Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При России пройдёт уже в четвёртый раз, и во второй раз – весной, в первой половине сезона, что добавляет гонке неопределённости. Кроме того, в 2017-м Гран При России фактически станет для Сочи Автодрома первым соревнованием в году, что скажется на состоянии асфальта.
Ситуация в чемпионате очень интересная – Феттель и Хэмилтон сменяют друг друга на первой строчке с завидной регулярностью. Себастьян победил в Австралии и Бахрейне, а в Китае был вторым, Льюис – наоборот. По этому графику в России должен победить Хэмилтон, но, как мы знаем, все серии в Формуле 1 имеют свойство однажды заканчиваться.
Феттель в Сочи никогда не побеждал – что неудивительно, ведь российский Гран При появился в чемпионате уже после того, как началась эра доминирования Mercedes. А если учитывать Гран При Санкт-Петербурга 1913 и 1914 годов, в которых в обоих случаях побеждали машины марки Benz, можно сказать, что доминирование немецкой компании продолжается в России уже более 100 лет.
Однако первые гонки сезона прозрачно намекнули на то, что эра эта завершается. Машины Ferrari оказались быстры на трёх совершенно разных трассах, они хороши как на прямых, так и в поворотах. Судя по всему, SF70H лучше конкурентов работает с резиной, что даёт в руки стратегов Скудерии дополнительные козыри. А учитывая, что и в прошлом году машины Ferrari выглядели на сочинской трассе очень неплохо, борьба обещает быть острой.
Пока в сражении за победы участвуют только двое, но вполне возможно, уже в Сочи ситуация изменится. В Бахрейне Валттери Боттас «показал зубы», отобрав поул у Льюиса, и был крайне разочарован тем, что в гонке превратить его в победу не удалось. В прошлом году в Сочи финн завоевал третье место на старте на Williams, а стартовал и вовсе вторым, так что отношения с российской трассой у Валттери отличные.
Что касается Райкконена, то ему в этом году пока ни разу не удалось провести чистый уик-энд. В гонке Кими демонстрирует неплохую скорость, но его слабое место – квалификации, в которых финну никак не удаётся опередить напарника. В прошлом году Кими поднялся в Сочи на подиум, так что шансы повторить это достижение велики.
Некоторого прогресса удалось добиться и Red Bull Racing – правда, пока только в квалификации. В прошлом году российский Гран При прошёл для команды крайне неудачно, но это было следствием стечения обстоятельств. Прежде трасса в Сочи им не слишком подходила, но теперь, когда машины Red Bull Racing быстры на прямых, всё может измениться.
Разумеется, в Сочи наше внимание будет приковано и к российским гонщикам. Для Даниила Квята прошлогодний Гран При России стал настоящей катастрофой, но тем сильнее он будет мотивирован в этом году, к тому же машины Toro Rosso быстры на трассах такого типа. Гонки для Даниила пока складывались неважно, но в квалификациях он постепенно прибавляет и сейчас опережает Сайнса как по внутрикомандному счёту в квалификациях (2:1), так и по средней позиции на старте. Осталось лишь чисто провести гонку – и результат будет.
В Renault за руль в первой пятничной тренировке вновь сядет Сергей Сироткин. Год назад Сергей отработал в пятницу просто блестяще, совершенно затмив Джолиона Палмера, и будет очень интересно посмотреть, насколько хорош россиянин окажется на этот раз.
О трассе…
Сочи Автодром. 53 круга по 5853 метра = 309.732 км. Это третья по длине трасса чемпионата, уступающая по этому показателю только Спа и Сильверстоуну. 18 поворотов, 12 правых и 6 левых. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы, но в то же время трасса достаточно быстрая.
Максимальная скорость – 334 км/ч, средняя скорость – 210 км/ч. С полностью нажатой педалью газа гонщики раньше проезжали 56% дистанции круга, но теперь этот процент определённо подрастёт. Время на торможении – 10% круга. 12 зон торможения. Износ тормозов – средний.
Из-за высоких скоростей и близости отбойников вероятность появления автомобиля безопасности достаточно велика. В прошлом году после аварии на старте разбитые машины замерли рядом с трассой, а асфальт был усыпан обломками. Аналогичной была ситуация и в предыдущем году – только самый первый Гран При России обошёлся без сэйфти-кара.
О резине…
До первого Гран При специалисты предполагали, что длинный и скоростной третий поворот серьёзно нагрузит резину, особенно – правое переднее колесо, но опасения не оправдались. Износ шин на очень гладком асфальте оказался настолько низким, что первую гонку большинство пилотов проехали с одним пит-стопом. В прошлом году все лидеры тоже останавливались только один раз.
В этом сезоне Pirelli, наконец, привезёт в Сочи свои самые мягкие составы UltraSoft, SuperSoft и Soft – до этого такой набор мы видели только в Мельбурне. Это правильное решение, и хотя сами по себе составы в этом году жёстче, чем аналогичные год назад, мы наверняка увидим новый абсолютный рекорд трассы. Правда, вряд ли раньше субботы – так как никаких гонок в Сочи не проводилось с осени, в пятницу асфальт будет пыльным и скользким.
Год назад в Сочи…
Главным событием прошлогодней гонки в Сочи стало столкновение Даниила Квята и Себастьяна Феттеля, которое, как многие считают, и привело к переводу россиянина из Red Bull Racing в Toro Rosso – или, по крайней мере, ускорило его. Однако этот инцидент и скандал вокруг него сам, в свою очередь, стал следствием целой цепочки различных событий и обстоятельств.
Началось всё на предыдущем этапе в Китае, где на старте между Квятом, Феттелем и Райкконеном произошёл спорный эпизод. До столкновения не дошло, но возникла опасная ситуация, и после финиша между Квятом и Феттелем произошёл обмен репликами по этому поводу, но каждый остался при своём мнении.
В Сочи квалификация для Даниила и Себастьяна сложилась по-разному – Феттель показал второе время, Квят восьмое, так что особых оснований полагать, что их пути снова пересекутся, не было. Но немцу заменили коробку передач, что привело к потере пяти мест на старте, так что Феттель и Квят начинали гонку с соседних позиций.
Россиянин дважды врезался в четырёхкратного чемпиона мира, во втором и третьем повороте, после чего продолжил гонку, а Феттель сошёл. Даниилу пришлось посетить боксы для замены переднего антикрыла, хотя времени он потерял не так много – на трассе появился автомобиль безопасности из-за другой аварии, в которой участвовали Гутьеррес, Харьянто и Хюлкенберг. Ещё через несколько кругов Квят получил за свои действия 10-секундный Stop&Go, а Харьянто – проезд по пит-лейн.
Инцидентов в гонке было ещё немало, но борьбы за победу не получилось – по сути, всё решилось ещё в субботу, когда на машине Хэмилтона второй раз за две недели отказала MGU-H. Росберг стартовал с поула, лидировал на протяжении всей дистанции и одержал лёгкую победу, завоевав свой первый «Большой шлем».
Хэмилтон стартовал десятым и смог прорваться на второе место уже к середине дистанции, но Нико к тому моменту уехал слишком далеко. На третью ступеньку подиума поднялся Кими Райкконен, избежавший каких-либо инцидентов, а следом гонку закончили пилоты Williams. Оба гонщики Red Bull Racing финишировали, но очков не набрали.