100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 28 сентября 2003 года | Место: Индианаполис (Гран При США) |
Фабула
Над Индианаполисом ходили тучи, но несмотря на это все пилоты стартовали на слике. Дождь закапал почти сразу, однако те, кто поехали за дождевой резиной, просчитались – асфальт быстро высох.
Тем временем лидировал стартовавший с поула Кими Райкконен на McLaren, а вот его главный соперник Михаэль Шумахер начал Гран При неудачно. Лидеру Ferrari явно не хватало скорости, и соперники быстро отодвинули немца на далекое шестое место. Но после того как лидеры побывали на первом пит-стопе, на трассу обрушился ливень – и все перевернулось с ног на голову.
Тут уже никто не мог угнаться за Михаэлем: за 15 кругов он провел пять обгонов - и вышел в лидеры. После этого довести гонку до победы Шумахеру не составило труда. Теперь от рекордного – шестого в карьере – чемпионского титула его отделял всего шаг.
Памятные моменты
В самом начале третьего круга Хуан-Пабло Монтойя пошел в атаку на Рубенса Баррикелло. Williams колумбийца занял внутреннюю траекторию на входе в первый поворот, но при этом оставался чуть позади Ferrari соперника. И когда пришло время тормозить – Монтоя не смог избежать контакта с алой машиной.
Позже по ходу гонки судьи наказали его за это проездом по пит-лейну, фактически лишив шансов на успешное выступление и продолжение борьбы за титул. Хуан-Пабло Монтойя был настолько взбешен наложенным на него штрафом, что ему – по собственному признанию – потребовалось несколько дней, чтобы вернуться в нормальное душевное состояние.
По ходу гонки автомобили команд Jaguar, B.A.R и Sauber на некоторое время оказывались в лидерах – прежде такого не случалось ни с одной из трех.
Фокус: Sauber (команда)
Одной из немногих автоспортивных дисциплин, которой не коснулся запрет властей Швейцарии, были соревнования по скоростному подъему на холм. Неудивительно, что именно с таких гонок начинали карьеру почти все местные спортсмены.
С подъема на холм начинал в середине 60-х и инженер-электротехник Петер Заубер. Вот только очень быстро понял, что готовить технику, разрабатывать инженерные решения и воплощать их в жизнь ему по душе ничуть не меньше, чем на огромной скорости мчаться по узкой извилистой дорожке. Свой первый автомобиль С1 (названный в честь жены Кристины) Заубер построил в гараже возле проданной им семейной фабрики по производству светофоров. И стал на нем чемпионом страны.
Потом были и другие модели. С3 получила кузов-монокок, С5 дебютировала в гонках спорткаров, С8 была построен на деньги концерна Mercedes-Benz, а С9 принес Зауберу победу в Ле-Мане и еще две – в чемпионате мира спортпрототипов. А летом 1991 года на фабрике в Хинвиле британский конструктор Харви Постлтуэйт приступил к созданию С12 – первой машины Sauber для Формулы 1.
Правда, в компании Mercedes не решились сразу доверить Петеру статус заводской команды, а ограничились для начала поставкой моторов, да и то под маркой Ilmor. Первую же гонку новой команды – Гран При ЮАР'93 – финн Юрки Ярвилехто закончил четвертым. Герру Зауберу было непросто тягаться с лидерами, но среди крепких середняков он прописался почти сразу.
Однако продолжение получилось не таким, как его представлял себе швейцарец: сезон-94 принес страшную аварию в Монако, едва не унесшую жизнь Карла Вендлингера – и отказ Mercedes от продолжения сотрудничества. Штутгартцы ушли к Рону Денису, а Заубер после пары лет на клиентских моторах Ford (и первого подиума, завоеванного Хайнцом-Харальдом Френтценом в 1995-м году в Монце), нашел нового мощного партнера.
С 1997 года двигатели (а позже – и коробки передач) швейцарцам стала поставлять Ferrari. Деньги малайзийских нефтяников из Petronas позволяли оплачивать сделку, взамен моторы официально носили имя спонсора. Пополнял бюджет Sauber и Дитрих Матещиц, владелец компании Red Bull. Лучшим для команды стал сезон-2001: два молодых гонщика, Ник Хайдфельд и Кими Райкконен, принесли ей четвертое место в Кубке конструкторов.
Дальше бороться с заводскими командами, число которых неуклонно росло, становилось все сложнее. Отношения с Маранелло начали понемногу остывать, Матешиц стал готовиться к покупке собственной конюшни – и это была не Sauber. Самый последний – шестой по счету – подиум за рулем машины из Хинвилла завоевал в Индианаполисе в 2003-м году Хайнц-Харальд Френтцен, а его напарник Ник Хайдфельд закончил ту же гонку пятым.
К тому моменту команда Петера Заубера однозначно стала самой сильной среди частников – так что нет ничего удивительного в том, что именно ее боссы BMW выбрали в качестве базы для создания своего гоночного коллектива. О покупке было объявлено летом 2005-го, а с 1 января 2006 года швейцарец уступил место на командном мостике доктору Марио Тайссену. В знак признательности заслуг основателя новые хозяева оставили его имя в названии - BMW Sauber. Так началась следующая страница в истории Ф1, но об этом – как-нибудь в другой раз.
Цифры
Гонщики Sauber в 1993-2005 гг.:
Год | Гонщик | Гран При | Лучший финиш | Очки |
1993-1995 | Карл Вендлингер | 26 | 4 | 11 |
1993-1994 | Джей-Джей Лехто | 18 | 4 | 5 |
1994-2003 | Хайнц-Харальд Френтцен | 66 | 3 | 42 |
1994 | Андреа де Чезарис | 9 | 6 | 1 |
1995 | Жан-Кристоф Буйон | 11 | 5 | 3 |
1996-1998 | Джонни Херберт | 49 | 3 | 20 |
1997 | Джанни Морбиделли | 8 | 9 | |
1997 | Никола Ларини | 5 | 6 | 1 |
1997 | Норберто Фонтана | 4 | 9 | |
1998-1999 | Жан Алези | 32 | 3 | 11 |
1999-2000 | Педро-Паулу Диниц | 33 | 6 | 3 |
2000 | Мика Сало | 17 | 5 | 6 |
2001-2003 | Ник Хайдфельд | 50 | 3 | 25 |
2001 | Кими Райкконен | 17 | 4 | 9 |
2002-2005 | Фелипе Масса | 53 | 4 | 27 |
2004 | Джанкарло Физикелла | 18 | 4 | 22 |
2005 | Жак Вильнев | 19 | 4 | 9 |
Проект F1News.Ru 2008-2009