Гонка #537. 9 мая 1993 года. Гран При Испании. Барселона | |
Поул | Ален Прост (Williams FW15C) – 1:17,809 (219,630 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Benetton B193B) – 1:20,989 (211,006 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (Williams FW15C) – 1:32:27,685 (200,227 км/ч) |
В 1992 году Ален Прост не выступал в Формуле 1 не по своей воле. У него был контракт с Ferrari, но руководству Скудерии не понравилась критика их машин, и в самом конце сезона, перед финальным Гран При, договор был расторгнут. Произойди это чуть раньше - и с высокой долей вероятности Прост провёл бы сезон в Williams или Benetton. Однако это случилось настолько поздно, что все ведущие команды уже успели подписать контракты с пилотами.
Конечно, Прост легко мог договориться с одной из команд послабее. Был и конкретный претендент - Ligier. Прост провёл тесты за эту команду, поговаривали, что он даже может стать её совладельцем. Но Ален расценил, что в этом нет смысла - ведь бороться за титул за рулём этой машины он всё равно не сможет. Так что предпочёл просто пропустить сезон.
Однако это не значит, что француз сидел сложа руки. У него было достаточно времени, чтобы договориться о контракте на 1993 год. Разумеется, учитывая ход чемпионата, цель у Проста была только одна - Williams. Так что основные условия будущего соглашения он успел обсудить с Фрэнком Уильямсом ещё в начале лета.
Просту было всё равно, с кем из пилотов команды делить боксы - ни Патрезе, ни Мэнселла он не боялся. В Williams хотели собрать dream-team с Простом и Мэнселлом. Однако самого Найджела такая перспектива совершенно не привлекала - он отлично помнил, чем это закончилось для него в Ferrari. Поэтому он объявил о переходе в заокеанскую серию CART.
Продолжать отношения с Патрезе в команде не планировали - слишком велика была разница между ним и Мэнселлом в 1992 году, так что Риккардо перешёл в Benetton. На место напарника Проста в Williams планировали пригласить Мику Хаккинена, но из-за пропущенного срока подачи заявки на 1993 год и бурной деятельности Питера Коллинза, менеджера команды Lotus, вынуждены были от этого варианта отказаться.
Собрать другую dream-team, с Сенной, им не позволил уже сам Прост. В итоге уже зимой в команде решили не городить огород, а просто перевести в основной состав своего тест-пилота, Деймона Хилла. Правда, британцу к тому моменту было уже 32, и при этом он оставался, по сути, дебютантом, но всё же идея посадить в машину сына двукратного чемпиона мира взяла верх.
Состав сменила не только Williams - после нескольких лет затишья рынок переходов перед сезоном 1993 года получился на удивление бурным. К первому этапу сохранили свои места по сравнению с предыдущим сезоном лишь семеро: Айртон Сенна (McLaren), Михаэль Шумахер (Benetton), Жан Алези (Ferrari), Джонни Херберт (Lotus), Андреа де Чезарис (Tyrrell), Агури Сузуки (Footwork) и Кристиан Фиттипальди (Minardi). Герхард Бергер перешёл в Ferrari, на его место в McLaren пригласили чемпиона серии CART 1991 года Майкла Андретти, сына Марио, чемпиона Формулы 1 1978 года.
Разумеется, главным фаворитом чемпионата был Прост - преимущество 1992 года не могло просто испариться, а его напарник не мог составить ему конкуренцию. Фактически же ситуация в первых гонках сезона складывалась довольно любопытно. Разумеется, соперники тоже не стояли на месте - в межсезонье в McLaren и Benetton предприняли максимум усилий, чтобы ликвидировать отставание.
Ультрасовременная McLaren MP4/8, созданная Нилом Оутли, ещё до начала чемпионата с лёгкой руки британских журналистов получила название «электронная смерть». Причём «смерть» подразумевалась для машин Williams. На деле «убийства» не получилось. Отчасти из-за того, что клиентский мотор Ford, который теперь стоял на McLaren, заметно проигрывал Renault. Отчасти по другой причине.
Сегодня мы понимаем, что преимущество Williams лишь отчасти объяснялось активной подвеской, трэкшн-контролем и другими электронными устройствами. В 1993-м все они появились и на McLaren, но переломить ситуацию не удалось. Машины Williams не имели столь грандиозного преимущества, как в 1992-м, но оно по-прежнему оставалось большим. Потому что у команды Фрэнка Уильямса был ещё один козырь, скопировать который оказалось не так просто - главный конструктор Эдриан Ньюи.
Преимущество Williams в квалификациях по-прежнему было очень большим. А вот в гонках всё складывалось не так хорошо - год без гонок не лучшим образом повлиял на форму Проста. В обычных условиях его таланта и скорости его машины хватало, чтобы уверенно побеждать, но каждый раз, когда шёл дождь, у него возникали проблемы.
Прост сошёл под дождём в Интерлагосе, финишировал только третьим в Донингтоне. Обе эти гонки выиграл Сенна и благодаря этому, а также второму месту в ЮАР, после четырёх этапов лидировал в чемпионате! Даже победа в Имоле при сходе Айртона не позволила Просту вернуться на первое место, хотя он сократил отставание до двух очков. Такая же разница была и между Хиллом и Шумахером в борьбе за третье место.
Что касается Ferrari, то для неё это худшее начало сезона в истории - после четырёх гонок на счету пилотов Скудерии лишь одно очко! Бергер откровенно заявлял, что никогда в жизни не пилотировал столь плохую машину. Тем не менее, и он, и Алези продлили контракты на следующий год.
Ники Лауда намекал, что команде нужен новый руководитель - решительный и профессиональный. Или хотя бы вообще какой-нибудь! Ведь после ухода Чезаре Фьорио в 1991 году команда фактически не имеет лидера - формально её возглавлял Лука ди Монтедземоло, но на самом деле он возглавлял компанию Ferrari, и на управление командой у него просто не было времени...
Следующий после Гран При Сан-Марино этап проходил в Испании. Трасса Каталунья принимала Гран При всего в третий раз, но уже было ясно, насколько важна здесь хорошая машина и сильный мотор. Однако к 1993-му асфальт в Барселоне изрядно износился, появилось много кочек и неровностей, что дало большое преимущество машинам с активной подвеской. И в особенности Williams, на которых эта система работала лучше всего.
В квалификации борьбу за поул вели исключительно гонщики команды из Гроува. В пятницу Прост был недосягаем. В субботу Хиллу удалось превзойти его результат, какое-то время британец лидировал, однако последнее слово всё же осталось за Аленом - он побил рекорд трассы, сумев проехать круг на полсекунды быстрее напарника.
Сенна вновь "лучший из остальных", но разница колоссальна - на короткой испанской трассе Айртон уступил поулу почти две секунды! Показавший четвёртое время Шумахер проиграл ещё больше, 2,7 секунды, и всего на несколько сотых опередил своего напарника Риккардо Патрезе. Шестое время показал Карл Вендлингер, выступавший за новую команду Sauber, но он проиграл уже более трёх секунд.
Огромное преимущество Williams интересной гонки не обещало. На warm-up ситуация не изменилась - машины Williams оказались на полторы секунды быстрее Benetton и McLaren. Оставалось надеяться на дождь, до сих пор влиявший на ход всех Гран При этого сезона. Незадолго до старта на трассу действительно упало несколько капель, но этим всё и ограничилось. А сильный ветер быстро высушил трассу и разогнал облака.
Старт получился скомканым. Сначала неприятности постигли Джонни Херберта - перед стартом на его Lotus обнаружились проблемы с активной подвеской, и вместо 10-й позиции британцу пришлось стартовать последним. Затем сломался светофор, вместо красных и зелёных огней начал мигать оранжевый…
Старт Просту не удался не по этой причине - неважно сработала коробка передач. Лидерство захватил Хилл, пытался навязать борьбу старому сопернику и Сенна, но Ален уверенно держал свою траекторию в первом повороте, и бразильцу пришлось отступить. Позади этой тройки ехали два Benetton. А вот Вендлингер начал гонку неудачно, откатившись в район 11-го места. На шестое вышел Андретти.
Как известно, в Барселоне обгонять нелегко, так что гонка на долгое время успокоилась. Пилоты Williams постепенно отрывались от Сенны всё дальше и дальше, тот, в свою очередь, держал на дистанции Шумахера. Михаэль легко оторвался от Патрезе, который больше был занят контролем Андретти в зеркалах, чем преследованием напарника.
К седьмому кругу отрыв Хилла от Проста начал таять. Ален явно демонстрировал желание опередить напарника, но тот его не пускал, а возможностей для атаки не было. На 11-м Ален всё же вышел вперёд на главной прямой, после чего начал было отрываться от напарника. Однако Деймон приложил все усилия, чтобы удержаться позади лидера гонки и команды.
Тем временем Сенна проигрывал уже около 10 секунд, а Шумахер примерно на столько же отстал от Айртона - на Benetton немца возникли технические проблемы, трансмиссия игнорировала вторую передачу. Патрезе, впрочем, тоже проигрывал около 10 секунд Михаэлю.
После 20-го круга Хилл прибавил и начал оказывать давление на своего напарника. Это было удивительно, хотя мало кто верил, что Деймон решится на атаку. Тем не менее, он буквально висел на заднем антикрыле Проста. Однако на 41-м круге на Williams Хилла отказал двигатель. Для Деймона это уже третий сход в пяти гонках.
Практически одновременно сгорел мотор и на Ferrari Алези. Вторая Ferrari всё ещё в гонке, но некорректная работа новой версии активной подвески на машине Бергера вынудила его сделать дополнительный пит-стоп, так что занимавший и без того невысокое место австриец откатился ещё дальше.
После своего пит-стопа самым быстрым на трассе оказался Шумахер. Вероятно, это было связано с тем, что Прост теперь даже не пытался атаковать, но Михаэль так или иначе быстро сокращал отставание от Сенны. Когда Айртон отправился в боксы, он был ещё далеко, но механики завозились с задним левым колесом, и пит-стоп продолжался 15 секунд! Созданного запаса бразильцу хватило, чтобы вернуться перед Шумахером, но отрыв сократился до четырёх секунд.
Главной интригой гонки на оставшихся кругах стало сражение Сенны и Шумахера за вторую позицию. Оба атаковали изо всех сил. Поначалу Айртону удавалось удерживать отрыв в районе 3-3,5 секунды, но затем Шумахер смог ещё прибавить, он показал лучший круг гонки и сократил отставание до двух секунд.
Всё должно было решиться на самых последних кругах, но на 62-м круге Михаэлю очень не повезло. Сенна опередил на круг Дзанарди, а когда это же собирался сделать Шумахер, на Lotus итальянца взорвался двигатель! Трасса перед немцем оказалась полита маслом, он вылетел за пределы трассы, и хотя смог вернуться, ни о каком преследовании Сенны больше не было и речи.
Прост очень медленно проехал последние круги, благодаря чему на финише его преимущество над Сенной составило "всего" 16 секунд. Айртон на 10 секунд опередил Шумахера. Три лучших гонщика эпохи стояли вместе на подиуме в первый и последний раз в жизни. Всем троим было на что пожаловаться - Просту на качество асфальта в Барселоне, Сенне на усталость, Шумахеру на коробку передач.
Тем не менее, главным героем гонки стал тот, кого не было не только на подиуме, но даже среди финишировавших. В Барселоне Хилл впервые продемонстрировал, что способен выступать на высшем уровне. Его выступление очень высоко оценил сам Прост.
"Если бы не отказ двигателя, он бы смог и дальше следовать вплотную за мной, это точно, - заявил француз. - Он произвёл на меня впечатление. И я не мог ехать быстрее. На большей части круга я был быстрее его, но в ухабистых местах он был лучше. Смог бы я держать его на дистанции? Я не уверен".
Позади тройки лучших тоже финишировали представители топ-команд: Benetton, McLaren и Ferrari. Однако успех достаточно условный. Патрезе финишировал четвёртым, но проиграл лидеру круг. Андретти впервые в сезоне заработал очки. Бергер финишировал в двух кругах позади Проста, и одно очко, которое он заработал, лишь подчеркнуло ту бездну, в которой оказалась Скудерия.