Мартин Брандл

Не исключено, что изучая результаты Мартина Брандла в Формуле 1, кто-то сочтет его неудачником вроде Криса Эймона – 13 сезонов, 9 подиумов, целых 98 очков и ни одной победы. Не исключено. На самом же деле британец из Норфолка – это одна из наиболее знаковых фигур современного гоночного мира.

Про Мартина впервые заговорили 24 года назад. Тогда 24-летний Брандл гонялся в национальном чемпионате Ф3, и его соперником был сам Айртон Сенна. Борьба за титул была невероятно упорной и напряженной, рассказы о ней порой вытесняли с первых полос английских газет даже отчеты о этапах Формулы 1. Поначалу лидировал бразилец, но затем Брандлу удалось нагнать и обогнать Волшебника. И все же чемпионом – с минимальным перевесом – стал в итоге Айртон.

В сезоне-84 оба дебютировали в гонках Гран При. Сенна оказался в Toleman и в Монако приехал вторым. Но Мартин, заключивший контракт с командой Кена Тиррела, и здесь не думал отставать – он стал серебряным призером этапа в Детройте. Брандлу вообще всегда удавалось здорово выступать на медленных и городских трассах. В Монако, Аделаиде, на Хунгароринге он традиционно выглядел наиболее уверенно. Да и лучшего результата в Ф1 британец добился именно в Монте-Карло, где финишировал вторым в 1994 году. Впрочем, это случилось только через десять лет после описываемых событий…

Увы, по ходу сезона-84 Tyrrell уличили в махинациях. На старт гонок машины выпускали с серьезным недовесом, а по ходу финального пит-стопа в бак «заправляли» вместе с топливом свинцовые шарики. Команду дисквалифицировали, и для молодого гонщика это был весьма серьезный удар. На время Брандл выпал из числа лидеров Ф1, выступая за Tyrrell, Zakspeed, Brabham. Зато в 1988 году он выиграл чемпионат мира в гонках спортпрототипов, победил в «24 часах Дайтоны», а через пару лет первенствовал и в другом суточном марафоне – в Ле-Мане.

На волне этих успехов Мартина впервые пригласили в одну из топ-команд Ф1: сезон-92 он должен был провести в Benetton, где его напарником стал юный немец с кривой ухмылкой. За рулем желто-зеленого автомобиля Брандл наконец-то «по-настоящему» финишировал в призовой тройке. Начало сезона выдалось непростым, но во второй половине чемпионата британец практически ни в чем не уступал будущему семикратному чемпиону, а порой даже опережал того. Итогом стали четыре подиума и шестое место в чемпионате... вот только контракт с Benetton продлить не удалось.

Впрочем, Мартину еще не раз довелось попробовать призового шампанского – в начале 90-х он успешно выступал за Ligier и McLaren. Гонщик вообще частенько менял команды – за 13 лет выступлений таковых набралось целых восемь. Последней из них стала Jordan. Чемпионат-96 начался для Брандла серьезной аварией на старте дебютного Гран При Австралии, а закончился очередным результативным финишем: пятым местом на Сузуке.

Не найдя достойного продолжения карьеры в Ф1, британец вновь сосредоточился на гонках спортпрототипов, несколько раз выступив в Ле-Мане. Со временем он начал уделять все больше внимания другой стороне гонок: стал менеджером Дэвида Култхарда, одним из руководителей Британского клуба гонщиков BRDC, совместно с еще одним экс-пилотом, Марком Бланделлом, организовал менеджерскую компанию 2MB, которая помогает молодым гонщикам (вроде Гэри Паффета или Майкла Конвея) покорять спортивных вершины.

Но более всего Мартин Брандл известен, как великолепный комментатор Ф1. После трагической кончины Джеймса Ханта именно он занял место рядом с Мари Уокером. Трижды – в 1998, 1999 и 2005 годах – Брандл признавался лучшим спортивным комментатором Великобритании. Так что тот, кто считает британца неудачником – пусть лучше посмотрит в зеркало.

Даты

  • 13.02.1922 родился Уилли Хикс
  • 22.02.1922 родился Хесус Иглесиас
  • 30.03.1922 родился Роберт О'Брайен
  • 05.04.1922 родился Энди Линден
  • 05.04.1922 родился Альфонсе Тиле
  • 09.04.1922 родился Джонни Томсон
  • 15.04.1922 родился Грэм Уайтхед
  • 12.05.1922 родился Рой Сальвадори
  • 11.07.1922 родился Фриц Рисс
  • 14.08.1922 родился Лесли Марр
  • 05.10.1922 родился Хосе Фройлан Гонзалес

Гонщики

  • 7522 круга проехал Мартин Брандл
  • 722 круга лидировал Рубенс Баррикелло
  • 622 круга проехал Джим Холл
  • 522 круга проехал Слим Боргудд
  • 522 круга проехал Ив Жиро-Кабанту
  • 122 очка заработал Элио де Анджелис
  • 122 раза участвовал в Гран При Жаки Икс
  • 122 раза участвовал в Гран При Дэймон Хилл
  • 122 старта у Ронни Петерсона
  • 22 хет-трика у Михаэля Шумахера
  • 22 победы у Деймона Хилла
  • 22 подиума у Рене Арну
  • 22 старта из первого ряда у Дэна Герни
  • 22 старта из первого ряда у Карлоса Ройтемана
  • 22 раза стартовал Рейне Виселл
  • 22 раза стартовал Туло де Граффенрид
  • 22 раза участвовал в Гран При Штефан Беллоф
  • 22 раза участвовал в Гран При и стартовал Витантонио Лиуцци
  • 22 раза участвовал в Гран При Грегор Фойтек
  • 22 круга лидировал Эдди Сакс
  • 22 круга проехал Пабло Биргер

Шасси

  • 4022 круга на шасси Honda
  • 1522 круга на шасси Iso Marlboro
  • 522 круга на шасси Coloni
  • 222 круга на шасси Pawl
  • 122 круга ан шасси Wetteroth
  • 22 старта из первого ряда на Vanwall
  • 22 старта на Pacific
  • 22 круга на шасси Amon
  • 22 круга на шасси Connew

Моторы

  • 22 победы подряд с моторами Ford
  • 22 старта из первого ряда с моторами Vanwall

Резина

  • 22 старта из первого ряда подряд у Michelin

Страны

  • 22 хет-трика (поул+победа+лучший круг) у немецких гонщиков
  • 22 бельгийских гонщика участвовали в Гран При

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.