Интервью после квалификации
Вопрос: (Тимо Глок) Шарль, примите поздравления! Похоже, вы с самого начала уик-энда полностью контролировали ситуацию, а в квалификации проехали совершенно невероятный круг. Как всё складывается?
Шарль Леклер: Весьма неплохо! Очевидно, что первый сектор я проехал не совсем так, как хотелось, особенно первый поворот – до этого пришлось сильно сбросить скорость из-за интенсивного трафика, так что было непросто. Но после этого уже начиная со второго поворота и дальше мы показали отличную скорость, и это прекрасно!
Вопрос: (Тимо Глок) Кажется, вы оказались единственным, кому удалось избежать серьезных сложностей при подготовке к попытке, или всё было иначе?
Шарль Леклер: На самом деле, я ещё в боксах сказал команде, что меня не очень волнует возможность использовать слипстрим, тогда было бы слишком много суеты. А мне надо было нормально подготовить шины, кроме того, я хотел, чтобы на трассе я ехал один. В общем, я очень доволен!
Вопрос: (Тимо Глок) Вы с оптимизмом ждете гонку?
Шарль Леклер: В пятницу на тренировках возникли некоторые сложности с гоночным темпом, так что над этим ещё надо поработать, но судя по сегодняшней скорости, мы и завтра должны выглядеть отлично!
Вопрос: (Тимо Глок) Себастьян, сегодня вы показали второй результат. Нам показалось, что у вас наблюдались сложности с выводом шин в оптимальный температурный диапазон – это было основной проблемой?
Себастьян Феттель: Хорошо, что нам удалось завоевать поул, но я не смог побороться за первое место, оказавшись в трафике. Впрочем, я не ищу оправданий. Я готов к завтрашней гонке и считаю, что машина достаточно быстра. Надеюсь, мы сможем продемонстрировать это в гонке.
Вопрос: (Тимо Глок) Но в пятницу именно с темпом на длинной серии кругов у Ferrari были сложности. Полагаете, в воскресенье при более прохладной погоде ситуация изменится?
Себастьян Феттель: В гонке машина должна быть быстрее, чем на длинной серии кругов в пятницу. Сегодня мы прибавили, так что всё должно быть в порядке. В воскресенье может стать прохладнее, что сыграет свою роль, но условия в любом случае будут одинаковыми для всех.
Вопрос: (Тимо Глок) Льюис, следует отметить работу ваших механиков, успевших восстановить машину после утренней аварии...
Льюис Хэмилтон: Субботняя тренировка сложилась для меня ужасно. Когда знаешь, как много людей работало над машиной, сложно примириться с мыслью, что создал для них очередную непростую задачу оперативно всё починить. Но механики сработали безупречно – они выложились на 100%, а я постарался отплатить им хорошим выступлением в квалификации. Если учесть, что я пропустил большую часть субботней тренировки и не смог нормально поработать в первой пятничной, я могу быть доволен третьим местом.
Вопрос: (Тимо Глок) Готовясь к попытке, вы едва не врезались в напарника. Наверное, вам, как и другим участникам, оказалось непросто прогреть шины?
Льюис Хэмилтон: Да, шины прогревались довольно медленно. Валттери старался воспользоваться слипстримом от машины впереди, я изо всех сил пытался удержаться за ним, а позади меня ехала целая группа гонщиков. Ситуация была непростой, но в любом случае в Ferrari сегодня сработали великолепно, Шарлю удался безупречный круг. Надеюсь, в гонке мы сумеем навязать им борьбу.
Вопрос: (Тимо Глок) В пятницу на длинной серии кругов вы были очень быстры, притом на первых кругах гонки у вас есть шанс сразу атаковать Ferrari на длинной прямой. Ожидается, что в воскресенье погода будет прохладнее на 10 градусов – это может помочь Mercedes?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, об этом лучше спросить инженеров, но я в любом случае буду выкладываться на пределе и постараюсь дать соперникам настоящий бой.
Пресс-конференция
Вопрос: Шарль, поздравляем с поулом! Вы доминировали во всех трех квалификационных сессиях, каково это – выиграть поул с преимуществом в семь десятых?
Шарль Леклер: Это очень приятно! Но добиться результата было непросто, так как в финале квалификации в начале круга я едва ли не каждый раз оказывался в трафике. К счастью, в итоге мне удалось хорошо проехать попытку. Я не рассчитывал настолько опередить всех, но сейчас очень доволен своим быстрым кругом!
Вопрос: В Бахрейне вы были близки к тому, чтобы выиграть гонку. Учитывая вашу доминирующую форму в этот уик-энд, вы уверены в том, что сумеете победить в Бельгии?
Шарль Леклер: Сложно сказать. С самого начала уик-энда мы демонстрировали хорошую скорость, но когда во второй пятничной тренировке провели симуляцию гонки, темп оказался недостаточно высок. Думаю, в воскресенье нам будет непросто, но мы приложим максимум усилий. В квалификации преимущество было существенным, но это не означает, что в гонке будет так же – нужно поработать над гоночным темпом, а там посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: Себастьян, завершив попытку, вы сказали в радиообмене с командой: «На трассе царил совершенный беспорядок!» Как прошла для вас квалификация в целом и финальная сессия в частности?
Себастьян Феттель: Скомканно. Я постепенно вошел в нужный ритм, пусть на это потребовалось немного больше времени, а машина вела себя очень здорово. Правда, в финальной сессии гонщики старались воспользоваться слипстримом и перед последним поворотом выстроились в длинную очередь, что добавило сложностей. Температура шин вышла из оптимального диапазона, а я, находясь в плотной группе, не мог на это повлиять.
В любом случае, Шарль сработал здорово, мы с нетерпением ждем гонку. Главное, я хорошо чувствовал машину. В воскресенье погодные условия немного изменятся – посмотрим, как всё сложится.
Вопрос: Льюис, вам и команде удалось на удивление быстро оправиться от аварии в субботней тренировке. Ощущаете ли вы последствия того удара, и как по ходу квалификации вела себя машина?
Льюис Хэмилтон: Знаете, этот уик-энд складывается для меня довольно интересно. В первой пятничной тренировке с машиной были проблемы, а сегодня утром мы не лучшим образом скорректировали настройки, и я угодил в аварию. Но механики сработали безупречно и успели всё починить. По ходу уик-энда парням и без того приходится иметь дело с серьезным прессингом, я не хотел еще больше осложнять им жизнь, но они достойно ответили на такой вызов, я по-настоящему ими горжусь.
Начиная квалификацию, я надеялся, что сумею отблагодарить механиков хорошим выступлением. Всё прошло довольно гладко, команда каждый раз выбирала практически оптимальный момент для попытки. Когда в финале все стали сбрасывать темп, готовясь к очередному быстром кругу, стало особенно непросто, но как бы то ни было, мои поздравления Шарлю – он с самого начала этого уик-энда невероятно конкурентоспособен.
Полагаю, на длинной дистанции мы сумеем навязать борьбу Ferrari. В гонке у них не будет такого подавляющего преимущества на прямых, и у нас, возможно, получится оказаться к ним достаточно близко и отыграться за счет несколько иной стратегии.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кристиан Менат) Себастьян, вы сказали, что вам потребовалось больше времени, чтобы войти в ритм. Есть ли этому объяснения? В пятницу могло показаться, что на прямых вы теряете немало времени...
Себастьян Феттель: Не думаю, будто мы что-то теряли на прямых. В пятницу у моих сложностей не было каких-то особенных причин, просто оказалось непросто добиться оптимального поведения машины на единственном быстром круге. Эти сложности наблюдались во второй половине дня в пятницу и в субботу утром, но в квалификации всё складывалось намного лучше. Правда, в финальной сессии возникла некоторая неразбериха, я не смог достаточно хорошо подготовиться к решающей попытке и остался ею недоволен.
Но за темп я не переживаю. В квалификации мы оказались очень быстры, осталось выяснить, какой будет скорость в гонке. Говорят, погодные условия заметно изменятся – посмотрим, насколько хорошо мы сумеем адаптироваться.
Вопрос: (Эрик Бильдерман) Льюис, когда вам не удается взять поул, вы с гораздо большим воодушевлением ждете гонку, зная, что за победу предстоит бороться активнее?
Льюис Хэмилтон: Квалифицироваться на поуле всегда приятнее, но я всё равно рад нашему сражению с Ferrari. Отправляясь в Бельгию, мы понимали, что этап вряд ли окажется простым. Мы не знали, насколько уверенно будут чувствовать себя Red Bull Racing и Ferrari, но понимали, что за счёт своей невероятной скорости на прямых Ferrari точно будут быстры. Их преимущество оказалось довольно большим – целых семь десятых, но на дистанции гонки мы должны быть ближе. Я рад, что со своей стартовой позицией могу попытаться навязать сражение Шарлю и Себастьяну – так гонка будет интереснее и для меня самого, и для Mercedes, и для болельщиков.
Вопрос: (Жолт Година) Шарль, в Венгрии вы сказали, что Себастьяну удалось лучше контролировать эффективность шин. Работали ли вы над этим фактором вчера и сегодня, считаете ли, что в гонке эффективность шин может стать залогом победы?
Шарль Леклер: Я долго и тщательно анализировал всё, что произошло в Венгрии. Возможно, со стороны моя ситуация в тот уик-энд выглядела сложнее, чем было на самом деле, но в целом для прогресса усилия требовались и от меня лично. В воскресенье узнаем, насколько хорошо я постарался. Я скорректировал кое-какие моменты – да, они незначительные, но в Формуле 1 результат зачастую зависит от самых мелких деталей и факторов. Скоро выясним, удалось ли добиться прогресса.
Вопрос: (Жером Пагмайр) Шарль, вы уже были близки к победе в Бахрейне и Австрии. Научили ли те две гонки вас чему-то такому, что в ближайшее воскресенье может помочь вам финишировать первым?
Шарль Леклер: В Бахрейне я упустил победу не по своей вине, вряд ли та гонка могла меня чему-то научить. Уик-энд в Австрии преподал несколько уроков, полученные знания я применил уже в Сильверстоуне, где гораздо агрессивнее сражался с соперниками, но больше сказать нечего. Когда впервые по ходу карьеры в Формуле 1 лидируешь в гонке, это воспринимается как нечто странное, но чем чаще я возглавляю пелотон, тем увереннее себя чувствую.
Вопрос: (Михаэль Шмидт) Вопрос ко всем. Когда при подготовке к попытке гонщики выстроились в длинную очередь, что было важнее для результата – воспользоваться слипстримом или удержать шины в оптимальном рабочем диапазоне? Насколько реально было реализовать обе задачи разом?
Льюис Хэмилтон: При идеальном раскладе вам удается и слипстримом воспользоваться, и добиться оптимальной эффективности шин. Но в финале квалификации такой возможности не было, поскольку все участники сильно сбросили темп. Сперва мы с Валттери долго и медленно ехали за Нико Хюлкенбергом, затем перед последним поворотом образовалась плотная группа из нескольких машин. Пожалуй, у того, кто в этой группе ехал вторым, было больше шансов и воспользоваться слипстримом, и хорошо сработать с шинами, но сделать это было непросто. Не скажу, какой из факторов всё же был важнее – похоже, они оказались нужны в равной степени.
Вопрос: Шарль, как обстояли дела у вас?
Шарль Леклер: В финале квалификации в первой попытке я пытался воспользоваться слипстримом, но заметил, что к первому повороту не успеваю вывести шины в нужный диапазон и из-за этого теряю уйму времени. Потому я попросил команду отправить меня на решающую попытку с таким расчётом, чтобы на трассе я ехал один и не мог воспользоваться слипстримом – у меня было ощущение, что хорошо прогреть шины гораздо важнее. Я раньше соперников начал быстрый круг, но уже по мере его прохождения всё же наблюдал впереди несколько машин.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Мне было важнее оптимально прогреть шины или, скажем так, обеспечить себе правильную позицию относительно других гонщиков. В обеих своих попытках я оказывался слишком близко к машине впереди, из-за чего к началу быстро круга шины не были прогреты до нужной температуры. На прямых я держал отличную скорость, но когда на втором секторе оказывался вплотную за соперником, терял слишком много времени.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, к этой гонке в Mercedes подготовили обновленную спецификацию силовой установки для вас с Валттери и для всех клиентских команд. Из шести силовых установок с двумя уже возникли проблемы: в пятницу было возгорание на машине Серхио Переса, в квалификации – на машине Роберта Кубицы. Беспокоит ли вас эта ситуация, или вы полностью полагаетесь на команду и рассчитываете, что в Mercedes примут необходимые меры?
Льюис Хэмилтон: У меня нет причин для беспокойства, так как я попросту не знаю, что за проблемы возникли у Переса и Кубицы. Уверен, специалисты Mercedes всё проанализируют и поделятся информацией, но я в любом случае должен сохранять сосредоточенность на собственных усилиях, а дальше будь что будет. Я не могу повлиять на возможные проблемы с силовой установкой, соответственно, нет причин о них беспокоиться.
Вопрос: (Люк Смит) Шарль, ранее по ходу сезона вы говорили, что вам нужно сосредоточиться на квалификации и постепенно прогрессировать во всех трех сессиях. Третий поул убедительно доказывает правильность такого подхода, притом уже шестой уик-энд подряд вам удается квалифицироваться впереди собственного напарника. Можно ли сказать, что вы открыли для себя секрет успешного выступления в квалификации?
Шарль Леклер: Я скорректировал свои действия в квалификации и, похоже, поступил верно. Теперь нужно сосредоточиться на гонках, поскольку некоторые из них складывались не настолько удачно, как хотелось. Сейчас я стараюсь нащупать нужный баланс – посмотрим, насколько успешно справлюсь.
Вопрос: (Виктор Богнар) В предыдущие несколько недель ключевой темой в социальных сетях были пожары в тропических лесах и усилия, направленные на предотвращение глобальных перемен климата. Считаете ли вы, что Формуле 1 необходимо каким-то образом привлечь внимание к подобным проблемам? Устраивает ли вас то, как именно чемпионат продвигает идеи энергоэффективности?
Себастьян Феттель: Проблемы, которые вы озвучили, безусловно, очень важны, и Формула 1 за счёт своего общемирового охвата могла бы делать больше для их решения. Не думаю, что одних лишь рассказов об эффективности нынешних силовых установок вполне достаточно – к сожалению, многие технологии так и не находят применения в дорожном автомобилестроении, соответственно, целесообразность их использования вызывает вопросы. Проблемы экологии чрезвычайно важны, и мне кажется, что на трассе и за её пределами Формула 1 должна предпринимать больше мер для их решения и своими действиями служить для всех примером.
Шарль Леклер: Я выступаю в Формуле 1 всего второй год и не до конца понимаю, как работает гибридная силовая установка. Возможно, мне просто нужно больше времени, чтобы во всё вникнуть.
Льюис Хэмилтон: А я в Формуле 1 уже довольно долго. Не знаю, какие планы сейчас у FOM и FIA, но, как мне кажется, целью является снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Когда чемпионатом управлял Берни Экклстоун, этим вопросом практически не занимались, но сейчас ситуация постепенно меняется. На дистанции гонки гибридные силовые установки потребляют на треть меньше топлива, чем использовавшиеся ранее восьми- и десятицилиндровые атмосферные моторы. Это большой шаг вперед, но совершенно точно можно сделать гораздо больше.
Возьмем, к примеру, количество пластика, что мы используем по ходу уик-энда. Сейчас я наблюдаю перед собой три бутылочки с водой. Я не стану их открывать, но кто-то другой выпьет воду, и пластик станет мусором. Мы вполне можем уменьшить объем мусора, который оставляем после себя каждый гоночный уик-энд, я активно призываю Росса Брауна и его команду инициировать необходимые изменения. Что касается моей команды, я хочу, чтобы Mercedes стала примером ответственного подхода к экологии – надеюсь, в скором времени вы заметите отдельные позитивные перемены.
Вопрос: (Жером Пагмайр) Льюис, мы крайне редко наблюдаем ошибки с вашей стороны. Что спровоцировало аварию в субботней тренировке? Вы на мгновение потеряли концентрацию?
Льюис Хэмилтон: Вы пытаетесь копнуть слишком глубоко. Я тоже человек, мне свойственно ошибаться. Да, у меня неплохая статистика выступлений, но иногда неприятности случаются и со мной. Конечно, они всегда вызывают досаду вне зависимости от того, проводишь ты в Формуле 1 свой первый сезон или уже тринадцатый, но притом из каждой неприятности можно извлечь урок. Всегда есть шанс кое-что для себя почерпнуть, перегруппироваться и стать еще сильнее.
Своей ошибкой я создал невероятно сложную задачу нашим механикам, но парни среагировали безупречно, а я смог отплатить им хорошим выступлением в квалификации – общий итог вполне позитивный. Что делать с поврежденными деталями? Возможно, в команде сумеют их восстановить, или же мы разместим их в кабинете Тото Вольффа как напоминание.
Вопрос: (Кристиан Менат) Похоже, трафик в финале квалификации в нынешнем сезоне становится одной из ключевых тем для обсуждения. Мы не первый раз наблюдаем подобную ситуацию, не кажется ли вам, что пора ввести более жесткие правила, определяющие, что можно делать в финальной сессии, а что – нельзя? Моменты, когда гонщик, находящийся на быстром круге, внезапно упирается в вереницу из пяти-шести машин, не вызывают никаких других эмоций, кроме недоумения.
Себастьян Феттель: Мне не нравится идея увеличить число правил, их и без того много.
Шарль Леклер: Не думаю, что ситуация сейчас намного хуже, чем в прошлом году. Все стараются воспользоваться слипстримом, это вполне естественно, и я согласен с Себастьяном – отдельных правил для подобных ситуаций не нужно.
Льюис Хэмилтон: Не припоминаю, чтобы до 2018-го года гонщики настолько сбрасывали темп в отдельные периоды квалификации.
Себастьян Феттель: Нужно сделать так, чтобы ситуация с шинами не была настолько экстремальной. В квалификации мы изо всех сил пытаемся воспользоваться слипстримом, но одновременно нам приходится делать всё возможное, чтобы удержать резину в рабочем диапазоне, так как шинный фактор влияет на результат гораздо больше, чем несколько лет назад. Правильная позиция на трассе очень важна, и особенно это будет заметно через неделю в Монце. Если бы шины у нас работали эффективнее, скорость была бы выше, а борьба – острее.
Льюис Хэмилтон: Я согласен с Себастьяном. Каждый уик-энд в Pirelli предъявляют довольно высокие требования к минимальному давлению в шинах, из-за чего прогреть и без того довольно жесткую резину становится еще сложнее. Кроме того, есть планы отказаться от термочехлов, но в таком случае нам никогда не удастся вывести шины в рабочий температурный диапазон.
В этом сезоне, готовясь к квалификационной попытке, мы проезжаем круг гораздо медленнее, чем раньше. Сегодня это привело к довольно опасным моментам: когда в пятнадцатом повороте нашу плотную группу догнал находящийся на быстром круге гонщик, я не мог пропустить его, не съехав на траву, так как уперся в Валттери, а сам Валттери – в Нико Хюлкенберга. Если бы я сам был на быстром круге, и мне пришлось бы объезжать тех, кто плетется по трассе со скоростью пять миль в час, это заставило бы всерьез понервничать.
Не знаю, как прекратить подобное. Возможно, по трассе нам не следует ехать медленнее максимально разрешенной на пит-лейн скорости. Мы не должны замедляться до 5 миль в час, вынуждая соперников позади проехать мимо – правда, я сам поступил так в Австрии, когда оказался впереди большой группы и не хотел, чтобы кто-то из преследователей воспользовался слипстримом от моей машины.
Дело в том, что с нынешними машинами эффект слипстрима особенно заметен. Предполагалось, что с увеличенным передним антикрылом нам будет проще преследовать соперника, однако это антикрыло создает гораздо большее лобовое сопротивление, при попадании в слипстрим это сопротивление снижается, и скорость возрастает сильнее, чем когда-либо раньше.
Перевод: Валерий Карташев