Об ожиданиях от уик-энда…
Трудно найти другую трассу Формулы 1, которую пилоты и болельщики любили бы так же, как Спа. Исторические трассы в Монако, Монце, Сильверстоуне, Нюрбурге – это прекрасно, но ни одна из них не сравнится с бельгийской.
Автодром появился относительно недавно – долгое время это была временная трасса, проложенная по обычным дорогам, протяжённостью 15 километров. В восьмидесятые длину круга сократили до 7 км, но в отличие от Нюрбургринга, где от старого кольца осталось одно название, или Хоккенхаймринга, где автодром после реконструкции полностью утратил прежний характер, новая версия трассы в Спа стала ещё лучше прежней. Все ключевые, наиболее яркие и зрелищные повороты остались, но при этом пилоты проезжают по ним чаще.
Главный «центр притяжения» Спа – Eau Rouge или «Красная вода», самый знаменитый поворот в мировом автоспорте. Все без исключения гонщики его обожают, и пусть сейчас пройти его «в пол» на машине Формулы 1 достаточно просто, он по-прежнему впечатляет.
Даже в сокращённой версии в Спа самый длинный круг в календаре современной Формулы 1 – больше семи километров. При настройке машин приходится искать компромисс между скоростью на прямых и сцеплением в поворотах на втором секторе. Проблем с обгонами тут не было и до появления DRS. Результаты квалификации в Спа редко определяют результат гонки – в 15 последних Гран При обладатель поула здесь побеждал только семь раз.
Вообще, у трассы интересная статистика – за последние семь лет здесь побеждали пять разных гонщиков. Среди них нет ни одного финна, хотя именно Кими Райкконен – самый успешный из действующих пилотов в Спа, на его счету тут четыре победы. Абсолютный рекордсмен по победам в Бельгии и Спа – Михаэль Шумахер. Он здесь дебютировал, здесь одержал свою первую победу, а всего выигрывал шесть раз – даже без учёта победы в 1994 году, которую у него отобрали через два часа после финиша.
Из действующих пилотов у Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля здесь паритет – по три победы, при этом и тот, и другой дважды побеждали тут за последние пять лет. Кроме них и Райкконена, из нынешних гонщиков чемпионата тут побеждал только Риккардо. Кими и Даниэлю повторить свои достижения будет сложно, а вот Валттери Боттас, Шарль Леклер и Макс Ферстаппен вполне могут открыть счёт своим победам в Спа.
Сложно сказать, какой машине эта трасса подойдёт больше. Обычно здесь большую роль играет мощность мотора, но сейчас все топ-команды по этому показателю подравнялись, так что вряд ли этот фактор сыграет ключевую роль. Зато здесь важна общая прижимная сила машины, и это плохая новость для Ferrari.
О трассе…
Спа. 44 круга по 7.004 км = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Аэродинамика настраивается на средний/низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 335 км/ч с системой DRS и 320 км/ч без неё. Время на торможении – 14% круга. 9 зон торможения. Износ тормозов – низкий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21 секунда.
В этот уик-энд ключевым фактором станет требовательность трассы к моторам. 70% дистанции круга гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа, а на одном из участков – от разгона в La Source до точки торможения в Les Combes – 23,5 секунды подряд.
Пит-стоп в Спа занимает около 21 секунды. Пит-лейн достаточно длинный, но те, кто остался на трассе, в этот момент проезжают медленную шпильку, поэтому потеря времени на пит-стопе не так велика, как могла быть.
О резине…
Из-за очень высоких скоростей в поворотах обычно шинники привозят в Спа достаточно жёсткие составы, способные выдерживать большие нагрузки. Так будет и на этот раз – в Pirelli привезут шины C1 (Hard), C2 (Medium) и C3 (Soft). Это самый жёсткий набор составов, использующийся в этом сезоне – мы видели его в Бахрейне, Барселоне и Сильверстоуне.
Тем не менее, в прошлом году практически всем пилотам на гонку хватило двух комплектов шин – за исключением пары вынужденных пит-стопов пелотон останавливался лишь однажды. В этом году есть тенденция к увеличению числа остановок, но проявится ли она на такой специфической трассе, как Спа – большой вопрос.
Один из ключевых факторов гонки в Бельгии – погода. Капризный климат арденнских гор не раз превращал гонку в Спа в лотерею – дождь может пойти в любой момент, а через несколько минут закончиться. По той же причине, а также из-за высоких скоростей, велика вероятность появления автомобиля безопасности – более 80%.
Год назад в Спа…
Как и в нынешнем году, в прошлом сезоне трасса в Спа принимала первую гонку сезона после летнего перерыва. Перед каникулами сложилось достаточно чёткое ощущение, что машины Ferrari быстрее Mercedes, но при этом Скудерии не удавалось собрать всё воедино, чтобы воспользоваться своим преимуществом. В результате Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате с отрывом в 24 очка.
В Спа картина поначалу подтверждалась: на тренировках и в первых двух частях квалификации пилоты Ferrari были быстрее конкурентов и вели борьбу в основном между собой – причём, Кими Райкконен не уступал Себастьяну Феттелю. Однако в финале квалификации пошёл дождь, смешавший карты, и лучшее время в сложных условиях вновь показал Хэмилтон.
Феттель оказался вторым, уступив Льюису более 0,7 секунды. Но ещё более удивительным было то, что с третьей и четвёртой позиций стартовали пилоты Racing Point! До летнего перерыва такой команды даже не было в чемпионате – Force India сменила владельцев и название прямо по ходу каникул. Райкконен начинал гонку только шестым, позади Грожана, а Боттас и вовсе оказался одним из последних из-за замены силовой установки.
Впрочем, Спа есть Спа – результат квалификации здесь не играет определяющей роли. Уже на старте гонку возглавил Феттель, а пелотон значительно поредел – Хюлкенберг врезался в Алонсо, машина испанца подлетела в воздух и выбила с трассы Леклера, чиркнув по Halo. Все трое в итоге сошли. Кроме того, Райкконен врезался в Риккардо, а Боттас – в Сироткина.
Выехал автомобиль безопасности, Риккардо и Райкконен свернули в боксы – причём Даниэль потерял два круга, так как на его машине было сломано заднее антикрыло. Круг спустя свернули на пит-лейн Боттас и Вандорн. На четвёртом круге дирекция гонки дала рестарт.
Борьбы на трассе хватало, но в основном она велась за позиции ниже второй. Феттель уверенно лидировал, Хэмилтон ехал быстро, но угнаться за Ferrari не мог. Переиграть тактически Скудерию на этот раз тоже не вышло – Феттель просто дождался пит-стопа Хэмилтона и остановился на следующем круге.
Сражение за третье место тоже получилось недолгим – Макс Ферстаппен достаточно быстро разобрался с Оконом и Пересом, но пара лидеров к тому моменту уже оторвалась. На финише Феттель опередил Хэмилтона на 11 секунд, а Ферстаппена – на тридцать одну.