Об ожиданиях от уик-энда…
Как и в случае с Мексикой, Гран При Бразилии появился в календаре на волне интереса к выступлениям в Формуле 1 местного пилота – Эмерсона Фиттипальди. Сначала трасса, претендующая на попадание в чемпионат, должна была принять демонстрационный Гран При – он прошёл в Интерлагосе (пригороде Сан-Паулу) в 1972-м, а с 1973-го бразильский этап неизменно входил в календарь Формулы 1.
С самого первого Гран При Бразилии на этой трассе обязательно выступали бразильские пилоты. Эмерсона Фиттипальди, его брата Вилсона и Жозе Карлуса Пасе, именем которого сейчас назван автодром в Интерлагосе, сменили Айртон Сенна и Нельсон Пике, затем пришли Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса. Но в этом году серия прервётся – впервые с 1970 года на старт не выйдет ни одного бразильца.
В 80-х гонка переехала в Рио-де Жанейро, на трассу Жакарепагуа, но в 1990-м вернулась на модернизированный Интерлагос и с тех пор неизменно проходит там. После реконструкции длина круга значительно сократилась – с почти восьми километров до 4,3, но средняя скорость осталась примерно такой же, да и в целом трасса сохранила прежний характер.
В Интерлагосе довольно много быстрых и среднескоростных поворотов, в которых традиционно сильны машины Red Bull Racing, однако есть одно «но» – длинная прямая старт-финиш, которая фактически начинается после 12-го поворота – формально после этого пилоты поворачивают ещё трижды, но всё это время едут «в пол». На этом участке преимущество получат машины с более мощными моторами.
Впрочем, разница уже не столь велика, в этом году мы не раз видели плотную борьбу даже на более требовательных к моторам трассах. Результаты последних гонок говорят о том, что разница между тремя сильнейшими командами минимальна.
Хотя обладатель титула уже определён, сражение между Ferrari и Mercedes за Кубок конструкторов продолжается. Шансы Mercedes выглядят предпочтительнее, но одна неудача команды может кардинально изменить ситуацию. А если где и ждать неудачи Mercedes, то именно в Бразилии.
Гонки на Интерлагосе часто складываются непредсказуемо, с обилием поломок и сходов. Очень часто по ходу сессий здесь идёт дождь, который порой превращается в настоящий потоп. На этой трассе легко ошибиться, и ошибка может стоить очень дорого, так как во многих местах отбойники расположены близко к траектории.
Огромное значение имеет старт, а так как первый поворот очень узкий и крутой (а сразу вслед за ним следует второй), то часто всё заканчивается столкновениями и сходами. Наконец, из-за специфического характера финального сектора на рестарте после автомобиля безопасности лидер оказывается почти беззащитен от атак преследователей.
Ко всему этому стоит добавить, что эта трасса предельно неудобна для Льюиса Хэмилтона. Поразительно, но за 11 лет самый успешный гонщик современности смог победить здесь лишь однажды, причём в 2016-м, когда титул достался Росбергу. Да, именно здесь он завоевал свой первый титул, но финишировал при этом только пятым. И едва этот титул не проиграл.
На этот раз Хэмилтон будет начинать уик-энд с другим настроением, ведь он уже гарантировал себе титул. Феттель ничего изменить не может, но хотел бы реабилитироваться после серии неудачных гонок. В прошлый раз Себастьян побеждал ещё летом, в Бельгии, и с психологической точки зрения ему крайне важно выиграть вновь.
Столь же необходим хороший результат после затянувшейся неудачной серии и для Даниэля Риккардо, а Макс Ферстаппен попытается оседлать волну успеха. Не стоит забывать и о сражении двух финнов за третье место в чемпионате. Наконец, Хэмилтон, как и любой чемпион, наверняка захочет подтвердить свой титул успешным выступлением.
В прошлом бразильская трасса нередко преподносила сюрпризы – здесь часто побеждали те, кого в тот момент не относили к фаворитам: Култхард, Физикелла, Монтойя, Уэббер. За последние семь лет в Интерлагосе выигрывали пять разных гонщиков. Никогда не давалась эта трасса и Алонсо – в общем, у бразильской гонки свой характер, и предсказать результат практически невозможно.
О трассе…
Автодром имени Жозе Карлуса Пасе. 71 круг по 4.309 км = 305.909 км, 15 поворотов. Классическая трасса в пригороде Сан-Паулу. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 333 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 68% дистанции (среднее/высокое значение).
Всего шесть зон торможения, но серьёзных только две, так что износ тормозов небольшой. На торможении гонщики проводят 16% дистанции круга. В 2014-м изменили въезд на пит-лейн, он стал чуть более извилистым, что на пару секунд увеличило время, необходимое для пит-стопа – теперь это около 20 секунд.
Автодром расположен на высоте 800 метров, атмосферное давление на 10% меньше, чем на уровне моря, но после высокогорного Мехико это вряд ли кого-то напугает. У автодрома есть и другая особенность – машины здесь движутся против часовой стрелки, что создаёт непривычные нагрузки на шею для пилотов.
На первом круге важную роль сыграет короткий отрезок между стартовой решёткой и первым поворотом – всего 190 метров – на старте борьба обычно очень острая. Другая особенность – из-за сверхскоростного финального отрезка здесь гораздо сложнее оторваться от соперников перед рестартом. Соответственно, в случае выезда автомобиля безопасности (вероятность около 60%) возможны атаки после рестарта.
О резине…
В Интерлагосе из-за скоростного финального сектора нагрузка на резину достаточно высока, так что итальянские шинники обычно привозили достаточно жёсткие составы резины. В этом году составы формально такие же, как год назад, но фактически на ступень мягче.
Это и неудивительно, ведь год назад шины оказались чересчур жёсткими – абсолютно все пилоты заказали лишь по одному обязательному комплекту Medium, и в гонке он не использовался.
Правда, этим планам может помешать дождь. В это время года в Сан-Паулу часто идут сильные ливни, и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Дождь в Интерлагосе не раз превращал гонку в лотерею. Не исключено, так будет и на этот раз.
Год назад в Интерлагосе…
Ключевые события прошлогоднего Гран При Бразилии произошли на первых кругах квалификации и первых кругах гонки. В квалификации вылетел с трассы и разбил машину главный фаворит уик-энда – Льюис Хэмилтон. После сессии Льюис признал, что это была его ошибка.
Машина пострадала не так уж сильно, но продолжить сессию Хэмилтон не мог и никакого времени показать не успел, так что был допущен на старт решением стюардов. Позже в команде приняли решение сменить на его машине силовую установку и коробку передач, так что Льюису пришлось начинать гонку с пит-лейн.
С первого ряда стартовали Боттас и Феттель, но Себастьян лучше стартовал и тут же захватил лидерство. Ещё несколько мгновений спустя на трассе появился автомобиль безопасности – столкнулись Магнуссен, Вандорн и Риккардо. Для Кевина и Стоффеля гонка на этом закончилась, а вскоре к ним присоединился и Эстебан Окон – в него уже под сэйфти-каром врезался Грожан, получивший за это 10-секундный штраф.
Несколько кругов пелотон проезжал через пит-лейн, так как маршалы убирали обломки в первом повороте. На пятом круге был дан рестарт, и Себастьяну удалось удержать лидерство, впереди Боттаса, Райкконена и Ферстаппена, а на пятое место вышел Фелипе Масса, опередивший Фернандо Алонсо.
На этом борьба за подиум фактически закончилась, и зрителей развлекали своими прорывами только Хэмилтон и Риккардо. Оба избрали немного иную стратегию – у всех пит-стоп был один, но если большинство лидеров останавливались в районе 26-29 кругов, Льюис и Даниэль дотянули до 44-го.
За счёт кругов на свободной трассе обоим удалось отыграть немало позиций. Особенно большого прогресса добился Хэмилтон, сумевший на первых кругах обогнать множество соперников. После своего пит-стопа Льюис оказался пятым, а на последних кругах опередил потерявшего скорость Ферстаппена. Максу после этого пришлось совершить дополнительный пит-стоп, однако его отрыв от пробившегося на шестое место Риккардо был так велик, что к смене позиций это не привело.