Первая пресс-конференция
Участники: Лоран Росси (Alpine), Фредерик Вассёр (Alfa Romeo)
Вопрос: Джентльмены, начнём с вопроса о Гран При Франции. Не могли бы вы вспомнить свои первые впечатления от французского этапа и автодрома Поль Рикар?
Лоран Росси: Это приятно вспомнить! Я начал наблюдать за гонками в юном возрасте, а первый Гран При Франции, который я посмотрел, проходил не на автодроме Поль Рикар, а на трассе в Дижоне. Поскольку это было много лет назад, мне сложно вспомнить, кто выиграл ту гонку. Я был болельщиком Алена Проста, помню его победы и до сих пор восхищаюсь его талантом!
Фредерик Вассёр: Для меня первое воспоминание об этой гонке датируется 1990-м, когда я впервые приехал на эту трассу. Я тогда работал в Formula Renault, было здорово выступать на одном автодроме с командами Формулы 1!
Вопрос: А если говорить о Гран При Франции в целом, каким было самое раннее воспоминание?
Фредерик Вассёр: Кажется, это была гонка в Дижоне в начале восьмидесятых.
Вопрос: Лоран, перед началом уик-энда в Alpine объявили о продлении контракта с Эстебаном Оконом – отличное событие и для команды, и для гонщика! Что вы можете сказать об Эстебане, какое впечатление он на вас произвёл?
Лоран Росси: Прежде всего, Эстебан здорово работает с настройками, этим он очень напоминает Алена Проста.
Он умеет выжимать из машины максимум скорости и стабильно доказывает, что является очень быстрым гонщиком. В каждой квалификации Окон выглядит очень уверенно.
Эстебан, прежде всего, отличный гонщик, а еще он хорошо взаимодействует не только с напарником, но также со всеми сотрудниками команды, подбадривая всех вокруг и призывая к дальнейшему прогрессу. Нам повезло иметь такого гонщика! Эстебан приятен в общении, скромен и уделяет много времени работе над машиной и продвижению бренда Alpine, потому мы решили подписать с ним контракт ещё на три года.
Вопрос: Вы фактически упредили мой следующий вопрос – почему контракт подписали сразу на три года?
Лоран Росси: В следующем году вступит в силу новый регламент, который будет действовать на протяжении трех сезонов. Знаю, в Формуле 1 обычно придерживаются варианта «контракт на два сезона с опционом еще на один». У концерна Renault есть долгосрочное видение, мы планируем долго выступать в Формуле 1, и нам хотелось для начала гарантировать себе гонщика на ближайший трехлетний период. Мы видели, на что способен Эстебан, и знаем, что он очень хорош. Кроме того, мне не хотелось в очередной раз искать замену гонщику после всего двух сезонов – недавний опыт показал, что если гонщик достаточно хорош, лучше постараться удержать его в коллективе.
Это правильное решение и для команды, и для Эстебана. У нас долгосрочные планы, участие Эстебана добавит уверенности в успешности нашего проекта. Для меня это также гарантия, что у команды будет конкурентоспособный гонщик, ведь Эстебан входит в десятку сильнейших гонщиков чемпионата. Мне было просто принять решение о контракте, ведь Эстебан отлично вписывается в долгосрочные планы Alpine.
Вопрос: По условиям нового контракта у Эстебана останутся связи с Mercedes?
Лоран Росси: Прописанных условий на этот счёт нет. Карьерой Эстебана занимается менеджмент Mercedes, это остается в силе, но он далёк от их гоночной команды, если вопрос в этом. Он будет работать с нами в ближайшие три года.
Вопрос: Раз уж мы говорим о гонщиках, как вы оцениваете прогресс Фернандо Алонсо? В каком аспекте ему удалось особенно прибавить в недавних гонках?
Лоран Росси: В стабильности. Фернандо с самого начала сезона был быстр, во всех гонках ему удавалось проезжать лучший круг в темпе Эстебана. Правда, ему не всегда удавалось проезжать серию кругов в стабильно высоком темпе, и это было связано с адаптацией к машине. Фернандо требовалось привыкнуть к ней, чтобы проезжать круг за кругом одинаково быстро. Он всё ближе к этой цели, что подтверждается хорошим результатом в Баку и уверенным выступлением в сегодняшней первой сессии.
Вопрос: Наверняка вы нервничали, наблюдая за прорывом Фернандо на последних двух кругах Гран При Азербайджана?
Лоран Росси: Именно! Алонсо только за счёт таланта заработал для нас на несколько очков больше!
Вопрос: Фредерик, в продолжение разговора о гонщиках. Недавно стало известно, что Хуан-Мануэль Корреа вернулся в Академию Sauber. Его возвращение в гонки – воодушевляющая история, не могли бы вы рассказать о том, почему вернули Хуана-Мануэля в Академию?
Фредерик Вассёр: Нам захотелось таким образом поддержать его карьеру. События в Спа два года назад стали тяжелым ударом для всех, Хуан-Мануэль перенёс 22 операции, но на протяжении этих двух лет его единственной целью и главной мотивацией было возвращение в гонки.
Мне хотелось поддержать его, а единственный способом сделать это – кроме повседневных ободряющих слов – было приглашение вернуться в Академию Sauber. Возвращение в спорт после аварии требует колоссальных усилий, мы сочли необходимым помочь.
Вопрос: Главный конструктор Alfa Romeo – Лука Фурбатто – в скором времени перейдёт в команду Aston Martin. В свете подготовки к следующему сезону насколько сложнее придётся Alfa Romeo?
Фредерик Вассёр: Мы знаем о планируемом переходе вот уже два месяца, понимаем решение Луки и не видим в этом ничего драматичного. К тому же, Лука присоединится к Aston Martin только в начале следующего года, не раньше.
Вопрос: Каковы планы насчёт замены?
Фредерик Вассёр: У нас есть пара кандидатов, один – из действующих сотрудников команды, другой – внешний. Скорее всего, мы предпочтём назначить на позицию действующего сотрудника, так как для нас важно инвестировать в собственный персонал, развивать своих специалистов.
Вопрос: Вы можете назвать этого кандидата?
Фредерик Вассёр: Хорошая попытка, но я не стану этого делать!
Вопрос: Поговорим о машине. Фредерик, перед началом уик-энда вы сказали, что потенциал машины раскрыт не полностью. В каких областях кроется этот потенциал?
Фредерик Вассёр: Попробуем выяснить в этот уик-энд! В предыдущих двух Гран При в квалификации мы боролись за двенадцатое-тринадцатое места, а в гонке – за одиннадцатое-двенадцатое. Нам удалось сделать шаг вперед по сравнению с предыдущим сезоном, мы должны стабильно сражаться за эти позиции, но я очень надеюсь, что совсем скоро мы сможем бороться с нашими коллегами из Alpine!
Если гонка складывается хаотично, у нас появляются шансы на очки, но главное, чтобы темп позволял бороться с командами из середины пелотона – тогда и финиш в призовой десятке будет более вероятен.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Дитер Ренкен) Фредерик, как обстоят дела с вашим контрактом с Alfa Romeo?
Фредерик Вассёр: Не беспокойтесь о моём контракте, я над этим работаю! Переговоры продолжаются, надеюсь, в ближайшие недели мы обо всём договоримся и поставим подписи. В общем, ответ такой же, как в предыдущий уик-энд!
Вопрос: (Эндрю Бенсон) Лоран, вопрос о ваших гонщиках. В заявлении о контракте Эстебана сказано, что соглашение рассчитано на три года, но здесь вы упомянули формулу «два сезона плюс один». Хотелось бы понять, речь идёт о трехлетнем контакте, или всё-таки о двухлетнем с опционом ещё на сезон? И вопрос о Фернандо: прежде по ходу карьеры ему не требовалось много времени на адаптацию, почему сейчас дела обстоят иначе?
Лоран Росси: Схему «два сезона с опционом на еще один» я упомянул как традиционный срок контракта, но нам хотелось закрепить договоренности сразу на три года. Так что речь идёт именно о трёхлетнем контракте.
Что касается Фернандо, он в такой же ситуации, как Серхио Перес и Даниэль Риккардо. Им всем требуется время, чтобы адаптироваться к новой машине. Современные машины технологически очень сложны, Даниэлю Риккардо в Renault потребовался год, чтобы адаптироваться к машине, а сейчас он проходит этот путь с McLaren.
Риккардо в этом плане – достойный ориентир, адаптация сейчас действительно требует времени, невозможно просто запрыгнуть в кокпит и сразу мчаться быстро. Это более сложная задача, нужно искать оптимальные настройки, притом в начале сезона поведение машины явно не соответствовало предпочтениям Фернандо. Но Алонсо, как и Серхио Перес, чувствует себя всё более уверенно и с каждой гонкой выжимает из машины больше скорости.
Вопрос: Лоран, какие цели стоят перед командой на оставшуюся часть сезона? Сейчас Alpine занимает седьмое место в зачете Кубка конструкторов, уступая Aston Martin двенадцать очков. Насколько важно для вас опередить Aston Martin, или фокус внимания команды уже смещён на подготовку к следующему сезону?
Лоран Росси: Нам важно опередить всех, кто окажется между нами и пятым место в Кубке конструкторов! Конечно, мы хотим обойти Aston Martin и регулярно опережать наших друзей из Alfa Romeo! Задача – закончить сезон как минимум на пятом месте, повторив прошлогодний результат. Никто в команде не хочет остаться на седьмом месте, наша цель – минимум пятое.
Что касается машины для следующего сезона, мы уже работаем над ней и стараемся балансировать объем ресурсов, направленных на этот сезон, и объем ресурсов, выделенных на подготовку к 2022-му. Объем ресурсов на этот сезон снижается, усилий на подготовку к новому постепенно тратится больше, но всё идёт по плану.
Если говорить о скорости, на специфичных трассах в Баку и Монако мы всё же сумели выступить неплохо, а здесь рассчитываем быть столь же конкурентоспособными, как в Портимао – и продолжить борьбу за пятое место в Кубке конструкторов.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Лоран, до недавнего времени долгосрочный контракт в современной Формуле 1 был только у тех, кого привыкли считать потенциальными чемпионами – у Шарля Леклера и Макса Ферстаппена. Означает ли трехлетний контракт Эстебана Окона то, что вы считаете его гонщиком такого же уровня?
Лоран Росси: Именно так. У Эстебана очень высокий потенциал, это было очевидно еще в те времена, когда он в юном возрасте соперничал с перечисленными вами гонщиками. Нельзя сказать, что он постоянно их опережал, но выступал Эстебан на одном с ними уровне, и я не вижу причин, по которым он не смог бы снова на равных соперничать с Шарлем и Максом.
Сейчас в квалификации у первой четверки явно более быстрые машины, тогда как позади них многое решает именно мастерство гонщика, и в этой борьбе Эстебан стабильно занимает высокие позиции. Повторюсь, у Окона высокий потенциал, который мы хотим раскрыть в Alpine.
Вопрос: (Люк Смит) Как вы оцениваете выводы FIA и Pirelli по причинам разрушения шин в Баку? Руководитель команды McLaren Андреас Зайдль сказал, что выводы недостаточно прозрачны, и хотелось бы видеть больше информации о причинах инцидентов.
Фредерик Вассёр: У нас нет доступа к детальной информации по инциденту, потому нам сложно в полной мере оценить ситуацию. Если кто-то ехал с пониженным давлением в шинах, этому может быть два объяснения: либо он стартовал с пониженным давлением, либо на дистанции шины работали в относительно низком температурном режиме.
Мы не знаем, как было на самом деле, но проблему, безусловно, нужно устранить и предусмотреть механизмы контроля, чтобы в будущем при появлении новых правил и директив можно было контролировать их соблюдение.
Лоран Росси: Полностью согласен с Фредериком.
Вопрос: Фредерик, в этом сезоне Alfa Romeo заработала очки в двух гонках, притом обе эти гонки были на уличных трассах – в Монако и Баку. Чего можно ожидать от возвращения на стационарные автодромы?
Фредерик Вассёр: Хочется верить, мы способны зарабатывать очки не только на уличных трассах, ведь следующая гонка на уличной трассе будет нескоро! На стационарных автодромах у нас в целом был неплохой темп, но вопрос не только в нём – нужно уметь рисковать и в нужный момент собирать воедино все факторы.
Нет смысла в хорошем результате в первой части квалификации, если во второй вы допускаете ошибку, мы вместе – и команда, и гонщики – должны во всем сработать идеально. В Монако и Баку нам удалось добиться прогресса, но каждый уик-энд начинается с чистого листа – например, здесь, в Поль Рикар, у нас совершенно иные составы, чем в предыдущих двух Гран При, а асфальт очень горячий, что для всех будет важным фактором. У конфигурации трассы свои особенности, всем придется как-то справляться с порывистым ветром и адаптироваться.
Вопрос: (Дитер Ренкен) В продолжение вопроса о том, как в FIA и Pirelli отреагировали на недавние инциденты с шинами. Не кажется ли вам, что в условиях лимита на расходы в Формуле 1 стало слишком много разных правил? Недавно закончилась эпопея с гибкими антикрыльями, теперь нас ждут новые технические директивы, касающиеся работы с шинами – не слишком ли много правил?
Фредерик Вассёр: Если сравнить нынешние правила с теми, что действовали десять лет назад, в каком-то смысле можно утверждать, что спорт стал слишком регламентирован – число страниц в документах сейчас раза в два больше! Притом отдельные пункты правил могут противоречить другим, в чем мы убедились в Имоле. Но в таком количестве предписаний есть и вина команд – участники всегда ищут разные лазейки в правилах, а FIA потом приходится реагировать и прописывать ограничения. Это неотъемлемая часть Формулы 1 – здесь все стремятся расширить пределы возможного, каждый инженер старается взять от правил максимум. Теперь этот процесс придется контролировать еще тщательнее.
Вопрос: Подводя итог, считаете ли вы, что правил стало слишком много?
Фредерик Вассёр: Пожалуй, да.
Вопрос: Лоран?
Лоран Росси: Я снова согласен с Фредериком.
Фредерик Вассёр: В следующий раз я могу ответить сразу за двоих!
Лоран Росси: Это часть нашего спорта – постоянный поиск лазеек в спортивном и техническом регламентах. Хочется верить, с финансовым регламентом такого не будет! Команды всё время ищут способы добиться наилучшей скорости при ограниченном объеме ресурсов, а FIA приходится отвечать на уловки всё новыми и новыми правилами.
С появлением лимита на расходы у команд нет возможности проверять многочисленные гипотезы и искать лазейки сразу во многих областях, потому наверняка мы будем наблюдать меньше неожиданных технических решений, или сами концепции будут менее прорывными, чем в предыдущие годы. Опять же, в следующем году регламент меняется радикально – кто знает, к каким изощренным решениям это приведет. Если вернуться к сути вопроса, я тоже считаю, что правил, пожалуй, стало слишком много.
Вопрос: (Люк Смит) Фредерик, ранее вы говорили об Академии Sauber – отрадно слышать, что в неё возвращается Хуан-Мануэль Корреа! Скажите, что вы думаете о Тео Пуршере, который в прошлом году здорово выступил в Формуле 3? Сам Тео говорит, что пока не думает о Формуле 1, но насколько вы впечатлены его прогрессом, и какие возможности могут в дальнейшем перед ним открыться?
Фредерик Вассёр: Тео впечатлил меня в прошлом году, когда с первой попытки здорово провел сезон в Формуле 3 и стал вице-чемпионом. В этом году сезон в Формуле 2 он тоже начал довольно уверенно и в Монако завоевал поул. В Баку Тео, к сожалению, угодил в аварию, но я не сомневаюсь, что в Сильверстоуне он вновь будет бороться за хороший результат.
О перспективах на следующий год говорить пока рано, позади всего три этапа в Формуле 2, а вы наверняка помните, что те, кому в предыдущие годы доводилось стать чемпионом в Формуле 2, особенно сильно выступали именно во второй половине сезона. Тео очень молод, у него даже нет прав на управление обычной машиной! Мы хотим предоставить ему достаточно времени, чтобы он во всем разобрался и выполнил поставленные задачи. Никакой спешки нет, Тео пока довольно неплохо справляется.
Вопрос: Какого рода травмы получил Тео в своей аварии в Баку?
Фредерик Вассёр: Он немного повредил руку, но чувствует себя хорошо. Врачи настроены оптимистично и считают, что Тео уже в Сильверстоуне сможет вернуться в гонки. Между этапами в Баку и Сильверстоуне целых шесть недель, этого должно хватить на восстановление.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Фредерик, если вы считаете Тео Пуршера достаточно перспективным, то наверняка уже сейчас думаете о том, как удержать его в команде, верно? На талантливого гонщика всегда претендуют сразу несколько команд...
Фредерик Вассёр: У нас есть контракт с Тео, но скажу еще раз – нам бы не хотелось торопить события. Парню всего семнадцать лет, и если сравнивать его с предыдущими талантливыми дебютантами Формулы 1, они все к моменту дебюта были старше, и опыта у них было больше. Мне не хочется сравнивать Тео с Нико Росбергом или Шарлем Леклером, однако и Нико, и Шарль пришли в Формулу 1 более взрослыми и более опытными. Будет ошибкой пытаться вывести Пуршера в Формулу 1 так рано, сначала ему нужно хорошо показать себя в Формуле 2, а обо всём остальном мы поговорим позднее.
Вопрос: Лоран, в гоночной академии Alpine сразу несколько талантливых гонщиков, однако у вашей команды Формулы 1 долгосрочные контракты с Алонсо и Оконом. Каковы перспективы для участников академии?
Лоран Росси: Они все должны продемонстрировать свою готовность к Формуле 1, кто-то в нынешнем сезоне, кто-то – в следующем. Да, вакансий в команде Формулы 1 сейчас нет, но одна, возможно, появится в конце 2022 года, так как у Фернандо Алонсо нынешний контракт рассчитан на два сезона. Если Фернандо захочет продолжить выступать за Alpine, варианты для молодых гонщиков могут быть в других командах – именно так выстраивается управление их карьерой. Думаю, в нужный момент мы сумеем найти для них решение.
Вопрос: (Дитер Ренкен) После строенных этапов участников ждёт спринтерская гонка в Сильверстоуне. Насколько ваши команды готовы к апробации нового формата уик-энда? Проводили ли вы симуляции?
Лоран Росси: Для нас это новая ситуация, и ответов на все вопросы, конечно же, пока нет. Нам самим интересно посмотреть, какой подход выберут команды, ведь спринтерская гонка – это фактически вторая квалификация, и вопрос в том, насколько сильно каждый решит рисковать. Мы рассматриваем разные сценарии, но сориентируемся, конечно, уже на месте. Каждый уик-энд команда начинает с чистого листа, сейчас конкретных решений для Сильверстоуна у Alpine нет.
Фредерик Вассёр: На технической стороне уик-энда спринтерская гонка никак не скажется, она повлияет разве что на стратегию и распределение комплектов шин на конкретную сессию. Важнее всего посмотреть, какой подход в субботу выберут гонщики, ведь в стремлении отыграть еще одну позицию всегда есть риск потерять сразу пятнадцать.
Напомню, что гонка в Макао проводится в таком формате, и там в субботу гонщики нередко стараются просто сохранить свои позиции. Посмотрим, как поведут себя гонщики Формулы 1, когда в субботу Сильверстоуне погаснут стартовые огни, реальность нередко расходится с прогнозами!
Вторая пресс-конференция
Участники: Лоран Мекис (Fеrrari) и Марио Изола (Pirelli)
Вопрос: Джентльмены, вопрос о Гран При Франции. Не могли бы вы вспомнить свои первые впечатления от французского этапа чемпионата и от автодрома Поль Рикар? Лоран, для вас это домашняя гонка, желаете ответить первым?
Лоран Мекис: Это очень давние, но особенные воспоминания! Гран При Франции стал первой гонкой Формулы 1, на которую меня взяли родители. Это произошло в далеком 1988 году и стало началом моей любви к автоспорту – приятно, что в дальнейшем мне посчастливилось сделать её своей работой! Хорошо, что в этот уик-энд на трибунах есть зрители. Надеюсь, многие мальчишки и девчонки впервые откроют для себя Формулу 1 и станут такими же преданными поклонниками гонок, как мы сами!
Вопрос: И придут работать в Формулу 1 спустя тридцать лет?
Лоран Мекис: Почему бы и нет? (смеется)
Вопрос: Марио?
Марио Изола: Моё первое воспоминание о Гран При Франции относится к 2001 году, а если говорить о трассе, мне вспоминаются 2003 и 2004 годы – я тогда участвовал в работе над Maserati MC12, и Поль Рикар был одним из автодромов, на котором испытывалась та машина. Кажется, я провел на тех тестах почти сто дней, но сейчас приятно об этом вспомнить!
Вопрос: Марио, продолжим с вами. Для вас и Pirelli две недели после Гран При Азербайджана выдались очень напряженными. Не могли бы вы рассказать подробнее, как исследовались причины разрушения шин, и к каким выводам вы пришли?
Марио Изола: Вы правы, период выдался напряженным. Требовалось воспроизвести условия инцидента, чтобы понять причины разрушения шин у Лэнса Стролла и Макса Ферстаппена. Шины были незамедлительно отправлены на базу Pirelli, где наши специалисты приступили к детальному анализу. Притом анализировались не только взорвавшиеся шины, но и прочие шины, использовавшиеся в той гонке.
Поначалу нам казалось, что причиной мог быть наезд на обломок, так как на поверхности левой задней шины были обнаружены царапины, но позднее пришли к выводу, что дело в кольцевом разрыве, возникшем на внутреннем плече шины. Кольцевой разрыв из-за так называемых стоячих волн на поверхности резины, а они, в свою очередь, образуются из-за нарушения условий эксплуатации, включающих в себя давление в шинах, угол развала колес, скорость и нагрузку. В Баку условия эксплуатации оказались более жесткими, чем мы предполагали, что и привело к разрушению шин.
Вопрос: Какие новые процедуры вы внедряете уже в этот уик-энд?
Марио Изола: Завершив расследование, мы представили свои выводы FIA. Как вы, наверное, знаете, у нас сейчас нет возможности контролировать давление в шинах по ходу гонки, стандартный для всех команд датчик появится только в 2022 году. Сейчас у всех команд разные датчики, мы вынуждены полагаться на сведения, которые предоставляют нам сами участники, а также на периодические замеры, что проводим совместно с FIA.
Когда мы представили FIA свои выводы, в руководстве спорта решили выпустить техническую директиву и ввести новые проверки. Эта директива не заменяет существующий механизм контроля давления в шинах, просто с ней он будет более детальным.
Чтобы резина не разрушалась, важно соблюдать предписанные условия эксплуатации. Перед началом уик-энда мы на основании собственных расчётов обозначаем рекомендуемые параметры, и очень важно, чтобы шины всё время работали в границах этих параметров. Хорошо, что в FIA выпустили новую техническую директиву и предусмотрели в ней дополнительный контроль.
Вопрос: Лоран, чем обернется этот дополнительный контроль для команд?
Лоран Мекис: На самом деле, для команд новая техническая директива ничего не меняет. Она не корректирует принципы работы с шинами и условия эксплуатации, а вводит дополнительные проверки, цель которых – убедиться, что предписания FIA и Pirelli соблюдаются. А если эти предписания соблюдались и ранее, в вашей работе ничего не меняется. Просто FIA будет проводить больше проверок, чтобы удостовериться в соблюдении правил.
Вопрос: Марио, в Поль Рикар вы привезли иные составы, чем в Баку и Монако. Как это скажется на ходе уик-энда?
Марио Изола: Мы привезли те же составы, что использовались в Поль Рикар в 2019-м. Здесь иная трасса, чем в Баку и Монако, на некоторых участках обновили асфальт, но в целом жесткость покрытия примерно такая же, как два года назад. Судя по результатам первой тренировки, уровень сцепления стал ниже, но об этом лучше спросить Лорана.
Я не ожидаю, что с составами C2, C3 и С4 команды будут очень изобретательными в плане стратегии. Это составы средней жесткости, они оптимально подходят французской трассе, и гонка наверняка пройдет с одним пит-стопом. С нашей стороны было бы неправильным привезти сюда более мягкие составы, так как погода в этот уик-энд ожидается жаркая, что не подходит составу C5.
Вопрос: Лоран, в Монако и Баку Шарль Леклер выиграл квалификацию. Насколько велик шанс, что Ferrari удастся завоевать третий поул подряд?
Лоран Мекис: Этот шанс очень невелик, мы не рассчитываем завоевать третий поул подряд. Наша машина отлично справляется с медленными поворотами, но не настолько эффективна в среднескоростных и быстрых, которые преобладают на французской трассе.
Здесь мы не ждём соперничества с Mercedes и Red Bull Racing, но будем бороться в середине пелотона и постараемся выяснить, удалось ли нам компенсировать слабые стороны машины. Конечно, в этом году процесс доработки не настолько масштабный, так как основное внимание уделяется подготовке к следующему сезону, но нам по-прежнему важно раскрыть потенциал машины и разобраться, чего ей не хватает в скоростных поворотах.
Вопрос: Лоран, сражение между Ferrari и McLaren в Кубке конструкторов очень плотное, ваша команда всего на пару очков опережает соперников из Уокинга. В четверг Ландо Норрис высказал предположение, что, возможно, Ferrari допускает больше ошибок в гонках. Что вы на это ответите?
Лоран Мекис: Борьба с McLaren действительно острая, по итогам шести гонок мы опережаем их всего на два очка. Они были сильнее в первых трех Гран При, в следующих трех преимущество было на нашей стороне. Будет справедливо заметить, что в квалификациях наша команда выглядит гораздо увереннее, чем в гонках, потому в воскресенье нам нередко приходилось терять позиции, так как у нас не было такого же значительного преимущества в скорости, как в субботу. Мы активно работаем над гоночным темпом и, конечно, стараемся по ходу уик-энда допускать как можно меньше ошибок. Уверен, Ландо и McLaren действуют точно так же.
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Люк Смит) Лоран, Андреас Зайдль сказал, что результаты расследования инцидентов в Баку недостаточно прозрачны, и что это может привести к несправедливой критике в адрес Pirelli. Насколько в Ferrari довольны представленными выводами, и остались ли у вас вопросы, требующие ответа?
Лоран Мекис: Шины – такая же часть машины, как мотор, антикрылья или подвеска. Команды должны придерживаться параметров, под которые эти шины разрабатывались. Набор параметров известен – это температура, давление, угол развала колес и еще несколько. Насколько мы поняли, по итогам расследования сами параметры не меняются, техническая директива вводит лишь дополнительные процедуры контроля, цель которых – удостовериться, что параметры соблюдаются неукоснительно.
Для Ferrari решение абсолютно прозрачное. Если оставить в стороне рассуждения о необходимости соблюдения правил, в конце концов, это задача команды – убедиться в том, что она учла все моменты, касающиеся безопасности, прежде чем отправить гонщика на трассу. В Ferrari мы и до инцидента в Баку со всей серьезностью относились к соблюдению условий эксплуатации шин, в этом плане для нас ничего не меняется.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Мой вопрос для Лорана, но если Марио пожелает ответить – пожалуйста. В Формуле 1 есть множество параметров для мотора и других компонентов, эти параметры периодически корректируются, но действительно ли необходимо на каждую корректировку выпускать новую многостраничную техническую директиву? Совсем недавно была выпущена директива, касающаяся гибких антикрыльев. Не кажется ли вам, что правил и предписаний становится слишком много? У меня есть копия технического регламента 1963 года, в нем всего четыре страницы!
Лоран Мекис: Думаю, сейчас нам вряд ли удастся уместить регламент в четыре страницы! Я хотел бы обратить внимание, что сами технические директивы, сколько бы страниц в них не было, не меняют сами правила. Эти директивы нужны лишь для того, чтобы у FIA появились инструменты, усиливающие уже существующий контроль. Если это нужно для безопасности спорта и справедливой конкуренции, то меры более чем оправданные. Не думаю, что директивы добавляют сложность, скорее они подкрепляют уже существующие правила.
Вопрос: Марио, считаете ли вы, что в Формуле 1 слишком много правил и директив?
Марио Изола: Как сказал Лоран, важно, чтобы правила обеспечивали безопасность участников. Совершенно очевидно, что мы не можем вернуться к четырехстраничному документу в условиях, когда лучшие инженеры в мире постоянно ищут возможности для прогресса, когда машины в техническом плане стали гораздо сложнее, а правила стали более детальными. Пожалуй, самое сложное в этой ситуации – донести до зрителя суть тех или иных изменений. Нужен некий компромисс, но наивно полагать, что мы сможем вернуться к ситуации пятидесятилетней давности.
Вопрос: (Люк Смит) Еще один вопрос для Марио по поводу недавнего инцидента с шинами. Андреас Зайдль сказал, что из-за недостаточно прозрачных результатов расследования в адрес Pirelli может звучать несправедливая критика. Насколько досадно для вас, что в проблемах с шинами все привыкли винить, в первую очередь, производителя? Если сами команды не соблюдают предписания, вы не в силах этому помешать, не так ли?
Марио Изола: Определять, работают команды в рамках правил или вне их, не моя задача. Мы предоставляем продукт и рассчитываем, что он будет использоваться в соответствии с обозначенными условиями эксплуатации. Досадно ли слышать критику? Временами да, но после инцидента в Баку для нас превыше всего было выявить причину инцидентов и до возвращения в Поль Рикар предпринять меры, чтобы подобные неприятности больше не случались. Я в курсе комментариев в СМИ, многие из них читать было не так уж приятно, но что есть, то есть. Нашим приоритетом было найти причины.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Марио, каким образом после старта команды могут влиять на параметры эксплуатации шин, в частности, на давление в них?
Марио Изола: Этот вопрос лучше адресовать командам. В соответствии с достигнутыми несколько лет назад договоренностями мы получаем от них информацию о проведенных симуляциях, проводим собственную оценку и обозначаем рекомендуемые параметры работы шин. По ходу уик-энда мы следим за тем, как ведут себя шины, спустя пару дней после гонки получаем очередной набор данных и при необходимости корректируем предписания. Если мы видим, что какой-то параметр явно отличается от прогнозных значений, мы стараемся понять, почему это произошло, но в целом мы можем опираться только на ту информацию, которой располагаем.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Лоран, хотел бы вернуться к вопросу о большом количестве правил и предписаний. Вы ранее работали в FIA, теперь работаете в Ferrari – можно сказать, побывали по обе стороны баррикад. Считаете ли вы, что регулирования сейчас слишком много?
Лоран Мекис: Это не тот случай, Дитер. Нельзя считать излишним регулированием недавние уточнения насчёт того, какое давление должно быть в шинах, и в каком температурном режиме они должны эксплуатироваться. Эта область требует дополнительного контроля, поскольку шины – ключевой фактор безопасности и скорости, оттого к ним там много внимания. Но это не какая-то избыточная регламентация, скорее усиление уже существующих процедур. Мы все должны радоваться тому, что появятся новые проверки – так мы сможем выступать в полной уверенности, что все находятся в одинаковых условиях.
Вопрос: (Люк Смит) Лоран, я хотел бы спросить вас об участниках молодежной программы Ferrari. Некоторые из них сейчас выступают в Формуле 2, а Каллум Айлотт выполняет обязанности резервного гонщика Alfa Romeo. Начинаете ли вы задумываться о том, как обеспечить кому-то из них место в Формуле 1 в следующем году, или в нынешней ситуации с контрактами это будет непростой задачей?
Лоран Мекис: Нам повезло с участниками нашей молодежной программы. Мик Шумахер уже выступает в Haas, а Каллум Айлотт, как вы заметили, помогает Alfa Romeo. Каллум работал в первой пятничной тренировке в Португалии, ему предстоит провести еще несколько таких же сессий. Ну а Роберт Шварцман и Маркус Армстронг выступают в Формуле 2, и мы надеемся, что во многих гонках они будут сражаться за победу.
Вы правы, конкуренция за место в Формуле 1 очень высока, но мы рады, что Мик Шумахер активно прогрессирует, и надеемся, что Каллум сможет проявить себя по ходу пятничных тренировок с Alfa Romeo. Айлотту также предстоит поработать с нами во Фьорано с одной из машин предыдущих сезонов. У нас есть набор данных, по которым мы сможем понять, насколько хорошо он себя показал.
Роберт и Маркус тоже прогрессируют. У Маркуса сейчас наблюдаются некоторые сложности, а вот Роберт в Баку набрал больше всех очков, выиграл одну из трех прошедших там гонок и претендует на титул. Хорошо, что наши гонщики потенциально могут претендовать на место в Формуле 1, искать для них контракт – одна из тех проблем, с которыми приятно иметь дело!
Вопрос: (Дитер Ренкен) Лоран, если моя информация верна, в конце июня для крупнейших команд чемпионата завершается период постепенного перехода к лимиту на расходы. Вам удалось осуществить необходимую реструктуризацию?
Лоран Мекис: Конечно, да, Дитер. Первое полугодие подходит к концу, Ferrari стоило немалых усилий уместить все процессы в лимит на расходы. Но работа будет продолжена, поскольку одно дело оставаться в рамках лимита в нынешнем сезоне с минимальными доработками фактически прошлогодней машины, и совсем другое – остаться в этих рамках в следующем сезоне в условиях абсолютно нового технического регламента. Мы справились с одной задачей и сразу начинаем работать над следующей. Команды, FIA и FOM продолжают обсуждать вопрос о том, какой подход будет оптимальным на будущее, а в остальном я могу лишь сказать, что переход к заданному финансовому лимиту дался нам очень непросто.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Марио, мы знаем, что в погоне за преимуществом в скорости команды балансируют на грани надежности. Возможно, со стороны Pirelli было бы правильным установить рекомендуемы параметры эксплуатации шин не настолько близко к пределам устойчивости резины, раз уж все понимают, что команды будут стараться взять от шин максимум?
Марио Изола: В своих рекомендациях мы всегда закладываем определенный запас, чтобы избежать каких-либо инцидентов. Теперь мы убедились, что этого запаса, очевидно, недостаточно. В Баку резина не выдержала, но важно заметить, что так было не у всех команд пелотона. Мы проверили шины с других машин и не обнаружили признаков скорого разрушения или нечто такое, что указывало бы на то, что резина работала на пределе эксплуатационных возможностей. В своих рекомендациях мы должны соизмерять возможную эффективность шин и предел прочности. От нас требовалось отреагировать на инциденты в Баку, мы это сделали.
Перевод: Валерий Карташев