100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 15 апреля 1979 года | Место: Великобритания (Брэндс-Хэтч) |
Фабула
Весенняя Гонка Чемпионов была для команд отличной возможностью опробовать новую технику. Команда Brabham привезла в Брэндс-Хэтч модель 48 с мотором Alfa Romeo – на ней Ники Лауда выиграл старт и повел пелетон. Однако у "сырой" еще машины вскоре проявились «детские болезни», заставившие австрийца провести внеплановый пит-стоп.
Вперед вышла Ferrari Жиля Вильнева, но спустя несколько кругов канадец пропылил по обочине в повороте Hawthorn и пропустил Lotus Марио Андретти. Разрыв в этой паре составлял примерно пять секунд, и по скорости два пилота были почти равны. У Вильнева было совсем небольшое преимущество – но и из круга в круг Жиль планомерно и неумолимо выбирал отставание, пока на 26-м круге из 40 не настиг американца.
Несложно догадаться, что вскоре последовала молниеносная атака – и автомобили поменялись позициями. После этого гонщик Скудерии без видимых проблем довел гонку до победы. А вот его оппонент под финиш настолько потерял скорость, что пропустил на 2-е место Brabham молодого Нельсона Пике.
Памятные моменты
Наряду с участниками чемпионата мира, в Брэндс-Хэтче выступали и гонщики британской серии Aurora F1. Они заметно отставали от коллег из «настоящей» Формулы 1, в первую очередь потому, что выступали на бывших в употреблении автомобилях, «списанных» из Больших Призов.
На стартовом поле между «формулистами» и «авроровцами» даже специально оставили одну незанятую позицию. Лучший из участников британской серии, Гай Эдвардс, финишировал в итоге седьмым.
Примечательно, что за рулем Williams на старт вышел 15-кратный чемпион мира по мотоспорту Джакомо Агостини. Но повторить достижения Джона Сертиза (или хотя бы Майка Хейлвуда) 36-летний итальянец не смог, финишировав только 11-м, в двух кругах от победителя.
Фокус: Гонка Чемпионов (соревнование)
Полвека назад Формула 1 была не элитарным клубом для избранных, как сейчас, а именно «формулой» - сводом правил для конструкторов и устроителей гонок. Любой мог построить автомобиль этого класса, и любой мог организовать свое соревнование. Самые престижные (как правило, национальные Гран При) входили в календарь чемпионата мира, но немало было и других гонок – особенно в Англии, (где одно время проводился даже отдельный национальный чемпионат), Франции, Италии. Если вдуматься, такая схема имеет множество преимуществ перед нынешней – за исключением, пожалуй, того самого ореола элитарности. Но тут уж кому что.
Разумеется, организатором разных гонок, которые мы сейчас называем «незачетными», важно было привлечь на стартовое поле как можно больше сильных участников. Здесь в дело шли щедрые призовые, хорошие связи, удачно выбранное время – а также красивое название гонки. Фантазия у промоутеров работала: проводились «Гран При Приграничья», «Гран При Наций», «Трофей Британской Империи», «Золотой Кубок»…
В 1965 году владельцы автодрома Брэндс-Хэтч, за год до этого заполучившие национальный Гран При, решили организовать собственную незачетную гонку. Ее спонсором стала газета Daily Mail, а дату назначили на середину марта. Название взяли «скромное» - Гонка Чемпионов. Первая же попытка оказалась успешной – в качестве хорошей тренировки перед европейской частью сезона на старт вышли все британские команды (зачастую и с «резервистами»); приехал в графство Кент и Комендаторе Энцо Феррари. В первом из двух заездов победил Джим Кларк (Lotus). Но во втором шотландец сошел, и общая победа досталась его напарнику Майку Спенсу.
В 1966-м гонку не проводили, поскольку Брэндс-Хэтч вновь стал ареной Гран При Великобритании, но затем, увидев ее популярность, пауз уже не делали на протяжении полутора десятилетий. Как правило, победы здесь одерживали топ-пилоты, хотя случались и исключения – в 1975-м отличился Том Прайс на Shadow (в чемпионате мира побед ни у гонщика, и у команды не было), а за два года до этого и вовсе победил Питер Гетин на автомобиле Формулы-5000 – такие тоже допускали на старт.
К концу 70-х отношение к «ненастоящим» гонкам стало уже другим. Разросшийся календарь требовал все больших расходов, спонсорам нужен был телевизионный эфир, менеджерам – зачетные очки. Всего этого незачетные соревнования дать не могли. Неудивительно, что их число неумолимо сокращалось.
Брэндс-Хэтч держался до последнего. Сначала Гонку Чемпионов стали проводить раз в два года, вновь чередуя с Гран При Великобритании. Затем, когда в 81-м она пришлась на период разгара войны федераций, пауза возросла уже до трех лет. Наконец, в 1983-м году пилоты и команды все же съехались в Кент. Сильнейшим из 13 участников стал Кейо Росберг, выступавший на Williams.
С этого самого момента соревнования Ф1, не входившие в календарь чемпионата мира, и стали частью истории…
Цифры
Победители Гонки Чемпионов в Брэндс Хетч с 1965 по 1983 год
Год | Победитель | Команда |
1983 | Кеке Росберг | Williams |
1979 | Жиль Вильнев | Ferrari |
1977 | Джеймс Хант | McLaren |
1976 | Джеймс Хант | McLaren |
1975 | Том Прайс | Shadow |
1974 | Жаки Икс | Lotus |
1973 | Питер Гетин | Chevron |
1972 | Эмерсон Фиттипальди | Lotus |
1971 | Клей Регаццони | Ferrari |
1970 | Джеки Стюарт | March |
1969 | Джеки Стюарт | Matra |
1968 | Брюс Макларен | McLaren |
1967 | Дэн Герни | Eagle |
1965 | Майк Спенс | Lotus |
Проект F1News.Ru 2008-2009