В 2005 году Фернандо Алонсо стал самым молодым чемпионом мира, побив рекорд, продержавшийся тридцать три года. Принадлежал он Эмерсону Фиттипальди.
Бабушка Эмерсона, Жозефина, полька по происхождению, эмигрировала в Бразилию из Санкт-Петербурга и вышла замуж за выходца из семьи итальянских эмигрантов Вилсона Фиттипальди, известного бразильского спортивного журналиста и радиокомментатора. Неудивительно, что гонками заболели и их сыновья, Вилсон-младший и Эмерсон.
Эмо начинал свою карьеру в качестве механика, немного погонялся на мотоциклах и картах, после чего дебютировал в Формуле Vee в команде, созданной старшим братом. В 1969-м, завоевав чемпионский титул в Формуле Vee, Эмо отправился покорять гоночную Европу. Он неплохо провел несколько гонок в знаковой в те годы Формуле Ford, прошел курс спортивного мастерства в школе Рассела, по итогам которого получил место в команде Джима Рассела в Формуле 3. Он продолжал побеждать, и в конце концов оказался в поле зрения Колина Чепмена. 19 июля 1970 года бразилец дебютировал в Формуле 1 в качестве третьего пилота Lotus.
В первой гонке, в Великобритании, Эмерсон финишировал восьмым, в Германии – четвертым, а когда в квалификации в Монце погиб первый номер команды Йохен Риндт, Фиттипальди фактически стал лидером Lotus и подтвердил этот статус победой на первом же Гран При, на Уоткинс-Глен.
Следующий сезон бразилец начинал фаворитом, но помешали технические сходы и травма руки, да и соперники были быстры. Чемпионство пришлось отложить до 1972 года, в двух первых гонках которого Эмерсон снова боролся с машиной, но из оставшихся десяти выиграл пять, став чемпионом в 25 лет.
Фиттипальди выигрывает домашнюю гонку. Бразилия'73
В 1973-м Фиттипальди финишировал вторым, уступив Джеки Стюарту, а в 1974-м перешел в McLaren и вновь завоевал титул. Все решилось в финальной гонке сезона, в том же Уоткинс-Глен – Фиттипальди и Клей Регаццони подошли к ней на равных, но швейцарец финишировал одиннадцатым, и Эмерсону для победы в чемпионате хватило четвертого места.
Заработав второй титул, бразилец принял решение, в корне изменившее его карьеру. Он отверг предложения ведущих команд, и подписал контракт со старшим братом Вилсоном, который годом раньше на деньги сахарозаводчиков Copersucar организовал собственную команду. Титул и слава есть, почему бы не попробовать себя в национальной команде? Не получилось. Несмотря на громкие имена, бразильская команда не смогла привлечь спонсоров, а бороться на энтузиазме, как в шестидесятые, уже не получалось. В следующие пять лет выше десятого места в чемпионате Фиттипальди как правило не поднимался. Запомнилась разве что яркая домашняя гонка в 1978-м, когда Эмо финишировал вторым, уступив только Карлосу Ройтеману из Ferrari, но это была лишь тень былых побед.
Завершив сезон 1980 года, Эмерсон вернулся в Бразилию и занялся выращиванием апельсинов на собственной плантации, иногда участвуя в гонках, но лишь за рулем карта. Но пару лет спустя он перебрался в США и неожиданно вернулся в большой спорт, приняв приглашение старых друзей из Marlboro. В 1984-м Эмо дебютировал в Формуле Indy и первую же гонку в Лонг-Бич закончил пятым, а потом до конца сезона с успехом заменял травмированного Чипа Ганасси. Спустя пять лет бразилец выиграл титул, в 1989-м и 1993-м первенствовал в "500 милях Индианаполиса", а в 1996-м, в возрасте 48 лет, попал в серьезную аварию в Мичигане. Травма позвоночника заставила его впервые задуматься об окончании карьеры, а авиакатастрофа за рулем собственного самолета укрепила его в этой мысли. Возраст и достижения позволяли заняться чем-то более спокойным.
Сегодня славные традиции рода Фиттипальди продолжают внуки Эмо, 10-летний Паоло и 6-летний Энцо, стартующие в картинге. Им есть, с кого брать пример: знаменитый дед тоже не смог усидеть без гонок и подписал контракт с организаторами серии GP Masters.
Даты
- 1972 год - чемпионом мира стал Эмерсон Фиттипальди
- 1972 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
- 14.03.1972 родился Йос Ферстаппен
- 20.03.1972 родился Педро Лами
- 23.05.1972 родился Рубенс Баррикелло
Гонщики
- 9872 круга проехал Нельсон Пике
- 672 круга проехал Марк Донохью
- 472 круга проехал Хорейс Гоулд
- 272 круга лидировал Хосе-Фройлан Гонзалес
- 72 старта у Джима Кларка
- 72 старта у Ханса-Йоахима Штука
- 72 раза участвовал в Гран При Дидье Пирони
- 72 раза участвовал в Гран При Педро де ла Роса
- 72.33 очка набрал Морис Тринтиньян
- 72 круга проехал Сэм Поузи
- 72 круга проехал Херман Ланг
Шасси
- 3472 круга у шасси Red Bull
- 272 круга проехало шасси Merzario
- 172 подиума у Lotus
- 172 раза участвовало в Гран При шасси Osella
Моторы
- 4872 круга проехал мотор Playlife
- 72 победы у Honda
Страны
- 72 лучших круга у бразильцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.