В этом человеке было много необычного. Когда в конце пятидесятых Денни Халм появился в Европе и начал выступать в Формуле Junior, он поразил всех тем, что выходил гоняться… босиком. «Так я лучше чувствую педали», – объяснял Денни, и ему потребовалось время, чтобы отучиться от этой привычки. Дело в том, что он вырос на табачных плантациях и привык обходиться без обуви, даже когда помогал отцу в гараже.
Впрочем, «Босяком» его в Европе звали недолго. Довольно скоро к нему приклеилась другая кличка, «Медведь» – вполне соответствовавшая его внешности и, в какой-то степени, манерам, ибо дипломатическими способностями Денни никогда не отличался (в отличие от своего соотечественника и друга Брюса Макларена). Но стоило «Медведю» сесть за руль, и он превращался в настоящего тигра - сильного, быстрого и безжалостного.
Денни Халм не получил должного образования из-за войны – ему пришлось рано бросить школу, чтобы помогать отцу – великолепному снайперу, получившему за свои отличия высшую военную награду Новой Зеландии – по хозяйству. Вернувшись из армии, Халм-старший открыл новое дело, основал транспортную компанию – и Денни научился вождению за рулем грузовика. Заработав достаточно денег, он купил себе спортивную машину и начал выступать в горных гонках – настолько успешно, что вскоре завоевал грант на продолжение гоночной карьеры в Европе.
Его талант был замечен и там: сам Кен Тиррел предлагал Халму место в своей команде, но Денни предпочел связать свою судьбу с Джеком Брэбемом, которому он помогал как механик – и гонялся в составе его команды в младших формулах. В 1964 году они на пару разгромили всех в гонках Формулы 2. Денни был готов выступать и в Ф1, но место боевого гонщика у Брэбема было занято Даном Герни, и Халму пришлось ждать еще год. Он дебютировал в Монако-1965, а уже во Франции завоевал свои первые очки.
Несмотря на то, что за всю свою карьеру в Ф1 Халм лишь однажды завоевал поул, он принадлежал к числу самых быстрых гонщиков – и был одним из самых надежных. Именно это качество и позволило ему стать чемпионом в 1967-м, обставив своего босса, Джека Брэбема.
Поговаривали, что по этой причине его отношения с австралийцем были испорчены, хотя оба это отрицали. Так или иначе, но в 1968 году Халм перешел в команду Брюса Макларена. В ее составе он выступал в Формуле 1, гонках серии Can-Am (где тоже стал чемпионом) и в Инди-500 (лучший результат – 4-е место), а когда в 1970 году Брюс погиб, именно Халм спас команду от развала, фактически встав у ее руля.
Халм выступал в Ф1 до 1974 года, но после того, как на тестах в Кьялами погиб его друг и напарник Питер Ревсон, объявил о завершении карьеры. Впрочем, надолго его не хватило. В конце семидесятых Денни вернулся за руль и еще почти полтора десятилетия выступал в туринговых гонках. Он и смерть свою встретил за рулем: сердечный приступ сразил его 4 октября 1992 года, когда «Медведь» мчался по длинной прямой в одной из самых популярных гонок Южного полушария, «1000 км Батхерста». Ему было 56 лет.
Даты
- 11.01.1923 родился Кэррол Шелби
- 21.01.1923 родился Джад Ларсон
- 19.02.1923 родился Джулио Кабьянка
- 24.03.1923 родился Брайан Нэйлор
- 05.06.1923 родился Хорхе Дапонте
- 06.06.1923 родился Айвор Бьюб
- 06.06.1923 родился Джим Ригсби
- 16.06.1923 родился Рон Флокарт
- 28.06.1923 родился Адольфо Х. Швельм-Круз
- 18.08.1923 родился Джимми Дэвис
- 10.11.1923 родился Оскар Гонзалес
- 29.11.1923 родился Чак Ди
- 19.12.1923 родился Онофре Маримон
Гонщики
- 3423 круга проехал Дидье Пирони
- 1423 круга проехал Педро Лами
- 423 круга проехал Хенри Тэйлор
- 323 круга проехал Билл Хомейер
- 223 очка заработал Дженсон Баттон
- 123 круга проехал Уолт Эйдер
- 123 раза участвовал в Гран При Ронни Петерсон
- 123 раза участвовал в Гран При Патрик Тамбэ
- 23 гонки выиграл Нельсон Пике
- 23 подиума у Микеле Альборето
- 23 подиума у Жака Вильнёва
- 23 подиума у Джеймса Ханта
- 23 лучших круга проехал Нельсон Пике
- 23 лучших круга проехал Хуан Мануэль Фанхио
- 23 старта из первого ряда у Жака Вильнёва
- 23 старта из первого ряда у Денни Халма
- 23 очка заработал Тео Фаби
- 23 старта у Рауля Бойзела
- 23 старта у Янника Дальмаса
- 23 старта у Джонни Клэза
- 23 старта у Яна Ламмерса
- 23 старта у Тарсо Маркеса
- 23 раза участвовал в Гран При Рейне Виселл
- 23 раза участвовал в Гран При Джонни Чекотто
- 23 круга проехал Жорж Гриньяр
- 23 круга проехал Джон Джеймс
- 23 круга проехал Этторе Кимери
- 23 круга проехал Вик Уилсон
Шасси
- 82823 круга на шасси Ferrari
- 123 круга на шасси Olson
- 123 круга на шасси Rae
- 23 победы на Tyrrell
- 23 лидирования от старта до финиша на Lotus
- 23 круга лидирования на Deidt
- 23 очка заработано на шасси Penske
- 23 старта на Forti
- 23 старта на Spirit
- 23 выступления в Гран При на шасси Iso Marlboro
Моторы
- 223 старта с моторами Alfa Romeo
- 123 круга лидирования с моторами Matra
- 123 круга пройдено с моторами Cummins
- 23 лучших круга подряд с моторами Ford
Страны
- 23 дубля (поул+победа) заработали французы
- 23 швейцарских гонщика выходили на старт Гран При
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин