Участники: Роман Грожан (Haas), Даниэль Риккардо (Renault), Валттери Боттас (Mercedes), Серхио Перес (Racing Point), Роберт Кубица (Williams)
Вопрос: Роберт, начнем с вас. В 2009 году в Интерлагосе вы финишировали вторым. Что вы чувствуете, вернувшись сюда, на какой результат рассчитываете в предстоящий уик-энд?
Роберт Кубица: С того момента в 2009-м прошло много времени. Сложно говорить о каких-либо ожиданиях от предстоящего уик-энда, ведь у нас с начала сезона наблюдаются большие трудности. В 2009-м подиум в Интерлагосе стал для меня сюрпризом, тот сезон с BMW сложился замечательно, но на этот раз мы вряд ли сможем сражаться за нечто большее, чем те позиции, на которых финишировали в предыдущих гонках. Да, этап в Интерлагосе всегда особенный, благодаря погоде гонки здесь не раз получались по-настоящему захватывающими, но для результата нужна хорошая скорость, а её нам заметно не хватает.
Вопрос: Впереди двадцатый из двадцати одного этапа сезона. Как в целом сложился для вас год возвращения в Формулу 1?
Роберт Кубица: Сезон получился непростым, не таким, как мы рассчитывали. Все в Williams огорчены той скоростью, которую мы демонстрировали в гонках. Команда работает очень усердно, и пусть найдется немало моментов, в которых мы могли сработать лучше, есть немало примеров, когда мы здорово справлялись с трудностями, а механики на трассе всегда действовали отменно.
В начале сезона нам было особенно непросто, но коллектив оставался сплоченным, все сохраняли позитивный настрой. К сожалению, механики на трассе не могут сделать машину более быстрой, и в чём нам действительно необходимо прибавить, так это в скорости – тогда и гоночной бригаде работать будет легче и приятнее. Вряд ли это случится при мне, так как в конце года я покидаю Williams, но я надеюсь, что вскоре положение команды улучшится – её сотрудники этого заслуживают.
Вопрос: Роберт, как вы оцениваете свои результаты?
Роберт Кубица: Продемонстрировать реальную скорость сильно мешали проблемы с машиной, с которыми мы столкнулись в этом сезоне – их влияние оказалось крайне негативным.
Когда я вернулся в Формулу 1 – высшую категорию автомобильного спорта – после долгого перерыва и с определенными физическими ограничениями, многим казалось, что я в принципе не смогу участвовать в гонках. Люди говорили, что я не проеду дальше первого поворота, что не смогу оперативно реагировать на ситуацию, но в целом по ходу сезона на первых кругах гонок я действовал достаточно уверенно.
Мне предрекали, что я не справлюсь с трассой в Монако, однако там я продемонстрировал, возможно, свой лучший пилотаж за весь год. Да, я много уступил соперникам, но по ощущениям гонка сложилась весьма неплохо. Завершая сезон, я вряд ли могу быть доволен результатами, но вполне удовлетворен тем, как мои мозг и тело справились с очень непростым вызовом.
Вопрос: Спасибо, Роберт, и удачи в предстоящий уик-энд! Роман, вы не финишировали в призовой десятке с Гран При Германии. Насколько сложной оказалась вторая половина сезона для вас и Haas F1?
Роман Грожан: Сезон в целом оказался очень непростым. После многообещающих зимних тестов мы приехали в Австралию, с пит-стопами всё прошло гладко – воспоминания о той заминке в 2018-м преследовали нас почти год, но в этот раз обошлось. У нас была отличная скорость в квалификации, правда, в гонке пришлось намного сложнее. Мы делали всё, что в наших силах, сотрудники на трассе и на базе выкладывались на пределе – сложно сказать, могли ли мы в принципе сработать лучше с тем, что имеем. Ситуация такая, какая есть: машина недостаточно хороша, а усилия, что мы предпринимаем, не сказываются на результатах.
Было здорово заработать очки в Германии, та гонка выдалась просто сумасшедшей, но я смог удержаться на трассе и финишировал в призовой десятке – правда, далее претендовать на очки стало намного труднее. Никаких претензий к команде – она хорошо поработала, но скорости машины было недостаточно для сражений за высокие места. К тому же, мы довольно рано переключились на подготовку к следующему сезону, чтобы в 2020-м иметь более быструю машину.
Вопрос: Что нужно предпринять Haas, чтобы в следующем году сложности с машиной не повторились?
Роман Грожан: Хороший вопрос! Было немало разных встреч и совещаний – думаю, в команде знают, что нужно делать. У нас замечательный коллектив, нередко мы выступали даже лучше, чем можно было рассчитывать – например, в гонке в Сочи, в квалификации в Сузуке и Остине. В субботу со свежими шинами мы превосходим ожидания, но воскресенье, к сожалению, возвращает нас в жестокую реальность.
Наш босс Гюнтер Штайнер, главный инженер Айо Комацу и другие ключевые специалисты делают всё возможное, чтобы мы максимально подготовленными подошли к следующему сезону. Мы сами и наши партнеры – например, компания Richard Mille, продлившая сотрудничество с нами ещё на год – действительно верим, что следующий сезон будет для Haas F1 Team более успешным.
Вопрос: Можно ли сказать, что для вас это наиболее разочаровывающий сезон за всё время выступлений в Формуле 1?
Роман Грожан: Я уже говорил, что сезон выдался очень сложным. Нелегко приезжать на гонку, зная, что у вас почти нет шансов побороться за высокий результат, но с чем-то подобным мне уже доводилось иметь дело. 2013-й год был для меня очень удачным, а в 2014-м пришлось заметно труднее. Начало сотрудничества с Haas в 2016-м оказалось вполне успешным, 2017-й год стал более сложным, а в 2018-м мы выступили здорово – всё это добавляет уверенности, что мы и в этот раз справимся.
Безусловно, недавние результаты огорчают, но я, наверное, покажусь вам сумасшедшим, поскольку всё равно с восторгом жду очередную гонку и безумно рад снова приехать в Бразилию. Конечно, может получиться и так, что в воскресенье после семидесяти одного круга без единого шанса побороться за очки у меня будут совсем иные эмоции, но не проблема – буду ждать следующей гонки.
Вопрос: Серхио, вы заработали очки в шести из семи предыдущих гонок. Во время летнего перерыва в Racing Point поставили себе задачу к концу сезона сделать машину четвертой по чистой скорости – насколько близко вам удалось подобраться к выполнению этой задачи?
Серхио Перес: Не думаю, что мы добились того, к чему стремились. По ходу сезона – в частности, в июне – был период, когда наши дела шли откровенно плохо, но мы всё же рассчитывали, что после летнего перерыва сумеем прибавить. Во второй половине сезона мы выглядим очень уверенно, наша машина быстра на совершенно разных трассах, что всегда радует.
Если говорить о сражении в середине пелотона, машины McLaren очень конкурентоспособны и невероятно стабильны, но мы на равных соперничаем с другими командами и с августа заработали много очков. Позитивных моментов немало, но в целом мы, конечно, не на тех позициях, на которых надеялись быть.
Вопрос: Вам не удавалось выйти в финал квалификации с Гран При Бельгии. Насколько нехватка скорости в квалификации сказывается на ваших шансах в гонках?
Серхио Перес: Очень сильно. Нам действительно не хватает скорости в квалификации, но в гонках мы выглядим уверенно. Нередко нам удается взять максимум от стратегии – в этом плане в предыдущих двух Гран При команда сработала особенно здорово, переиграв сразу нескольких конкурентов. Надеюсь, так будет и дальше. Предстоящий уик-энд для нас очень важен, в Кубке конструкторов Toro Rosso уступает нам всего одно очко – надеюсь, мы сумеем финишировать впереди.
Вопрос: Racing Point опережает Toro Rosso на одно очко, а от Renault отстает на восемнадцать. У вас достаточно скорости, чтобы побороться с Renault за пятое место в Кубке конструкторов?
Серхио Перес: На восемнадцать очков?
Вопрос: Да, на восемнадцать...
Серхио Перес: Что ж, пока остаются математические шансы, борьба не закончена! Мы постараемся достать Renault!
Вопрос: Благодарю вас! Даниэль, переходим к вам. В Renault явно сумели прибавить, вы заработали очки в двух предыдущих гонках, притом в Остине выглядели особенно уверенно. Вам удалось добиться от машины стабильно хорошей скорости?
Даниэль Риккардо: Думаю, да, притом это особенно заметно в гонках. В квалификациях мы тоже несколько раз подряд выходили в финальную сессию, но в целом делали это не так часто, как McLaren, которые среди команд середины пелотона в этом году явно сильнейшие. В большинстве квалификаций мы им заметно уступали, однако в гонках у нас получалось если не опередить их, то оказаться гораздо ближе по чистой скорости.
Наша машина всё чаще позволяет демонстрировать стабильно высокий темп, что очень хорошо. Кроме того, чем больше гонок я с ней провожу, тем увереннее себя чувствую, допускаю меньше ошибок и лучше понимаю, что для меня работает, а что – нет. Предыдущие несколько гонок были для меня очень удачными, а шестое место в Остине стало настоящим достижением – да, это не подиум, за него не полагается призовое шампанское, но мы в команде были очень рады своему результату!
Вопрос: Многие сомневались в правильности вашего решения уйти из Red Bull Racing. Как вы оцениваете свой первый сезон в Renault?
Даниэль Риккардо: Я понимал, что люди будут сомневаться в моем решении. Перед началом этого сезона я был готов ко всему. Прежде всего, я испытывал восторг из-за того, что происходят перемены, но я также не допустил ошибки, которую, бывало, совершал раньше, когда позволял себе какие-то излишне завышенные ожидания, и это приводило к разочарованиям.
Я не ожидал чего-то грандиозного от этого первого сезона в Renault, хотя многого требовал от самого себя, но при этом понимал: понадобится время, прежде чем команда выйдет на тот уровень, на который мы хотели её вывести. Мы всё ещё этого не достигли, хотя вторую половину сезона провели более стабильно.
И если говорить о том, чего мы хотим достичь в следующем году, то перспективы выглядят уже лучше. Я начинаю ожидать большего не только от самого себя, но и от команды. Разумеется, наши результаты не всегда были такими, как хотелось, но однозначно, я не считаю, что этот год надо поскорее забыть – вовсе нет.
Вопрос: Какова ваша цель на 2020-й?
Даниэль Риккардо: Призовое шампанское! Когда я подписал контракт с Renault, мы поставили перед собой задачу: в 2020-м хотя бы один раз подняться на подиум. Мы всё ещё не дотягиваем до этого, но это значит, что надо как следует поработать в межсезонье. В McLaren доказали, какого прогресса можно добиться за один сезон, если продуктивно потрудиться зимой.
Думаю, если мы так поработаем, то в следующем году сможем бороться за подиумы. В любом случае, заработаем мы шампанское или нет, мы хотим подобраться как можно ближе к командам первой тройки и чаще навязывать им борьбу.
Вопрос: Валттери, после этапа в Остине команда Mercedes на своей базе в Великобритании отпраздновала победу в обоих зачетах чемпионата. Насколько вы гордитесь своим вкладом в успех команды в 2019-м?
Валттери Боттас: На прошлой неделе на базе мы славно отметили наш успех. Когда приезжаешь туда, видишь коллектив и улыбки на лицах людей, понимаешь, как здорово мы все вместе сработали – эта встреча всегда наполнена радостью и счастьем!
Конечно, я горжусь тем, что являюсь частью команды, которой покоряются рекорд за рекордом, мне очень приятно ощущать себя одним из многих людей, что сделали успех Mercedes возможным. В этом году я сам сработал лучше, чем в 2018-м, мой вклад в общий успех стал чуть более весомым, и это тоже здорово!
Вопрос: Вы сказали, что сработали лучше, чем в 2018-м. Можно ли утверждать, что в плане пилотажа этот сезон стал для вас лучшим в Формуле 1?
Валттери Боттас: В целом этот сезон стал для меня лучшим в карьере, но всё же оказался не таким, как я рассчитывал. Нужно выступать более стабильно и допускать меньше ошибок, притом мне добавляет уверенности тот факт, что за счет взаимодействия с инженерами и работы над собственным пилотажем я уже смог избавиться от многих слабых сторон и в непростых обстоятельствах нередко демонстрировал отличный темп. Приятно наблюдать собственный прогресс, с ним всегда начинаешь хотеть большего!
Вопрос: Победитель в обоих зачетах определен, вы гарантировали себе второе место по итогам сезона – вправе ли мы ожидать от вас несколько иного подхода к этапам в Бразилии и Абу-Даби?
Валттери Боттас: Не думаю, что подход как-то изменится. В этом сезоне осталось две возможности выиграть гонку, победа будет моей единственной целью. Сейчас я выступаю очень уверенно, хочу продолжить в том же духе, а затем закрепить позитивную динамику уже в 2020-м. Я с нетерпением жду обе оставшиеся гонки.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем. Чем вам запомнился Айртон Сенна, и какое наследие он оставил Формуле 1?
Роман Грожан: Айртон был невероятным человеком, настоящей иконой нашего спорта. Я начал следить за Формулой 1 за несколько лет до гибели Айртона, когда он сражался с Аленом Простом. Будучи французом, я хотел болеть за Алена, но притом не мог не симпатизировать Айртону – было сложно решить, кого же всё-таки поддерживать!
Айртон был фантастическим гонщиком, спустя 25 лет после его гибели мы по-прежнему помним тот трагический день, словно это было вчера. В истории Формулы 1 это был по-настоящему великий человек.
Даниэль Риккардо: Айртон оставил в Формуле 1 гораздо больший след, чем любой из гонщиков, об этом человеке знают все вокруг даже спустя 25 лет с того трагического уик-энда. В отеле, где я остановился, есть немало изображений Айртона – бразильцы бережно хранят память о нем, что вызывает глубокое уважение. В детстве я наблюдал за Сенной, и меня буквально поражали две вещи: во-первых, насколько его обожали не только в Бразилии, но и по всему миру, а во-вторых, насколько беспощадным он был на трассе и насколько человечным вне её.
Валттери Боттас: Айртон оставил после себя невероятное наследие. Годы проходят быстро, но память о легендарном гонщике по-прежнему жива, Сенна навсегда останется в сердцах многих людей не только в Бразилии, но и во многих странах по всему миру. Его успех мотивировал многих молодых гонщиков, и каждый из нас, глядя на него, хотел стать чуть быстрее, чуть лучше. Мне сложно подобрать подходящие слова. Айртон навсегда останется одним из величайших гонщиков.
Серхио Перес: Это был человек с потрясающим характером, который очень гордился своей страной и много для неё сделал. Вы по-прежнему можете наблюдать, как сильно Сенну любят не только в Бразилии – по всему миру. На трассе Айртон демонстрировал впечатляющий пилотаж, во многих гонках основным фактором успеха было его собственное мастерство – знаете, за годы своих выступлений я не наблюдал в Формуле 1 ничего подобного! Сенна оставил невероятное гоночное наследие, он кумир всех поколений.
Роберт Кубица: Как уже сказали, Айртон был великим человеком. Потрясающе, что спустя 25 лет после его гибели мы по-прежнему помним, какими личностными качествами он обладал – это само по себе о многом говорит. Мы привыкли говорить о скорости гонщика, но Айртон был также образцом человечности – возможно, благодаря этому его с любовью и уважением вспоминают даже по прошествии 25 лет.
Вопрос: (Дэн Натсон) Роберт, как обстоят дела с вашими планами на следующий год?
Роберт Кубица: Я бы сказал, довольно неплохо. Конечно, времени до следующего года остается всё меньше, но я уверен, что всё складывается удачно. Каждую неделю что-то происходит, есть позитивные моменты, есть – не очень позитивные, но главное – процесс продолжается. Я сохраняю спокойствие и работаю над дальнейшими планами еще с этапа в Сингапуре, где объявил о своем решении расстаться с Williams. Я хотел бы остаться в автоспорте и, возможно, совмещать участие в гонках с работой в смежных проектах.
Вопрос: (Эмерсон Фурким) Вопрос ко всем. В 2021 году вступит в силу лимит на расходы, многие команды будут тратить гораздо меньше средств, чем тратят сейчас. Считаете ли вы, что в такой ситуации гораздо больше гонщиков смогут бороться за победы и чемпионский титул?
Валттери Боттас: Лимит на расходы – одна из наиболее правильных инициатив. Да, объем бюджета по-прежнему будет отличаться от команды к команде, но сама разница будет намного меньше, чем сейчас или в предыдущие годы. Есть и другие интересные моменты – например, если поведение машины в возмущенном потоке воздуха будет таким же, как рассчитывают в FIA и FOM, то борьба в гонке станет гораздо острее. С учетом многочисленных ограничений на работу с аэродинамикой разница в скорости между машинами существенно уменьшится – мне самому очень интересно взглянуть, что из всего этого получится, каково будет управлять новой машиной, и насколько захватывающими станут гонки. Кажется, в чемпионате выбрали верный путь, и я надеюсь, что все эти изменения позволят привлечь в Формулу 1 новых участников, ведь чем больше машин будет на стартовой решетке, тем интереснее!
Даниэль Риккардо: Согласен с Валттери. В конце своей фразы он затронул важный момент, напомнивший мне нашу с ним гонку в Formula Renault в Спа в 2008-м, где на 42 места на стартовой решетке претендовало 48 гонщиков – то есть, квалифицироваться смогли далеко не все. Когда за право участия сражается так много гонщиков, это само по себе захватывающе! Если благодаря изменениям в правилах в Формуле 1 станет больше команд, это не только повысит шансы многих гонщиков на дебют в чемпионате, но также обострит конкуренцию и сделает гонки более зрелищными.
Роман Грожан: У меня такое же мнение. Новые правила – первый шаг в верном направлении, а будет ли этого достаточно, узнаем лишь в 2021-м. Одни команды выступали за менее жесткие финансовые ограничения, другим хотелось установить сумму лимита на предельно низком уровне. Возможно, в 2021 году будет рано делать выводы, поскольку машины для него будут разрабатывать в 2020-м без каких-либо ограничений, но посмотрим, какой будет ситуация годом позже – в 2022-м. Мне кажется, эффект в целом будет позитивным, а если вдобавок получится привлечь в Формулу 1 больше команд – что ж, так даже лучше! Будет здорово, если в чемпионате появится больше молодых гонщиков, конкуренция обострится, и победы не будут доставаться одним и тем же – вряд ли в Mercedes сейчас на это жалуются, но нас нынешнее положение дел не вполне устраивает.
Серхио Перес: Серьезные изменения в правилах всегда сказываются на раскладе сил, в этом плане новый регламент может сработать во благо спорта. Согласно расчетам, отрывы в пелотоне должны стать меньше, конкуренция обострится, а именно на это я очень надеюсь. Взгляните, насколько плотное сейчас сражение в середине пелотона, здорово приезжать на гонку, не зная, кто в итоге окажется впереди – этой непредсказуемости нам долгое время не хватало. Надеюсь, в 2021 году столь же плотной и непредсказуемой будет борьба во всём пелотоне.
Роберт Кубица: Думаю, эти два фактора нужно рассматривать по отдельности. Что касается машин, позволяющих вплотную преследовать соперника, эта инициатива выглядит многообещающе – надеюсь, в Liberty и FIA смогут добиться того эффекта, на который рассчитывают, ведь тогда борьба станет более интересной не только для гонщиков, но и для зрителей.
Если же говорить о стремлении видеть среди победителей разные команды, у меня есть на этот счёт своё мнение. Мне кажется, мы часто забываем о таком факторе, как талант сотрудников, работающих в конкретном коллективе. Да, деньги помогают добиться успеха, но именно талант выступает определяющим фактором. Надеюсь, с новыми правилами отрывы в пелотоне действительно станут меньше, но сомневаюсь, что побеждать будут разные команды. В Формуле 1 всегда было так, что одна команда доминировала на протяжении нескольких лет, потом ей на смену приходила другая и побеждала несколько сезонов подряд. Если же взглянуть на Формулу 2 или Формулу 3, там машины у всех одинаковые, разницу определяет мастерство специалистов. Посмотрим, как всё сложится. Если за счёт самих машин борьба станет острее, это будет существенным шагом вперед, которого мы все очень ждем.
Вопрос: Роберт, считаете ли вы, что зарплату гонщиков тоже нужно включить в лимит на расходы?
Роберт Кубица: Конечно, да!
Даниэль Риккардо: А вы сами что об этом думаете?
Вопрос: Вы спрашиваете мое мнение? Конечно, зарплату гонщиков нужно включить в лимит! А вы как считаете?
Даниэль Риккардо: Я не пытался настолько далеко заглянуть в будущее, ведь я не знаю даже то, что будет завтра!
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Валттери, вы всегда говорили, что в сражении за титул не хотите затевать психологические игры. Но если вспомнить, как в 2016-м году Нико Росберг одолел Льюиса Хэмилтона, сумев его дестабилизировать, готовы ли вы в 2020-м действовать более агрессивно и применять психологическое воздействие?
Валттери Боттас: Честно говоря, я уже устал от подобных вопросов. Все гонщики разные, я не Нико Росберг, я – это я. Я всегда думаю о том, как добиться цели, о разных вариантах её достижения. Цель в том, чтобы стать чемпионом мира, оказаться быстрее своего напарника по команде и всех других гонщиков.
Я предпочитаю представлять свои аргументы на трассе. Если я смогу полностью сосредоточиться на работе и сохранить всю ту энергию, что у меня есть, для меня это будет лучшим вариантом. Если расходовать эту энергию на что-то ещё, это может отвлечь меня от пилотирования, от того, что действительно важно.
Когда мне удаётся выступать на том уровне, которого я от себя жду, обычно это расстраивает людей в другой половине боксов, и я знаю, что это может привести к ошибкам. У меня есть план на следующий год, но я не хочу им делиться. Посмотрим, как он сработает.
Вопрос: (Сезарий Гутовски) Вопрос для Романа, Даниэля и Валттери. Из представленных здесь команд только Williams и Racing Point подтвердили намерение выступать в Формуле 1 после 2020 года. Беспокоит ли вас будущее чемпионата, и что вы будете делать, если ваши команды решат уйти из Формулы 1 после окончания следующего сезона?
Роман Грожан: Если уйдут сразу три команды, тогда нам не останется ничего иного, как посвятить время игре в петанк! Знаете, в 2021 году будет немало перемен к лучшему, и я надеюсь, что все команды по-прежнему будут участвовать в чемпионате. Хочется думать о чем-то позитивном, о том, как привлечь в Формулу 1 больше участников, а не о том, что делать, если кто-то пожелает уйти. Надеюсь, с новыми правилами число команд будет только расти.
Даниэль Риккардо: Я тоже настроен позитивно и верю, что все команды намерены продолжать участвовать в чемпионате. Не хочу даже думать о том, что если вдруг всё сложится иначе. Мне нравится петь, но я не настолько хороший исполнитель, чтобы сделать на этом карьеру!
Валттери Боттас: Я тоже настроен позитивно. Мне кажется, что грядущие изменения – шаг в верном направлении, потому перспективы Формулы 1 не вызывают у меня беспокойства. Конечно, никогда не знаешь, какой будет ситуация для конкретного коллектива, но если твоя команда внезапно решит уйти, всегда можно попытаться найти себе место где-то еще. Лично я сохраняю спокойствие и с оптимизмом смотрю в будущее.
Вопрос: (Андреас Лопес) Даниэль, чего вы ждете от двух оставшихся гонок?
Даниэль Риккардо: Мне бы хотелось продолжить позитивную динамику, чтобы у нас на счету оказалось несколько успешных гонок подряд. С этим в нынешнем сезоне были некоторые сложности: один уик-энд мы проводили здорово, затем приезжали на следующий и не добивались результата, на который рассчитывали – иногда в силу невезения, иногда по причине того, что не лучшим образом действовали в конкретной ситуации. Сейчас мы выступаем довольно уверенно, и нам важно…
Я не хочу сказать, что мы уже гарантировали себе пятое место в Кубке Конструкторов, но шансы удержать его весьма высоки. При всём при том нам важно еще добавить оптимизма и мотивации сотрудникам на базе команды, которые после окончания сезона будут изо всех сил готовить машину для следующего года. Хорошая концовка сезона мотивирует даже больше, чем позиция в зачете Кубка Конструкторов, я сам предпочитаю финишировать шестым, а не двенадцатым, так что постараюсь в оставшихся двух гонках заработать очки, а там посмотрим, на каких позициях мы с командой будем после этапа в Абу-Даби. Как я уже сказал, важно здорово завершить сезон, чтобы зимой работать с хорошим настроением и уверенностью в том, что очередной год окажется лучше предыдущего.
Вопрос: (Стюарт Белл) Обсуждается идея проведения гонки в Рио-де-Жанейро в 2021 году. Что значит для вас гонка в Сан-Паулу, и насколько высоко вы оцениваете здешний автодром Интерлагос?
Роберт Кубица: Я никогда не был в Рио-де-Жанейро и мало знаю о том городе, однако новые трассы всегда нравятся гонщикам, ведь каждая из них – новый вызов. Если же говорить об Интерлагосе, круг здесь довольно короткий, но мне всегда нравилось гоняться на нём, притом сам Гран При Бразилии в силу разных причин всякий раз получался невероятно захватывающим. О перспективах гонки в Рио я как-то не задумывался.
Серхио Перес: Я всегда рад новым трассам, особенно если гонки на них получаются интересными. Как сказал Роберт, в Сан-Паулу в силу разных причин гонки всегда оказывались зрелищными, по ходу дистанции здесь неизменно происходит множество событий. Этап в Рио? Почему бы и нет? Думаю, трасса там может получиться довольно удачной.
Валттери Боттас: Интерлагос был представлен в Формуле 1 на протяжении многих лет, здесь состоялось немало легендарных гонок, и будет досадно не приехать сюда снова. Опять же, с этапом в Рио-де-Жанейро мы, по крайней мере, по-прежнему будем гоняться в Бразилии – при всей любви местных болельщиков к Формуле 1 эта страна должна непременно сохранить свое место в расписании сезона. Новую трассу мы встретим с интересом, но всё же будет досадно расстаться с Интерлагосом.
Даниэль Риккардо: Думаю, идея гонки в Рио сама по себе классная! Я никогда не был в том городе, а так у нас будет шанс открыть для себя еще один уголок планеты и выступить в новом месте. Важно, чтобы в Бразилии по-прежнему проводился этап чемпионата, ведь у этой страны богатая история в Формуле 1. Да, жителей Сан-Паулу наверняка расстроит потеря гонки, но сама Бразилия сохранит свое место в расписании сезона. Я не бывал в Рио, но слышал, что это большой и очень интересный город – хотелось бы самому в этом убедиться, да и новая трасса это всегда захватывающий вызов!
Роман Грожан: Интерлагос – одна из моих любимых трасс, мне будет очень её не хватать. Опять же, кто знает, насколько интересной получится конфигурация в Рио, и если она будет захватывающей, то почему бы и нет? Главное, как сказали парни, чтобы Бразилия по-прежнему принимала у себя Гран При Формулы 1.
Вопрос: (Карлос Кошта) В продолжение вопроса о Гран При Бразилии – какое место занимает автодром Интерлагос в вашем персональном рейтинге трасс чемпионата?
Роман Грожан: Для меня он в первой тройке вместе с Сузукой и Спа.
Даниэль Риккардо: Мне нравится Интерлагос, он напоминает трассу в моем родном городе Перт. Но я бы не возражал, если бы поворотов здесь было больше. Круг довольно короткий, мы проезжаем его очень быстро – пожалуй, конфигурацию стоило бы удлинить, но я не уверен, есть ли для этого место. С дополнительными поворотами трасса стала бы еще более захватывающей, но вот чего ей по-настоящему не хватает на фоне многочисленных медленных и техничных изломов, так это скоростного виража. Согласен, связка первого и второго поворотов по-своему интересна, но даже шестой поворот здесь я не причислил бы к скоростным. Нужен такой излом, который был бы по-настоящему непростым, поскольку прочие повороты Интерлагоса своим профилем сильно напоминают «шпильки».
Роман Грожан: И какое место ты отдашь Интерлагосу в своем рейтинге?
Даниэль Риккардо: Думаю, с трассой полный порядок.
Валттери Боттас: Мне нравится трасса в Сан-Паулу. Да, круг здесь короткий, но за счет этого борьба в квалификации получается предельно плотной, да и в гонке, как правило, сражений тоже хватает. Местные болельщики создают на трибунах совершенно уникальную атмосферу, из-за которой в Интерлагос хочется возвращаться снова и снова. Сложно сказать, какое именно место занимает эта трасса в моем личном рейтинге, но она точно в первой десятке.
Вопрос: Даниэль, у вас Интерлагос тоже в десятке лучших трасс?
Роман Грожан: Он говорит – в двадцатке лучших.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Славная и довольно компактная трасса. Мне бы хотелось, чтобы она была немного длиннее и с чуть большим числом поворотом, так как сейчас круг здесь слишком короткий. Кажется, Кими Райкконен когда-то тестировал несколько иную конфигурацию, но не знаю, какую именно. В целом в Интерлагосе очень приятно пилотировать, гонки здесь всегда получаются интересными, болельщики неизменно полны энтузиазма – в общем, отличное место! Думаю, в первой пятерке – нет, всё же в десятке, так как хороших трасс в чемпионате немало.
Даниэль Риккардо: Да, немало – в этом ты прав.
Роберт Кубица: Мне кажется несправедливым говорить о каких-то позициях в рейтинге. Сама по себе бразильская трасса очень хорошая, гонки на ней получаются интересными. Да, круг короткий, но всё же непростой, и это здорово. Он точно такой же, каким был в 2001 году, когда я впервые проехал здесь круг – уверен, немногие помнят, что я гонялся в Интерлагосе, когда мне было всего шестнадцать лет. С тех пор трасса практически не менялась, разве что были реконструированы отдельные зоны безопасности – возможно, по этой причине нам так нравится здешняя конфигурация, ведь многие современные автодромы довольно скучные, тогда как бразильский остается очень непростым. Место в рейтинге? Политически корректный ответ – в десятке лучших.
Перевод: Валерий Карташев