29/01/2008. Брэкли. Великобритания
29 января в Брэкли Honda представила свою новую машину. Журналисты с нетерпением ждали начала презентации, ведь в 2007-м команда решилась на смелый эксперимент, отказавшись от спонсорских наклеек, а на январские тесты выставила RА108 в технологической белой раскраске - ходило множество слухов о том, как именно будет выглядеть новая машина, но до презентации секрет строго охранялся. Наконец, включились прожектора, гонщики стянули полотнище и заработали вспышки приглашенной прессы - RA108 сохранила преемственность...
Прошлогодняя раскраска машины была частью проекта "myearthdream", в 2008-м программа переименована в "earthdreams" - "Земля мечты", смена названия вызвана смещением акцентов с понимания важности экологических проблем к их решению. В день презентации закончилась первая программа, позволившая собрать более ста миллионов долларов, и стартовала вторая...
Церемонию открыл президент команды Ясухиро Вада, в заявлениях руководства сохранялась преемственность - очередной выступающий развивал уже озвученные идеи...
Ясухиро Вада: "Все вы знаете, сколь сложным был для нас прошлый сезон. Мы ставили перед собой самые высокие цели, не думая о количестве ошибок, но такое возможно лишь однажды. Теперь нужно учиться на собственных ошибках и добиваться прогресса. Новая машина - серьезный шаг вперед, надеюсь, на трассе она будет соответствовать нашим ожиданиям".
О выводах и уроках говорил главный администратор команды, Ник Фрай...
Ник Фрай: "В 2007-м мы не смогли реализовать заявленные цели и были вынуждены многое изменить. За последние шесть месяцев была проделана огромная работа, укреплен технический штат - произошло то, что я называю "ускоренной эволюцией". Философия новой машины отличается от прошлогоднего проекта, отличается во всем. Когда мы приедем в Мельбурн, каждая деталь новой машины будет иной, чем год назад".
Подвел итоги выступления руководства новый босс команды Росс Браун...
Росс Браун: "Наша главная цель - прогресс, мы можем быть счастливы, пока движемся вперед. Нужно зарабатывать очки, отыгрывать позицию за позицией - у Honda огромный потенциал, великолепная техническая поддержка в Японии и Брэкли, моя цель - сплотить эти усилия".
После вступительных заявлений Росс Браун рассказал о технических особенностях новой машины и озвучил задачи на предстоящий сезон...
Росс Браун: "Концепция RA108 отличается от прошлых машин Honda, прежде всего в механике и аэродинамике. Философия проекта предусматривает большую свободу при разработке технических решений, что позволяет планомерно развивать машину по ходу сезона.
Главная задача, стоявшая перед разработчиками - аэродинамическая стабильность, для этого пришлось пересмотреть конструкцию шасси, его взаимодействие с подвеской. Теперь мы можем дорабатывать RA108 от гонки к гонке, и первые серьезные перемены нас ждут уже в Мельбурне, команда готовит следующую версию аэродинамического пакета к началу сезона, и в Австралии вы увидите немного другую машину.
Мотор Honda RA808E соответствует требованиям FIA, большинство его компонентов не изменились, однако геометрия выхлопной системы и системы охлаждения переработана с учетом новых аэродинамических решений. FIA требует, чтобы в этом году команды использовали топливо с 5.75% биодобавок, мы полностью разделяем и поддерживаем эту инициативу.
Серьезные перемены коснулись электроники и коробки передач. Использование стандартного блока управления двигателем ECU осложнило работу инженеров на зимних тестах, нам нужно было максимально адаптировать это решение к RA108, к мотору и коробке передач. Новая, карбоновая, коробка передач разработана в соответствии с требованиями FIA, в сезоне 2008 года она должна выдерживать дистанцию четырех Гран При. Мы серьезно тестировали коробку на стендах, оптимизировали многие узлы, чтобы гарантировать высокую надежность.
Наша задача в 2008-м - вернуться на тот уровень, которого команда добилась во второй половине сезона 2006 года, когда Honda уверенно боролась за очки в каждой гонке. Это послужит основой для следующего шага, ведь команда ставит перед собой самые серьезные цели".
Рубенс Баррикелло: "На прошлой неделе я первым опробовал RA108 на трассе. Пусть это лишь несколько кругов, но мы выполнили намеченную программу. Пока рано говорить об эффективности и особенностях настройки новой машины, я с нетерпением жду начала тестов в Барселоне и уверен в том, что новинка оправдает наши ожидания.
Предстоящий сезон - 16-й для меня в Формуле 1 и третий в Honda, но моя любовь к автоспорту, мой энтузиазм не иссякли. Фактически, в этом году я стану самым опытным гонщиком в истории Формулы 1, я действительно горжусь этим достижением, к тому же на тестах нам поможет опытный Алекс Вурц - у нас есть все компоненты, чтобы добиться уверенного прогресса".
Дженсон Баттон: "Моя главная мотивация - выступление в команде, которая настроена на серьезный успех, за рулем конкурентоспособной машины, и я верю, что Honda соответствует этим ожиданиям. Я хочу выигрывать гонки, я хочу бороться за титул - для гонщика это нормально.
В прошлые пять лет Honda прогрессировала, в 2007-м возникли сложности, но команда сделала выводы, сконцентрировалась на решении конкретных проблем и здорово изменилась в последние шесть месяцев. Каждый в Honda невероятно много работал этой зимой, чтобы сегодня вы увидели новую машину. Все эти перемены - движение в верном направлении, у нас лучшие специалисты, серьезная поддержка и ресурсы Honda. Я уверен, все это позволит добиться поставленной цели".
Алекс Вурц: "На прошлой неделе в Валенсии я впервые сел за руль Honda и работал с прошлогодней RA107, так что первое знакомство с новой машиной произошло только сегодня, но уже на следующий тестах, в Барселоне, я всерьез опробую RA108 и включусь в программу развития машины. Все три моих прошлых команды были победителями чемпионата, и я горжусь тем, что могу сыграть важную роль в обретении подобного статуса для Honda".
Перед началом презентации команда подтвердила - в 2008-м Лука Филиппи и Майк Конвей сядут за руль новой RA108 на тестах, такую же возможность получит чемпион серии Formula Master...
Майк Конвей: "Я рад продолжению сотрудничества с Honda Racing и с нетерпением жду тестов. Я многому научился и постараюсь помочь команде с развитием новой машины".
Лука Филиппи: "Работа с Honda - это большой плюс для любого гонщика, эти навыки помогут мне в GP2 и на дальнейших этапах моей карьеры. Я люблю и хочу учиться, а совместная работа с инженерами и гонщиками Honda Racing - это действительно отличная школа".