Гонка #416 8 сентября 1985 года. Гран При Италии. Монца | |
Поул | Айртон Сенна (Lotus 97T) – 1:25,084 (245,405 км/ч) |
Лучший круг | Найджел Мэнселл (Williams FW10) – 1:28,283 (236,512 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (McLaren MP4/2B) – 1:17:59,451 (227,565 км/ч) |
Вопреки надеждам итальянской публики, выиграть чемпионат в 1984 году Ferrari и Альборето не удалось. Они даже не участвовали в борьбе за титул. Шасси 126 C создавалось ещё во времена граунд-эффекта, ресурс его модернизации был исчерпан. Когда граунд-эффект оказался под запретом, а определяющую роль играла мощность мотора, машина требовала совершенно иной компоновки.
В межсезонье в Ferrari построили полностью новое шасси – 156/85. Машина получилась очень хорошей, быстрой и надёжной, и на этот раз Микеле Альборето действительно претендовал на титул. Более того – он лидировал всю первую половину чемпионата.
Когда началась вторая, Алену Просту на McLaren удалось догнать Альборето (в Австрии), а затем и опередить (в Нидерландах). Однако отрыв всё ещё был небольшим, всего три очка, а Прост проиграл два предыдущих чемпионата, лидируя как раз в этой фазе сезона. К тому же следующая гонка проходила в Монце, и где как не здесь было наносить французу ответный удар.
Ради этого конструкцию машины к итальянскому этапу существенно пересмотрели. Изменили точки крепления подвески, укоротили днище, и на тестах обновлённая машина показала обнадёживающие результаты.
Тем временем атмосфера в паддоке была невесёлой. Менее чем за месяц пелотон потерял двух талантливых немецких гонщиков – опытного Манфреда Винкельхока и молодого Штефана Беллофа. Оба погибли в гонках на выносливость – 12 августа Винкельхок – на "1000 километров Моспорта", а 1 сентября, всего за неделю до Гран При Италии, Беллоф – на "1000 километров Спа".
Штефан считался восходящей звездой Формулы 1 – многие называли его будущим первым немецким чемпионом Формулы 1. Руководитель его команды Кен Тиррелл считал Беллофа лучшим пилотом Tyrrell после Джеки Стюарта. По слухам, у Штефана уже была назначена встреча с Энцо Феррари по поводу перехода в Ferrari в 1986 году…
На той же гонке в Спа получил травмы и Джонатан Палмер. Замену ему в Zakspeed за несколько дней не нашли, так что команда пропустила Гран При Италии. Не приехал в Монцу и Андреа де Чезарис – он окончательно рассорился с Ги Лижье и был уволен за несколько дней до домашней гонки. Вместо него за руль Ligier сел Филипп Стрейфф.
Но были и хорошие новости – возвращение в чемпионат Алана Джонса. Джонс стал единственным пилотом новой американской команды Team Haas. Команду также называли F.O.R.C.E. или Beatrice Lola, так как создана она была Карлом Хаасом на деньги Beatrice Food британским гоночным ателье Lola. Сегодня она известна как Haas Lola.
В 39 лет Джонс был далёк от своей оптимальной формы и весил непозволительные для гонщика 89 кг, но все были рады вновь увидеть в паддоке чемпиона 1980 года, а по поводу своих перспектив австралиец испытывал сдержанный оптимизм. Фактически команда заявилась на Гран При для того, чтобы испытать шасси, полноценный дебют которого (с турбомотором Ford, а не Hart) должен был состояться в следующем году.
В квалификации Джонс показал предпоследнее время, проиграв почти 10 секунд – позади него остался только Филипп Альо на RAM с таким же мотором Hart. Слабость этих двигателей в Монце была особенно очевидна – лучшим гонщиком с двигателем Hart оказался Тео Фаби на Toleman, показавший 15-е время и проигравший поулу более трёх секунд.
Лучшее время показал Айртон Сенна на Lotus-Renault. Это был его пятый поул в сезоне, но он всё равно отчасти оказался неожиданным – фаворитами квалификации считались пилоты Williams с их двигателями Honda, и Brabham, на которых стояли мощнейшие моторы BMW.
Гонщики Williams ожидания вполне оправдали – Росберг показал второе время, уступив Сенне менее полутора десятых, Мэнселл третье. Что касается Brabham, то с моторами, действительно, всё было в порядке: Нельсон Пике показал самую высокую скорость на прямой – 334 км/ч, но эффективность шасси оставляла желать лучшего, и даже немногочисленных поворотов Монцы хватило, чтобы он уступил пилоту Lotus полсекунды.
Претенденты на титул оказались более-менее близки по скорости: Прост показал пятый результат, Альборето седьмой, хотя и уступил Алену более полусекунды. Между ними на стартовой решётке был ещё один пилот Lotus Элио де Анжелис. Позади – Патрик Тамбэ на Renault и Марк Зурер на Brabham, оба уступили поулу около двух секунд. Десятым начинал гонку второй пилот Ferrari Стефан Йоханссон.
Квалификация – это одно, а в гонке в 1985 году ситуация могла выглядеть совершенно иначе. Уже на утреннем warm-up это продемонстрировал Прост, не только показав лучшее время, но и опередив Альборето на две секунды! Тифози были в замешательстве – непривычно видеть, как Ferrari уступает соперникам на длинных прямых Монцы.
Сенна стартовал неплохо, но ещё лучше это сделал Росберг, который вцепился в Lotus бразильца. Перед первой шиканой Кеке пошёл в атаку и жёстко оттеснил Айртона на самый край трассы. Ещё до окончания первого круга Сенну опередила и вторая машина Williams, под управлением Мэнселла. Тем временем Прост, де Анжелис и Альборето обогнали неудачно стартовавшего Пике.
Пара Williams начала быстро отрываться от Сенны. Видя это, Прост не стал откладывать атаку в долгий ящик и уже на третьем круге опередил Айртона. А уже на следующем он оказался вторым - из шести цилиндров мотора Honda на машине Мэнселла работали только три, и он медленно вернулся в боксы для ремонта. Там ему заменили электронный блок управления двигателем, но вернулся Найджел на трассу с отставанием в два круга.
Тем временем Сенну обогнал и де Анжелис, машина которого в гоночных условиях работала явно лучше, чем у напарника. Прост быстро отрывался от Сенны, но к Росбергу не приближался – двух лидеров разделяли восемь секунд. Ситуация Алена устраивала, ведь темп Альборето, стартовавшего на жёстких шинах, был невысок, и уже на седьмом круге Пике отобрал у него пятую позицию.
Из глубины пелотона стремительно прорывался Лауда. Квалификация для трёхкратного чемпиона сложилась крайне неудачно, на его McLaren-Porsche всё время возникали проблемы, стартовал он тоже слабо, откатившись на 18-е место, но по темпу в гонке оказался одним из лучших. Уже к восьмому кругу он оказался седьмым, а в течение следующих девяти кругов обогнал Альборето, Сенну, де Анжелиса – и вышел на третье место.
Этот великолепный прорыв перечеркнула ошибка Ники – на 25-м круге он задел бордюр и сломал носовой обтекатель. Пришлось свернуть в боксы – ему всё равно нужно было менять резину. Пит-стоп продолжался чуть более 20 секунд, Лауда вернулся 10-м.
На 27-м круге в боксы заехал Альборето, после чего вернулся на трассу восьмым. На 28-м свернул на пит-лейн и Росберг. Его отрыв от Проста к тому моменту составлял примерно 10 секунд, так что финн выехал из боксов вторым, в 17-и секундах позади француза. Который, похоже, останавливаться не собирался.
На свежих шинах Росберг прибавил и начал быстро отыгрывать отставание. К 31-му кругу он проигрывал 14 секунд, к 33-му – 11. На 34-м в гонке осталась только одна машина McLaren – Лауда вынужден был сдаться, так как двигатель опасно вибрировал. Темп де Анжелиса начал падать – итальянец сбросил скорость, так как электроника показывала слишком высокий расход топлива.
На 40-м круге произошло неизбежное – Росберг обогнал Проста. Воспользоваться плодами этого обгона, однако, Кеке не удалось – через пять кругов двигатель на его Williams задымил, он свернул в боксы и сошёл с дистанции. Прост вернулся на первое место, которому теперь совершенно никто не угрожал. Вторым ехал Пике, вновь обогнавший Сенну, но Алену он уступал более минуты.
Тем временем темп Альборето и де Анжелиса упал настолько, что их обоих обогнал Зурер. Пилот Brabham был чрезвычайно быстр и даже догонял Сенну! Их сражение длилось до самого финиша, на котором Марк уступил Айртону менее 0,3 секунды! На подиум всё же поднялся бразилец.
Тотальная экономия топлива заставила де Анжелиса под конец гонки пропустить даже Ferrari Йохансона. Можно себе представить разочарование итальянца, когда после финиша он обнаружил в баке ещё 20 литров – электроника давала неверную информацию о расходе…
А что же Альборето? Пятое место на домашнем Гран При, столь важном в борьбе за титул, было не лучшим результатом, но Микеле не смог завоевать и его – за пять кругов до финиша отказал двигатель. До клетчатого флага не добралась и вторая Ferrari – на последнем круге на машине Йохансона закончилось топливо. Правда, на его позицию это в итоге не повлияло, так как де Анжелис проигрывал круг.
Победа Проста при сходе Альборето позволила французу значительно увеличить своё преимущество в чемпионате. До конца сезона оставалось ещё четыре гонки, но поражение на родной земле подкосило итальянца – психологически Микеле уже проиграл. "Мы должны были здесь прибавить, но всё вышло наоборот, - разочарованно вздыхал он. - Неважный двигатель, не самое лучшее шасси. Я больше не верю, что выиграю этот чемпионат".