждете с новыми машинами?
Фелипе Масса: Думаю, ощущения будут такими же, как в Сильверстоуне. Британская трасса не сильно отличается от Спа, где тоже много скоростных поворотов с быстрой сменой направления движения. Вряд ли излом Eau Rouge покажется захватывающим – всем нам пройти его будет довольно просто, он практически напомнит прямую, но вот на втором секторе будет интересно: скоростные виражи, стремительная смена направления… Так было в Сильверстоуне, гонщикам это явно понравится.

Валттери Боттас: Практически нечего добавить. Будет здорово, как всегда случалось в Спа. И как мы убедились в Сильверстоуне, с большей прижимной силой и лучшим сцеплением с трассой гоняться в целом веселее.

Вопрос: (Луиджи Перна) Кими, что помогает вам продолжать выступать в гонках, если учесть, что вы сами планировали уйти из спорта в конце 2015 года по окончании тогдашнего контракта с Ferrari? Всё потому, что вы чувствуете тот же азарт, что был в момент дебюта, или потому, что машина позволяет бороться за высокие места?
Кими Райкконен: Дело в самих гонках, а не в чем-то другом. Мне нравится гоняться, и я хочу выступать успешно. Если бы я не чувствовал, что могу ехать быстро, я сам был бы собой недоволен. И если бы у меня не было возможности гоняться, я не остался бы в паддоке.

Я не намерен тратить свое время или время команды, просто находясь рядом, да и Формула 1 – не лучшее для этого место. Главное – гонки. Да, у Формулы 1 есть и другие интересные аспекты, но пока гонки остаются ключевым из них, я участвую, и пока я чувствую, что могу выигрывать Гран При и сражаться за титул, меня это устраивает. Как только эти ощущения меня покинут, я сразу займусь чем-то другим.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё