100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 12 апреля 1981 года | Место: Буэнос-Айрес (Гран При Аргентины) |
Фабула
Алан Джонс захватил лидерство с третьей стартовой позиции, но еще до конца первого круга Williams австралийца обошел Нельсон Пике. На последующих кругах он отрывался все дальше и дальше и в итоге финишировал с преимуществом почти в полминуты от ближайшего преследователя.
Более того, вскоре после старта на вторую позицию вышел напарник Пике по команде Brambam –Эктор Ребаке. Но состояться победному дублю было не суждено – на машине мексиканца отказал распределитель зажигания. Так что «серебро», к восторгу трибун, досталось местному пилоту Карлосу Рейтеманну (Williams), а на нижнюю ступень призового пьедестала поднялся Ален Прост из Renault, для которого полученный в Буэнос Айресе кубок стал первым из 106, завоеванных за карьеру.
Памятные моменты
Техническая комиссия перед гонкой поставила под вопрос соответствие правилам двух автомобилей. Авангардный Lotus 88 с двумя независимыми шасси оказался вне закона уже на предыдущей гонке в Бразилии, не выпустили его на трассу и в этот раз. Взбешенный Колин Чепмен сразу после случившегося бросил все дела и поехал в аэропорт. Откуда первым рейсом улетел в Европу.
А вот Brabham BT49C с гидропневматической подвеской признали легальным. Судьи оказались бессильны: как соперники ни доказывали, что машина умеет «прижиматься» к дороге на ходу, в статичном положении ее клиренс превышал минимальные 6 сантиметров, так что босс команды Берни Экклстоун только посмеивался. В итоге Нельсон Пике легко завоевал поул, а затем и победу.
Фокус: Автодром 17 октября / имени Оскара Гальвеса (трасса)
Автодром на заболоченной окраине аргентинской столицы открыли весной 1952-го по личному распоряжению большого поклонника гонок, президента Хуана Перона. Трассе дали имя «17 октября» – в честь одного из самых памятных дней в истории ее крестного отца. Особенность кольца состояла в том, что соревнования здесь можно было проводить в 12 разных конфигурациях – а при необходимости задействовать даже близлежащие улицы!
Формула 1, где блистал Хуан-Мануэль Фанхио и неплохо выступали еще несколько аргентинцев, посетила Буэнос-Айрес уже в 1953-м. То был первый Гран При чемпионата мира за пределами Европы. Перон, лично посетивший соревнование, отдал команду бесплатно допускать на автодром всех желающих. Это стало причиной трагедии – в воскресенье на трассе собралось более двухсот тысяч человек, люди стояли плотным коридором прямо у края асфальта, а самые «отважные» еще и перебегали дорогу перед несущимися машинами. Уворачиваясь от очередного такого «храбреца», Джузеппе Фарина влетел в толпу – погибло как минимум девять человек.
Победу в дебютном Гран При Аргентины одержал Альберто Аскари, с 1954 по 1957 на домашнем этапе выигрывал Фанхио, а в 58-м сильнейшим стал Стирлинг Мосс на заднемоторном Cooper, чем вписал новую страницу в историю гонок. Однако преемники свергнутого еще в 55-м Перона оказались не столь сильными руководителями, экономическая ситуация в стране ухудшалась и после 60-го Формула 1 сюда уже не приезжала.
Возвращение состоялось только в 1972-м, когда положение стабилизировалось, а на трассах заблистал Карлос Рейтеман. Правда, выиграть дома ему так и не удалось, лучшим результатом стали вторые места в 1979-м и 1981-м гг. Ну а потом Аргентина оказалось в изоляции от Европы из-за Фолклендского кризиса, и в гонках образовалась еще одна длительная пауза.
Второе возвращение состоялось уже в наше время. Новый президент страны Карлос Менем тоже оказался большим поклонником скорости (его сын сам выступал в соревнованиях), автодром был продан городскими властями частной компании и реконструирован. Тогда же он получил имя Оскара Гальвеса, местного пилота 50-х. Совместные усилия принесли плоды – в календаре Формулы 1 на 1995 год вновь значился этап в Аргентине. Правда, популярностью он не пользовался – покрытие оказалось очень кочковатым, обитателей паддока регулярно донимали кишечные расстройства, а перед Гран При сезона-96 местный противник гонок на собственном тракторе исполосовал покрытие трассы… Так что в начале 1999-го, когда устроители этапа объявили о его отмене из-за финансовых трудностей – никто в Формуле 1 особенно не расстроился.
Цифры
Все гонки Формулы 1 в Буэнос-Айресе:
Год | Длина круга | Кругов | Дистанция | Победитель |
1953 | 3912 м | 97 | 379.464 км | Альберто Аскари |
1954 | 3912 м | 87 | 340.344 км | Хуан-Мануэль Фанхио |
1955 | 3912 м | 96 | 375.552 км | Хуан-Мануэль Фанхио |
1956 | 3912 м | 98 | 383.376 км | Луиджи Муссо, Хуан-Мануэль Фанхио |
1957 | 3912 м | 100 | 391.200 км | Хуан-Мануэль Фанхио |
1958 | 3912 м | 80 | 312.960 км | Стирлинг Мосс |
1960 | 3912 м | 80 | 312.960 км | Брюс МакЛарен |
1972 | 3345 м | 95 | 317.775 км | Джеки Стюарт |
1973 | 3345 м | 96 | 321.120 км | Эмерсон Фиттипальди |
1974 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Денни Халм |
1975 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Эмерсон Фиттипальди |
1977 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Джоди Шектер |
1978 | 5968.2 м | 52 | 310.346 км | Марио Андретти |
1979 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Жак Лаффит |
1980 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Алан Джонс |
1981 | 5968.2 м | 53 | 316.315 км | Нельсон Пике |
1995 | 4259 м | 72 | 306.482 км | Дэймон Хилл |
1996 | 4259 м | 72 | 306.484 км | Дэймон Хилл |
1997 | 4259 м | 72 | 306.502 км | Жак Вильнёв |
1998 | 4259 м | 72 | 306.449 км | Михаэль Шумахер |
Проект F1News.Ru 2008-2009