Участники: Тойохару Танабе (Honda), Отмар Сафнауэр (Racing Point), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Фредерик Вассёр (Alfa Romeo), Марио Изола (Pirelli)
Вопрос: Марио, начнем с вас. Пару недель назад в Остине участники чемпионата опробовали шины для следующего сезона. Отзывы были разными – что именно сказали вам команды, каковы дальнейшие планы для новых шин?
Марио Изола: Вы правы, отзывы получились разными, но условия в Остине были непростыми – очень холодно, а новые шины спроектированы с расчётом на иные температурные режимы. Мы планируем поработать с новой структурой и обновленными составами смеси в течение двух тестовых дней в Абу-Даби – полагаю, там результаты будут более релевантными, чем в Остине.
По ходу сезона вместе с несколькими командами мы тестировали новую конструкцию шин и смогли несколько улучшить ситуацию с перегревом резины. Конечно, помогли и составы с более широким рабочим диапазоном, но всё же сама конструкция шин стала ключевым фактором. Скорость машин растёт от сезона к сезону, мы должны соответствующим образом повышать эффективность шин, но если не будем менять их конструкцию, нам не останется ничего иного, как увеличивать минимально допустимое давление воздуха в шинах на старте гонки, что повышает вероятность перегрева и негативно сказывается на работе резины. Новая конструкция разработана с таким расчётом, чтобы даже в условиях роста скоростей давление в шинах можно было бы поддерживать на минимально возможном уровне. Надеюсь, два дня полноценных тестов в Абу-Даби подтвердят правильность нашего подхода.
Я прекрасно понимаю, что по ходу уик-энда команды целиком сосредоточены на предстоящей гонке, им не хочется радикальным образом корректировать настройки, менять аэродинамический баланс машины. К тому же, у наших новых шин иной профиль, они несколько шире нынешних, особенно если мы говорим о задних шинах – всё это сильно сказывается на прижимной силе и балансе. Потому нам нужны два полноценных дня тестов, чтобы опробовать шины на длинной серии кругов и понять, достигнуты ли желаемые цели. После этого мы готовы обсуждать результаты.
Вопрос: Недавно вместе с McLaren на трассе Поль-Рикар вы протестировали 18-дюймовые шины для 2021 года. Какую обратную связь вы получили?
Марио Изола: Обратная связь была положительной, в McLaren сказали, что 18-дюймовые шины показали себя лучше, чем они могли ожидать. Эти шины быстрее удается вывести в рабочий диапазон – с McLaren мы подтвердили выводы, к которым в сентябре пришли вместе с Renault.
Мы практически определились с расписанием тестов в следующем году. Нам предстоит отработать на трассе 25 дней, я настроен весьма оптимистично. Многое из того, что мы узнали в работе над шинами для следующего сезона, в какой-то степени пригодится в работе над 18-дюймовыми шинами.
Вопрос: Фредерик, мы не раз спрашивали вас о гонщиках, и вы дали ответ, продлив контракт с Антонио Джовинацци. В чем причина такого решения?
Фредерик Вассёр: Во второй половине сезона Антонио добился серьезного прогресса и в гонках смотрелся очень уверенно. Он практически не уступает Кими в квалификациях, а если уж говорить о проблемах, то у нас они явно не с гонщиками. Чтобы иметь возможность целиком сосредоточиться на решении проблем, мы решили не менять состав и продлили контракт с Джовинацци.
Вопрос: Вы сказали, что проблемы Alfa Romeo не связаны с гонщиками. Насколько хорошо, по-вашему, команда провела этот сезон, и каковы планы на 2020-й?
Фредерик Вассёр: Планы? Выступить лучше, чем в 2019-м. Мы хорошо начали этот сезон, после первых пяти-шести гонок занимали четвертое место в Кубке конструкторов, но потом начались сложности, притом всё время разные. Во второй половине сезона мы заработали всего три очка, и нельзя сказать, что скорости постоянно не хватало – мы допустили слишком много ошибок, это главная проблема.
Вопрос: Отмар, в четверг на пресс-конференции FIA Серхио Перес сказал, что этот сезон стал для Racing Point трудным и разочаровывающим. Вы согласны со своим гонщиком?
Отмар Сафнауэр: Сезон получился не таким, как нам хотелось. Мы рассчитывали бороться за четвертое или пятое место в Кубке конструкторов, но сейчас занимаем только шестое, уступая Renault 18 очков и всего на одно очко опережая Toro Rosso. Результаты, безусловно, огорчают, но если вспомнить, в какой сложной финансовой ситуации оказалась команда год назад, когда разрабатывала эту машину, они не так уж удивительны, хотя мы старались выступить лучше.
Вопрос: За две гонки до конца сезона вы уступаете Renault 18 очков. Как вы оцениваете шансы Racing Point догнать и опередить французскую команду?
Отмар Сафнауэр: Мы сделаем всё от нас зависящее. Если обойдется без очередного пропуска процедуры взвешивания и наказания в виде старта с пит-лейн, это очень поможет! Если вся команда сработает здорово… впрочем, результат зависит не только от наших усилий. Чтобы догнать Renault, нам нужно везение.
Вопрос: Господин Танабе, первый сезон с обеими командами Red Bull сложился для Honda лучше, чем вы ожидали?
Тойохару Танабе: По итогам девятнадцати гонок с Red Bull Racing и Toro Rosso результаты явно лучше, чем в предыдущие годы – у нас на счету две победы, один поул, а в Германии представители обеих команд поднялись на подиум! Вместе с нашими партнерами мы добились существенного прогресса. Нам хочется как можно лучше провести оставшиеся две гонки, а затем продолжить положительную динамику в 2020-м.
Вопрос: Достигнутый прогресс оказался большим, чем вы рассчитывали?
Тойохару Танабе: Результат в гонке зависит от того, насколько вы оказались быстрее и эффективнее относительно соперников, потому сложно рассуждать в терминах, насколько хорошо или плохо всё получилось. Как я уже заметил, у нас на счету несколько побед и один поул – это можно считать достойным прогрессом.
Вопрос: Кристиан, продолжим эту тему с вами. Как вы оцениваете прогресс Red Bull Racing и Honda по ходу первого совместного сезона?
Кристиан Хорнер: Весьма позитивно! Red Bull Racing и Honda прекрасно работают вместе, уже в первый год нашего сотрудничества мы заработали семь подиумов, две победы и два поула – правда, стартовать с первой позиции довелось лишь однажды.
Было здорово наблюдать, какого прогресса добивались в Honda с каждой новой спецификацией своей силовой установки, да и с надежностью больших проблем не случилось. Мы изначально рассматривали этот сезон как переходный, но достигнутый прогресс и тот факт, что в 2020-м году правила останутся неизменными, позволяют нам рассчитывать, что в следующем сезоне с новой машиной мы продолжим позитивную динамику и выступим ещё увереннее.
Вопрос: Сотрудничество с Honda складывается лучше, чем вы ожидали?
Кристиан Хорнер: Да, причём в пользу такого мнения можно привести сразу несколько фактов. Многие подвергали сомнению наше решение сотрудничать с Honda, однако мы уже в первой гонке сезона заработали подиум. Сейчас на счету команды больше очков, чем в этой же фазе сезона в 2018-м, притом к надежности силовых установок не было никаких претензий, а их мощность и эффективность постоянно повышались. Если говорить о шасси, новые требования к конфигурации переднего антикрыла сказались на нас серьезнее, чем можно было предполагать, но в части силовых установок в Honda превзошли наши ожидания во всех аспектах. Можно сказать, начало нашего сотрудничества получилось очень позитивным.
Вопрос: Кристиан, в Red Bull Racing подписали контракт с Александером Элбоном на 2020-й год. В чем причина такого решения?
Кристиан Хорнер: В свой первый год в Формуле 1 Александер проявил себя очень здорово. Он начал сезон с Toro Rosso, а после летнего перерыва мы перевели его в Red Bull Racing, чтобы посмотреть, как он сработает внутри нашего коллектива. С нами Элбон во всех гонках финишировал в первой шестерке – причем даже тогда, когда стартовал из последних рядов или вовсе с пит-лейн, притом на дистанции он демонстрировал безупречный пилотаж.
Александер очень конструктивно комментирует поведение машины для инженеров. По ходу уик-энда ему неизменно удается добиться прогресса в скорости, причем даже на тех трассах, на которых он никогда ранее не выступал. Элбон полностью заслужил своё место в Red Bull Racing. Мы высоко оцениваем потенциал этого гонщика, решение предложить ему контракт оказалось для нас простым и очевидным.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, для Александера Элбона предыдущие 12 месяцев выдались богатыми на события. Он собирался продолжить карьеру в Формуле Е, но получил возможность дебютировать в Формуле 1, далее по ходу сезона оказался в Red Bull Racing, а в следующем году ему предстоит выступать на машине, с которой вы рассчитываете сражаться за титул. Доводилось ли вам наблюдать столь стремительный прогресс в карьере кого-либо из гонщиков, и насколько хорошо сам Александер справляется с такой ситуацией?
Кристиан Хорнер: Алекс продемонстрировал потрясающее упорство и силу характера. Он был участником молодежной программы Red Bull, но довольно рано был освобожден от обязательств перед компанией, и ему пришлось продолжать карьеру в автоспорте, целиком полагаясь на свой талант и подход в стиле «никогда не сдавайся».
Выступая за команду Фредерика Вассёра в Формуле 3, Александер на равных сражался с Шарлем Леклером. В Формуле 2 он тоже здорово себя зарекомендовал, а когда уже был готов перейти в Формулу Е, решение Даниэля Риккардо перейти в Renault подарило ему возможность присоединиться к Toro Rosso.
Уже в первых Гран При сезона стало понятно, что у него есть и талант, и мастерство. Элбон стабильно прогрессировал от этапа к этапу, и в какой-то момент мы решили, что пора оценить, как он покажет себя в Red Bull Racing. Этот гонщик своим примером доказал, что при правильном отношении к работе и должном старании талант непременно проложит себе путь к вершине.
Вопрос: Не могли бы вы сравнить Александера с Пьером Гасли?
Кристиан Хорнер: Пьеру было очень непросто начинать сезон после двух аварий на зимних тестах, сильно сказавшихся на его уверенности в собственных силах. Добавьте к этому тот факт, что быть напарником Макса Ферстаппена и постоянно сравнивать себя с ним нелегко психологически. Первая половина сезона выдалась для Гасли невероятно трудной, прессинг становился всё сильнее, и мы решили, что ему будет намного спокойнее в младшей из команд Red Bull. С момента возвращения в Toro Rosso Пьер вновь стал выступать здорово, его скорость и уверенность в себе растут с каждой гонкой. Похоже, он счастлив в Toro Rosso, мы за него очень рады.
Вопрос: (Иисус Балсейро) Кристиан, Карлос Сайнс был участником молодежной программы Red Bull – как вы оцениваете его выступление за McLaren в нынешнем сезоне? Сожалеете ли, что отпустили его в другую команду? Наверное, Карлос мог стать неплохим напарником для Макса Ферстаппена…
Кристиан Хорнер: Хорошо, что в этом сезоне Карлос получил быструю машину и сработал по-настоящему здорово. Он провел несколько впечатляющих гонок и оказался лучшим среди тех, кто не представляет три ведущие команды чемпионата. В какой-то момент пути Карлоса и Red Bull разошлись, но мы гордимся тем, что помогли ему дебютировать в Формуле 1, и рады, что он успешно развивает свою карьеру, пусть и в другом коллективе.
Вопрос: (Марсель Тексейра) Вопрос к руководителям команд. Первая пятничная тренировка прошла в условиях непогоды – насколько полезной она получилась?
Отмар Сафнауэр: Мы мало работали на трассе, так что… Впрочем, нам удалось проехать несколько кругов на промежуточных шинах и понять, чего от них можно ждать на этой трассе. Посмотрим, какой далее будет погода – надеюсь, в субботу и воскресенье обойдется без дождя.
Кристиан Хорнер: Нам первая тренировка обошлась довольно дорого. Началось всё неплохо: Алекс, впервые приехавший на эту трассу, показал лучший результат на промежуточных шинах. Когда асфальт начал подсыхать, кое-кто из гонщиков рискнул выехать на сликах, среди них был и Макс, однако вскоре он оказался за пределами трассы во втором повороте – впрочем, в этот раз по своей вине…
Отмар Сафнауэр: Он и в прошлом году вылетел там по своей вине!
Кристиан Хорнер: Что касается Александера, он с остывшими тормозами, к сожалению, заблокировал колеса в последнем повороте и врезался в защитный барьер. Вместо перерыва на обед механикам пришлось в спешке восстанавливать его машину к следующей сессии.
Фредерик Вассёр: Согласен, тренировка выдалась непростой. Нам она обошлась не настолько дорого, как Red Bull Racing, но и денег у них, безусловно, намного больше, чем у нас! Ближе к концу сессии состояние трассы стремительно улучшалось, кто-то выезжал на сликах, кто-то продолжал работать с промежуточными шинами – в такой обстановке сложно сравнивать результаты. Вряд ли эту пятничную тренировку можно назвать одной из лучших в сезоне.
Вопрос: (Эмерсон Фурким) У меня пара вопросов о новых правилах, вступающих в силу с 2021 года. Первый – считаете ли вы, что с лимитом на расходы отрывы в пелотоне станут меньше? Второй – с новыми машинами болельщики действительно смогут наблюдать гораздо больше обгонов?
Тойохару Танабе: Если говорить о производителях моторов, для нас лимит на расходы не предусмотрен. Правила ограничивают лишь время, отведенное на испытания на динамических стендах и тесты на трассе – этого времени станет намного меньше. Что касается команд, вам лучше спросить присутствующих здесь руководителей. Для большего числа обгонов необходимо иначе построить шасси – посмотрим, что в итоге получится. В части силовых установок мы постараемся подготовить максимально удачную спецификацию, позволяющую вести зрелищную борьбу.
Отмар Сафнауэр: Бюджет Racing Point уже сейчас намного меньше лимита, так что новые финансовые рамки на нашей команде никак не скажутся. Большим командам явно придется существенно сократить свои расходы, это повлияет на их деятельность в краткосрочной перспективе, но в какой-то момент они добьются сбалансированного состояния и по-прежнему будут очень конкурентоспособны.
Возрастет ли с новыми правилами количество обгонов? Сложно сказать. С иной конфигурацией переднего антикрыла мы рассчитывали на аналогичный эффект уже в этом сезоне, но обгонов больше не стало. Надеюсь, работа по уменьшению негативного влияния потока воздуха позади машины соперника окажется не напрасной, но я не возьмусь утверждать, что обгонов автоматически станет больше.
Кристиан Хорнер: Следует помнить, что лимит на расходы будет действовать в течение пяти лет, и для трех ведущих команд задача уместиться в предписанные рамки довольно непростая. Какое-то время разница между крупными и небольшими командами по-прежнему будет существенной, но поскольку доходы чемпионата, как ожидается, будут расти, а призовые выплаты будут распределяться на более справедливой основе, в определенный момент конкурентоспособность участников станет более-менее сопоставимой.
Досадно лишь то, что в 2020-м расходы будут очень велики, ведь нам предстоит решать сразу три задачи: дорабатывать ту машиной, с которой выступаем в гонках, тестировать новые шины Pirelli с неким адаптированным шасси и, наконец, строить машину для 2021 года в соответствии с новым техническим регламентом.
Позволят ли новые правила достичь всех поставленных целей? Идея несколько иначе направить поток воздуха от впереди идущей машины выглядит здорово, но получится ли всё сделать так, как задумано, мы узнаем лишь по прошествии времени. Машины будут выглядеть иначе, их фактически придется строить с чистого листа.
В подобных ситуациях, как правило, разница между командами только увеличивается, а не уменьшается, но сам дизайн станет более лаконичным, не будет тех многочисленных аэродинамических элементов, создающих позади машины поток возмущенного воздуха – всё это очень интересно! Есть явные намерения сделать так, чтобы результат в большей степени зависел от мастерства гонщика – лично я вижу в этом только плюсы.
Фредерик Вассёр: У всех команд ситуация разная, но лимит на расходы вряд ли скажется на шести или даже семи из них. Он затронет лишь топ-команды, но у них, с другой стороны, в 2020-м будет гораздо больше средств на разработку новой машины.
Для меня главное, чтобы правила оставались неизменными в течение достаточно продолжительного периода, ведь если мы предпримем какие-либо корректировки уже в 2023-м или 2024-м, небольшие команды не почувствуют положительного эффекта. Что касается обгонов, в FIA и FOM потратили немало сил на изучение того, как уменьшить негативное влияние возмущенного потока воздуха от машины впереди, но результаты этой работы мы сможем оценить лишь в Мельбурне в 2021-м.
Марио Изола: На производителей шин лимит на расходы тоже не распространяется. В целом в отношении новых правил мне хотелось бы оставаться оптимистом, ведь если при преследовании соперника потери в прижимной силе станут меньше, шины не начнут перегреваться и смогут дольше сохранять эффективность, что будет способствовать обгонам. Да, всё станет ясно лишь в Мельбурне в 2021 году, но, как мне кажется, чемпионат на верном пути.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Кристиан, вы говорили об аварии Александера Элбона в первой пятничной тренировке. Конечно, одной из причин были непростые условия на трассе, но скажите, готовы ли вы просто списать на них этот инцидент, или же гонщик стал слишком часто попадать в аварии? Это не первый раз, когда на тренировке он разбивает машину.
Кристиан Хорнер: В инциденте в первой тренировке никак нельзя винить Элбона. Возможно, мы сами поступили излишне самоуверенно, когда отправили гонщика на трассу на сликах, хотя на втором секторе асфальт ещё не успел просохнуть. Вы сами видели, как Макс Ферстаппен оказался за пределами трассы во втором повороте, как ошибались другие участники. Не думаю, что в инциденте есть вина Алекса. Да, по ходу сезона у него было несколько аварий, но все они пришлись на тренировки – в квалификациях и гонках Элбон пилотирует безупречно.
Перевод: Валерий Карташев