1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Пьер Гасли (Toro Rosso)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
Интервью на трассе
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Макс, в этой гонке вы выглядели непобедимым! На всех составах смеси вы были явно быстрее соперников!
Макс Ферстаппен: Льюис ехал очень быстро, и я должен был всё время атаковать, а что касается тактики, то он сворачивал в боксы на круг раньше нас, поэтому мы должны были очень чётко проводить пит-стопы. Но мне дважды удавались неплохие обгоны, и я его опережал, а когда возвращал себе первую позицию, то, конечно, уже мог контролировать ход гонки, учитывая, на каких шинах я ехал. Это было невероятно, и я получил огромное удовольствие. Разумеется, здорово, что мы выиграли гонку!
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Когда по ходу дистанции вы опередили Шарля Леклера, думали ли вы, что вам хватит скорости, чтобы сразу пройти еще и Льюиса?
Макс Ферстаппен: Чтобы опередить Льюиса, я атаковал в полную силу на круге выезда из боксов, стараясь оказаться вплотную за ним, поскольку понимал, что у меня будет только одна попытка. Мы знали, что с самого начала уик-энда у нас отличая максимальная скорость, и я был очень рад, что мне удавалось его обогнать.
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Льюис, сначала спрошу вас. Когда на выходе из последнего поворота вы сместились к внутренней кромке трассы, рассчитывали ли вы, что вам хватит скорости, чтобы на прямой опередить Пьера?
Льюис Хэмилтон: Я думал, что мне хватит дистанции, чтобы атаковать Пьера, однако он занял оптимальную траекторию и оборонялся очень корректно и умело. Я хотел бы извиниться перед Александером Элбоном – мне казалось, что есть пространство для атаки, но в итоге произошел контакт, это была моя ошибка.
Отличная гонка, Макс Ферстаппен сработал невероятно здорово. Red Bull Racing переиграли нас за счет преимущества в скорости, мы просто не могли соперничать с ними на прямых. Я выкладывался на пределе, рисковал, но Макс оказался быстрее. Мы с командой старались изо всех сил, я откровенно рисковал, но добиться большего не получилось.
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Бразильцы любят вас за бескомпромиссный пилотаж, сегодня вы вновь его продемонстрировали! Но была ли у вас возможность опередить Макса за счёт стратегии?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли. Мы старались изо всех сил, но если в поворотах у меня получалось держаться за Максом, то на прямых он просто уезжал. Не думаю, что в этой гонке мы могли что-то противопоставить Ферстаппену и Red Bull Racing.
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Пьер, после непростого сезона насколько вам приятно, наконец, заработать подиум?
Пьер Гасли: Это мой первый подиум в Формуле 1, и я никогда его не забуду. Это особенный момент! Я не знаю, что сказать. Меня переполняют эмоции. Здорово завоевать подиум вместе с Toro Rosso – они дали мне фантастическую машину. Я очень рад за команду и за Honda. Мои поздравления! Сегодня потрясающий день!
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) Вам пришлось довольно долго ждать своего первого подиума в Формуле 1, не так ли?
Пьер Гасли: Я много раз поднимался на подиум в молодёжных сериях - такое не забывается. Эмоции, борьба – именно это мне нравится в автоспорте… Я не терял надежду. Я видел борьбу впереди и старался максимально атаковать. Тогда у нас появился шанс.
У нас с Льюисом был отличный поединок на финише. Я максимально атаковал и старался выжать из машины всё. Мои поздравления и огромное спасибо всей нашей команде!
Вопрос: (Рубенс Баррикелло) В Toro Rosso и Honda сработали потрясающе! На последнем круге вам удалось каким-то невероятным образом остаться впереди Льюиса на длинной прямой!
Пьер Гасли: Я молился, чтобы двигатель дал мне всё, на что способен. Если бы не прогресс Honda, мы никогда не смогли бы добиться такого результата. Я так счастлив! Не знаю, что ещё сказать.
Пресс-конференция
Вопрос: Макс, вы безупречно провели эту гонку. Что вы сами можете о ней сказать?
Макс Ферстаппен: Я могу говорить о ней довольно долго, ведь событий на дистанции было немало!
Старт прошел довольно неплохо, по ходу первого отрезка всё складывалось хорошо, но затем шины начали терять эффективность, я уперся в гонщиков Williams, а Льюис как раз отправился на пит-стоп – момент получился напряженным. Я отправился в боксы кругом позже и выехал с пит-стопа одновременно с Робертом Кубицей, который едва не отправил меня в защитный барьер! Пришлось резко ударить по тормозам…
Вопрос: Вы потеряли на этом время?
Макс Ферстаппен: Да, причем на моей машине едва не сработала система, препятствующая остановке мотора! К счастью, Льюис на втором секторе уперся в Шарля Леклера, я быстро догнал их обоих, в двенадцатом повороте прошел Ferrari, а затем за счет DRS и режима максимальной мощности подобрался к Льюису и опередил его в первом повороте. Мне помогло и то, что механики в боксах сработали здорово, сменив шины за фантастические 1,9 секунды!
Далее я довольно неплохо контролировал состояние шин Medium. Льюис на такой же резине держал очень высокий темп, я старался ему в этом не уступать – уверен, если бы не сейфти-кар, у нас было бы захватывающее сражение на последних кругах гонки.
Когда на трассе появилась машина безопасности, в команде среагировали здорово и позвали меня за очередным комплектом Soft. Поначалу я сомневался, сработает ли наша тактика, но в момент рестарта мне удалось воспользоваться слипстримом от машины Льюиса, пройти его по внешнему радиусу в первом повороте, отбить контратаку в четвертом, после чего за счет преимущества в шинах я быстро создал отрыв.
Вопрос: Насколько вам понравилось сражение с Льюисом?
Макс Ферстаппен: Оно получилось довольно неплохим – всегда приятнее сражаться за лидерство с чемпионом мира, чем вести борьбу за десятое место. Мы оба оставляли друг другу достаточно места, что очень хорошо.
Вопрос: Расскажите о последнем рестарте. Вы ускорились буквально перед линией старта-финиша!
Макс Ферстаппен: Именно так я и рассчитывал провести рестарт. Хорошо, что мой план сработал, я сразу смог создать небольшой отрыв.
Вопрос: Вы научились этому в картинге?
Макс Ферстаппен: Думаю, да. В картинге и Формуле 3 я провел немало рестартов, да и в Формуле 1 за эти годы их было довольно много. В момент рестарта ты далеко не всегда занимаешь лидирующую позицию, но в любом случае сражаешься в плотной группе и должен реагировать. Притом ты с каждым разом понимаешь, что можно сделать лучше.
Вопрос: Пьер, вы впервые поднялись на подиум! Опишите свои эмоции.
Пьер Гасли: Это лучший день в моей жизни! Еще ребенком ты мечтаешь попасть в Формулу 1, день, когда это случается, ты считаешь лучшим в своей жизни, но практически сразу начинаешь мечтать о первом подиуме. Честно говоря, вернувшись в Toro Rosso во второй половине сезона, я не рассчитывал на финиш в первой тройке, но продолжал работать над собой, всячески подбадривал команду и говорил, что нужно использовать все шансы, которые могут представиться в оставшихся гонках. Сегодня именно так и получилось.
Я уверенно ехал седьмым позади гонщиков трех ведущих команд, после схода Валттери Боттаса поднялся на шестое место, а когда Шарль и Себастьян столкнулись между собой, подумал: «Что ж, есть шанс финишировать четвертым, как в Бахрейне в 2018-м». Я понимал, что Льюис попытается атаковать Александера Элбона, и когда между ними случился инцидент, объехал их обоих. Борьба на последних метрах дистанции получилась предельно острой, я невероятно счастлив завоевать свой первый подиум в Формуле 1!
Вопрос: На какой результат вы рассчитывали до старта гонки?
Пьер Гасли: Я с самого начала уик-энда был очень доволен машиной, её поведение полностью меня устраивало. Начиная гонку с шестого места, я сказал себе: «Если получится финишировать сразу позади трех ведущих команд, это будет потрясающим результатом!» Собственно, к этому мы и стремились.
Всю дистанцию у нас был хороший темп и комфортный отрыв от преследователей. Более того, в начале гонки Александер Элбон и Шарль Леклер не так уж быстро от меня уезжали – получается, машина была достаточно быстра. С двумя выездами сейфти-кара пришлось действовать по ситуации, но я старался сохранять позицию и был готов воспользоваться малейшим шансом отыграться.
Вопрос: Как вам вид с подиума?
Пьер Гасли: Вид с подиума потрясающий, но Макс с Льюисом к подобному, очевидно, привыкли! В младших гоночных сериях мы все не раз поднимались на подиум, и когда оказываешься в Формуле 1, начинаешь тосковать по тем эмоциям. Мой предыдущий подиум был еще в Формуле 2 в 2016 году. Всегда хочется испытать чувство триумфа, особенно в Формуле 1, и когда я стоял на подиуме рядом с Максом и Льюисом, для меня это был очень эмоциональный момент!
Вопрос: Льюис, для вас гонка выдалась богатой на события. Был ли у вас шанс опередить Макса Ферстаппена, например, за счет стратегии?
Льюис Хэмилтон: Вряд ли. Прежде всего, мои поздравления Максу и Пьеру! Приятно, что после всех сложностей, связанных со сменой команды по ходу сезона, Пьер, наконец, добился успеха – наше с ним сражение на последних метрах дистанции было предельно острым!
В целом этот уик-энд оказался для нас очень непростым. Во второй половине сезона в Red Bull Racing традиционно прибавляют в скорости, мне приходилось выкладываться на пределе, чтобы в этой гонке как-то держаться за Максом. Я смог выйти вперед за счёт пит-стопа, но уперся в одну из Ferrari, а затем Макс буквально промчался мимо меня на прямой – я ничего не мог ему противопоставить.
После первого рестарта из-за разницы в шинах у меня не было шансов удержать Макса позади. Когда сейфти-кар выехал во второй раз, я отправился на пит-стоп, поскольку в команде сказали, что я потеряю лишь одну позицию, однако на деле потерял две. Пришлось откровенно рисковать, и сейчас я должен извиниться перед Александером Элбоном – я не хотел того инцидента. Пожалуй, впервые за долгое время мне довелось столкнуться с кем-то на трассе – я увидел, что есть шанс на атаку, попытался выйти вперед, но в следующий момент Александер «захлопнул калитку». Сразу после финиша я подошел к нему и извинился.
В остальном гонка получилась славной – приятно наблюдать, как молодые гонщики постепенно добиваются успеха! Мне приходится стараться изо всех сил, чтобы на равных с ними сражаться.
Вопрос: Если бы на первом пит-стопе вам вместо очередного комплекта Soft поставили шины Medium, вы смогли бы выиграть эту гонку?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, нужно подумать. Мне кажется, в плане стратегии команда сработала здорово – к тому же в случае с последним пит-стопом это было не их решение: они предоставили мне возможность самому выбирать. Я подумал, что могу позволить себе потерять всего одно место, а затем сумею быстро обогнать Элбона, но на деле всё оказалось сложнее.
Что касается первого пит-стопа, мне действительно казалось, что следовало бы поставить Medium, но в таком случае Макс, получив Soft, легко прошел бы меня уже на первом круге после своего пит-стопа, я еще дольше разбирался бы с Ferrari и далее вряд ли смог ехать в одном темпе с Ферстаппеном. Сегодня мы сделали всё, что было в наших силах, в другой раз постараемся взять реванш. Надеюсь, таких же захватывающих гонок у нас будет больше.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре) Макс, ранее вы сами выступали за Toro Rosso, а в этом сезоне Пьер какое-то время был вашим напарником в Red Bull Racing. Как вы оцениваете первый подиум Пьера? Льюис, Пьер, что вы можете сказать о вашем сражении в конце гонки?
Макс Ферстаппен: Подиум Гасли? Это фантастическое достижение. Пьер здорово провел эту гонку, всё время ехал сразу позади трёх ведущих команд – то есть был лучшим среди остальных, что само по себе успех. Он сумел избежать неприятностей, а когда другие гонщики стали допускать ошибки, сумел этим воспользоваться – приятно в итоге видеть Пьера на подиуме!
Для Toro Rosso это уже второй подиум в нынешнем сезоне, чему в команде наверняка очень рады. Я всегда знал, что Пьер – быстрый гонщик. В начале года для него всё складывалось не лучшим образом, но он, как вы сами можете наблюдать, очень конкурентоспособен, в Toro Rosso смог собраться с силами и еще до этой гонки показал несколько неплохих результатов. Уверен, этот подиум станет для него отличной мотивацией к дальнейшим успехам!
Вопрос: Пьер, что скажете о сражении с Льюисом?
Пьер Гасли: Оно было напряженным. Ты понимаешь, что близок к своему первому подиуму, как вдруг позади тебя оказывается чемпион мира и начинает оказывать жесточайший прессинг. Я защищался изо всех сил, на выходе из последнего поворота утопил педаль газа в пол и надеялся, что мотор выдаст всю мощность, на которую только способен. Я активировал режим обгона, буквально вжался в сидение и, видя сбоку переднее антикрыло машины Льюиса, шептал: «Пожалуйста, только не опереди меня буквально под клетчатым флагом, я буду невероятно огорчен, если это случится!» Мне очень хотелось удержать второе место.
Должен сказать, за последние несколько месяцев в Honda добились огромного прогресса, без которого в этой гонке не смог бы удержаться впереди Mercedes. Мои поздравления и огромное спасибо нашим партнерам из Honda!
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Я тоже атаковал изо всех сил, но Пьер действовал безупречно и очень здорово позиционировал машину на трассе, не допуская ни малейшей ошибки – снимаю шляпу! В Honda явно добились прогресса, приятно видеть их настолько конкурентоспособными. Надеюсь, в следующем году нас ждет противостояние трех или даже четырех команд, что было бы хорошо для Формулы 1.
Вопрос: Как вела себя ваша машина после столкновения с RB15 Александера Элбона?
Льюис Хэмилтон: Знаете, бывало и хуже! В целом машина ехала неплохо, не похоже, что она потеряла в скорости. Но я не люблю сталкиваться с другими гонщиками и понимаю, что сейчас чувствует Александер. Ему в принципе нелегко быть напарником столь опытного гонщика, как Макс, но он здорово справляется и пилотирует фантастически. Могу вас заверить, я не хотел того столкновения и сразу после финиша подошел к Алексу и извинился. Думаю, мы еще поговорим после этой пресс-конференции.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, Макс, не знаю, видели ли вы столкновение между Шарлем Леклером и Себастьяном Феттелем. Вам обоим доводилось бывать в ситуации, когда сражение с напарником заканчивалось не лучшим образом. Если учесть, как складывается противостояние Леклера и Феттеля в нынешнем сезоне, считаете ли вы такое положение дел слабой стороной Ferrari? Вас удивляет, что сегодня это противостояние обернулось столь неудачным инцидентом?
Макс Ферстаппен: Ситуацию в чужой команде всегда сложно комментировать, так как не знаешь всех нюансов. Кроме того, я не видел запись инцидента, потому не могу вам ответить.
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Я тоже не видел сам инцидент, но столкновения между напарниками всегда очень досадны, знаю по собственному опыту. Для команды подобные моменты крайне неприятны. Уверен, никто из гонщиков Ferrari не хотел контакта, но всегда следует помнить, что на трассе ты не сам по себе – ты представляешь весь коллектив. Когда сотни людей возлагают на тебя надежды, а дело заканчивается вот такой аварией, ощущения очень неприятные.
Вопрос: (Джанфранко Папини) Льюис, рядом с вами два перспективных молодых гонщика. Двенадцать лет назад вы сами были молоды…
Льюис Хэмилтон: Позвольте, я молод и сейчас!
Вопрос: (Джанфранко Папини) Вам не раз доводилось сражаться с перспективными талантами. Что вы думаете о новом поколении молодых гонщиков Формулы 1?
Льюис Хэмилтон: Когда становишься старше, ты смотришь на всех этих молодых гонщиков и думаешь… Впрочем, ладно, я шучу! Молодые спортсмены неизбежно будут приходить из младших гоночных серий в Формулу 1, нередко в одном сезоне сразу нескольким удается дебютировать. Сейчас в чемпионате много молодых перспективных гонщиков, за которыми будущее Формулы 1. Но, как я уже сказал, хоть по возрасту я намного старше этих парней, у меня по-прежнему достаточно сил и энергии, чтобы им противостоять, и я с нетерпением жду нашего сражения. Если в будущем отрывы между командами уменьшатся, мы будем чаще наблюдать захватывающие гонки вроде той, что получилась сегодня – это было бы действительно здорово!
Вопрос: (Ларс Ван Зёст) Макс, как вы оцениваете этот успех на фоне ваших предыдущих достижений?
Макс Ферстаппен: Невозможно сравнивать один уик-энд с другим, они все разные. Этот получился удачным, я очень рад прогрессу, которому мы добились за последние несколько этапов. Мы всегда стараемся максимально хорошо провести уик-энд и в этот раз не допустили ни единой помарки. Приятно одержать очередную победу, она добавляет оптимизма на 2020-й. Мы много для себя выяснили в недавних гонках, надеюсь, это поможет максимально здорово начать следующий сезон.
Вопрос: (Марсело Тексейра) Льюис, что вы можете сказать о вашей атаке на Александера Элбона в конце гонки? Вы считаете, что неудачно выбрали момент, или это был чисто гоночный инцидент?
Льюис Хэмилтон: Никогда не знаешь наверняка, насколько верно выбран момент для атаки. До финиша оставалось всего полтора круга, и я подумал, что пора действовать. Я был быстрее Элбона в девятом повороте, подобрался на дистанцию атаки и попытался выйти вперед. В своих мыслях я по-прежнему пытался угнаться за Максом, хоть это и было маловероятно.
Думаю, мне назначат штраф, но я полностью признаю свою вину, так как в момент столкновения находился позади. Повторюсь, я врезался не намеренно, я в принципе редко с кем-либо сталкиваюсь. Пожалуй, мне следовало немного подождать и атаковать на прямой, но всегда легко рассуждать постфактум.
Ничего страшного, поборемся в следующим раз. Уверен, для самого Александера это был далеко не последний шанс на подиум, у него впереди немало успешных гонок. Пусть сейчас ему сложно смириться со случившимся, надеюсь, этот досадный опыт сделает его сильнее.
Вопрос: (Велимир Велжко Юкич) Макс, в этой гонке у вас было подавляющее преимущество, которое наверняка объясняется не одним лишь вашим мастерством. Что еще помогло – контроль состояния шин, тактика или просто чуть большая мощность мотора?
Макс Ферстаппен: Думаю, успех стал возможен благодаря командной работе. Машина ехала здорово, я старался проходить круги максимально стабильно, механики безупречно провели пит-стопы, стратегия оказалась верной – всё это в совокупности обеспечило нам победу. С мощностью тоже был полный порядок – я ведь сказал, это командная работа, а Honda – часть нашей команды.
Вопрос: Льюис, что скажете о назначенном вам пятисекундном штрафе?
Льюис Хэмилтон: Кажется, я только что отвечал на подобный вопрос. Я полностью признаю вину, так как находился позади Элбона, это я врезался в него, а не наоборот. Я не видел запись столкновения и не знаю, насколько оно было серьезным. Мне показалось, что есть шанс на атаку, я попытался выйти вперед, но не получилось. Я принес извинения Александеру, признал свою вину, пора оставить это в прошлом и двигаться дальше.
Вопрос: (Дарио Коронель) Вопрос для Макса и Пьера. Для Honda это первый победный дубль за 28 лет – что вы об этом думаете?
Макс Ферстаппен: Мне часто напоминают о том или ином факте. Предыдущий поул Honda в Бразилии был в далеком 1991 году, а потом… Знаете, здорово, что мы с Honda вновь добиваемся успехов, а не просто вспоминаем достижения из 1990-х. Как сказал Пьер, наши японские партнеры на верном пути, по ходу сезона им удалось добиться значительного прогресса – я очень за них рад!
Пьер Гасли: Аналогичный комментарий. В Honda много работали, причем не только в этом сезоне. С момента возвращения в Формулу 1 им было очень непросто, однако они продолжали совершенствовать свои силовые установки, что-то получалось, что-то – нет, но в итоге им удалось добиться наибольшего прогресса среди всех производителей. Их подход к работе не может не вызывать уважение. В Honda поддерживали меня еще в Super Formula, мне очень приятно помогать их прогрессу – здорово, что в этой гонке мы с Максом обеспечили им первые два места!
Вопрос: (Фредерик Ферре) Пьер, в какой момент вы впервые осознали, что имеете шансы на подиум? Думали ли вы об этом до столкновения между гонщиками Ferrari и инцидента между Хэмилтоном и Элбоном?
Пьер Гасли: Нет, не думал, ведь я не настолько сумасшедший! После схода Валттери Боттаса я ехал шестым, понимал, что с имеющейся скоростью смогу удержать это место, и говорил себе: «Хорошо, посмотрим, удастся ли что-то предпринять на рестарте». Я помнил, что по темпу мы уступаем лидерам, но когда Ferrari столкнулись между собой, я оказался уже четвертым и подумал: «Так, на очередном рестарте у меня может быть шанс».
Когда Льюис свернул в боксы, я поднялся на третье место и, признаюсь, надеялся, что сейфти-кар останется на трассе до самого финиша! В момент рестарта я понимал, что на свежих шинах Льюис без проблем разделается со мной, но решил держаться за ним как можно ближе, чтобы при случае воспользоваться ситуацией. Иногда всё может сложиться в твою пользу, главное – оказаться в нужный момент в нужном месте.
Я вышел на второе место, на последнем круге Льюис стремительно ко мне приближался, а остальные гонщики уже отставали довольно сильно. Я понимал, что шансы на подиум достаточно велики, это само по себе было здорово, и всё же мне безумно хотелось удержать второе место! Хорошо, что в итоге всё получилось.
Перевод: Валерий Карташев