Эмерсон Фиттипальди

В 2005 году Фернандо Алонсо стал самым молодым чемпионом мира, побив рекорд, продержавшийся тридцать три года. Принадлежал он Эмерсону Фиттипальди.

Бабушка Эмерсона, Жозефина, полька по происхождению, эмигрировала в Бразилию из Санкт-Петербурга и вышла замуж за выходца из семьи итальянских эмигрантов Вилсона Фиттипальди, известного бразильского спортивного журналиста и радиокомментатора. Неудивительно, что гонками заболели и их сыновья, Вилсон-младший и Эмерсон.

Эмо начинал свою карьеру в качестве механика, немного погонялся на мотоциклах и картах, после чего дебютировал в Формуле Vee в команде, созданной старшим братом. В 1969-м, завоевав чемпионский титул в Формуле Vee, Эмо отправился покорять гоночную Европу. Он неплохо провел несколько гонок в знаковой в те годы Формуле Ford, прошел курс спортивного мастерства в школе Рассела, по итогам которого получил место в команде Джима Рассела в Формуле 3. Он продолжал побеждать, и в конце концов оказался в поле зрения Колина Чепмена. 19 июля 1970 года бразилец дебютировал в Формуле 1 в качестве третьего пилота Lotus.

В первой гонке, в Великобритании, Эмерсон финишировал восьмым, в Германии – четвертым, а когда в квалификации в Монце погиб первый номер команды Йохен Риндт, Фиттипальди фактически стал лидером Lotus и подтвердил этот статус победой на первом же Гран При, на Уоткинс-Глен.

Следующий сезон бразилец начинал фаворитом, но помешали технические сходы и травма руки, да и соперники были быстры. Чемпионство пришлось отложить до 1972 года, в двух первых гонках которого Эмерсон снова боролся с машиной, но из оставшихся десяти выиграл пять, став чемпионом в 25 лет.

Фиттипальди выигрывает домашнюю гонку. Бразилия'73

В 1973-м Фиттипальди финишировал вторым, уступив Джеки Стюарту, а в 1974-м перешел в McLaren и вновь завоевал титул. Все решилось в финальной гонке сезона, в том же Уоткинс-Глен – Фиттипальди и Клей Регаццони подошли к ней на равных, но швейцарец финишировал одиннадцатым, и Эмерсону для победы в чемпионате хватило четвертого места.

Заработав второй титул, бразилец принял решение, в корне изменившее его карьеру. Он отверг предложения ведущих команд, и подписал контракт со старшим братом Вилсоном, который годом раньше на деньги сахарозаводчиков Copersucar организовал собственную команду. Титул и слава есть, почему бы не попробовать себя в национальной команде? Не получилось. Несмотря на громкие имена, бразильская команда не смогла привлечь спонсоров, а бороться на энтузиазме, как в шестидесятые, уже не получалось. В следующие пять лет выше десятого места в чемпионате Фиттипальди как правило не поднимался. Запомнилась разве что яркая домашняя гонка в 1978-м, когда Эмо финишировал вторым, уступив только Карлосу Ройтеману из Ferrari, но это была лишь тень былых побед.

Завершив сезон 1980 года, Эмерсон вернулся в Бразилию и занялся выращиванием апельсинов на собственной плантации, иногда участвуя в гонках, но лишь за рулем карта. Но пару лет спустя он перебрался в США и неожиданно вернулся в большой спорт, приняв приглашение старых друзей из Marlboro. В 1984-м Эмо дебютировал в Формуле Indy и первую же гонку в Лонг-Бич закончил пятым, а потом до конца сезона с успехом заменял травмированного Чипа Ганасси. Спустя пять лет бразилец выиграл титул, в 1989-м и 1993-м первенствовал в "500 милях Индианаполиса", а в 1996-м, в возрасте 48 лет, попал в серьезную аварию в Мичигане. Травма позвоночника заставила его впервые задуматься об окончании карьеры, а авиакатастрофа за рулем собственного самолета укрепила его в этой мысли. Возраст и достижения позволяли заняться чем-то более спокойным.

Сегодня славные традиции рода Фиттипальди продолжают внуки Эмо, 10-летний Паоло и 6-летний Энцо, стартующие в картинге. Им есть, с кого брать пример: знаменитый дед тоже не смог усидеть без гонок и подписал контракт с организаторами серии GP Masters.

Даты

  • 1972 год - чемпионом мира стал Эмерсон Фиттипальди
  • 1972 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
  • 14.03.1972 родился Йос Ферстаппен
  • 20.03.1972 родился Педро Лами
  • 23.05.1972 родился Рубенс Баррикелло

Гонщики

  • 9872 круга проехал Нельсон Пике
  • 672 круга проехал Марк Донохью
  • 472 круга проехал Хорейс Гоулд
  • 272 круга лидировал Хосе-Фройлан Гонзалес
  • 72 старта у Джима Кларка
  • 72 старта у Ханса-Йоахима Штука
  • 72 раза участвовал в Гран При Дидье Пирони
  • 72 раза участвовал в Гран При Педро де ла Роса
  • 72.33 очка набрал Морис Тринтиньян
  • 72 круга проехал Сэм Поузи
  • 72 круга проехал Херман Ланг

Шасси

  • 3472 круга у шасси Red Bull
  • 272 круга проехало шасси Merzario
  • 172 подиума у Lotus
  • 172 раза участвовало в Гран При шасси Osella

Моторы

  • 4872 круга проехал мотор Playlife
  • 72 победы у Honda

Страны

  • 72 лучших круга у бразильцев

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.