Гонка #7 3 сентября 1950 года. Гран При Италии. Монца | |
Поул | Хуан-Мануэль Фанхио (Alfa Romeo) – 1:58.3 (191.716 км/ч) |
Лучший круг | Хуан-Мануэль Фанхио (Alfa Romeo) – 2:00.0 (189.000 км/ч) |
Победитель | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo) – 2:51.17.4 (176.543 км/ч) |
Финальный этап первого сезона Формулы 1 собрал на Аутодромо Национале огромное количество болельщиков. Еще бы – на титул претендовали сразу трое пилотов, выступавших на ярко-красных Alfa Romeo.
Не желая уступать на домашней трассе, новую модель 375 подготовил и Энцо Феррари. За рулем новинки Альберто Аскари смог выйти в лидеры гонки, но из-за дефекта литья не выдержал нагрузки блок цилиндров. Гонщик прыгнул в машину напарника Дорино Серафини и вернулся на трассу, но так и не смог настичь «Альфетту» Джузеппе Фарины, который выиграл и Гран При, и титул чемпиона мира.
Пятым в Монце, уступив победителю пять кругов, финишировал француз Филипп Этанселен, выступавший на Talbot-Lago. Гонщик стал автором достижения, побить которое, по всей видимости, не удастся уже никому и никогда. Он получил зачетные очки в возрасте 53 лет, 8 месяцев и 6 дней, установив рекорд, который с тех пор не побит.
Фокус: Гонщик Филипп Этанселен
Этот гонщик появился на свет самым первым из тех, кто хоть раз выходил на старт этапа чемпионата мира – 28 декабря 1896 года. Его семья была весьма состоятельной – на протяжении многих лет Этанселены разводили овец на полях Нормандии – поэтому нет ничего удивительного, что на 20-летие юноша купил себе спортивную Bugatti 35. Именно за рулем этой машины он регулярно участвовал в местных состязаниях по подъему на холм, а затем, набравшись опыта, решил попробовать свои силы в достаточно сильной региональной гонке – Гран При Марны.
К немалому удивлению собравшихся, Этанселен финишировал первым – и решил заняться спортом всерьез. В теплое время года он выступал в соревнованиях в Европе и Америке, в холодное – торговал шерстью. Пик карьеры Филиппа пришелся на первую половину 30-х. Он победил в Гран При Франции '30, а три года спустя уступил победу в этой же гонке лишь на последнем круге.
В 1934-м француз, который к тому моменту получил прозвище «Фи-Фи», первенствовал в «24 часах Ле-Мана», выступая на Alfa Romeo 8C в паре в Луиджи Кинетти (который, к слову, через несколько десятилетий станет правой рукой самого Энцо Феррари на американском континенте). Наконец, в 1936-м Этанселену покорился Гран При По.
Разумеется, это лишь список самых серьезных его побед, сюда не входят трофеи, добытые в соревнованиях попроще. В то же время гонщик, как и его коллеги, не мог не видеть, что во второй половине 30-х бороться с немецкими Mercedes и Auto Union стало уже практически невозможно. Он даже на какое-то время прекратил выступать, но в 1938-м вернулся в команду британского инженера, но венецианца по рождению, Антонио Лаго. На Talbot-Lago Филипп гонялся вплоть до начала Второй мировой, а когда отгремел салют победы – вновь сел за руль гоночной машины.
Перевалив за полувековой юбилей, гонщик не утратил скорости, что доказал победой на Гран При Парижа 1949 года. В Формуле 1 француз стартовал 12 раз, и его лучшим достижением стали два пятых места в чемпионате’1950. В домашней гонке он вел машину попеременно с Эуженом Шабу, а в Монце одолел всю дистанцию сам. Самый «древний» (в хорошем смысле этого слова) участник чемпионата мира закончил карьеру в 1953-м и вскоре после этого был награжден орденом Почетного легиона за вклад в развитие автоспорта, которому он отдал четыре десятилетия жизни.
Филипп Этанселен умер в фамильном поместье близ Парижа осенью 1981 года.