Глядя на растущее преимущество британских Cooper и Lotus с заднемоторной компоновкой, в 1960 году Энцо Феррари всё же вынужден был согласиться на перемены и в конструкции своих машин. К майскому Гран При Монако в Маранелло построили экспериментальную модель 246 P – первую Ferrari, двигатель в которой был расположен позади пилота (иногда эту же машину называют 256 P). Новое шасси существовало в единственном экземпляре, и в Скудерии доверили его не основным пилотам команды, а дебютанту Ричи Гинтеру.
«Я хотел, чтобы за руль экспериментальной машины на её первом Гран При сел Фил Хилл или фон Трипс, а не Гинтер, который был нашим худшим гонщиком, – вспоминал потом конструктор машины Карло Кити. – Не думаю, что обижу его память, если скажу, что он ехал очень медленно. Это было типичное поведение для Феррари, который ревновал к успехам тех проектов, которые не разделял».
Результат нельзя было назвать грандиозным – машина оказалась заметно тяжелее и куда менее управляемой, чем британские Cooper, Lotus и BRM. Однако, даже несмотря на совершенно сырую конструкцию и неопытного пилота, смотрелась она не хуже, чем основная модель. Тем не менее, Феррари наотрез отказался использовать новое шасси в Гран При, и 246 P была переделана под формат Формулы 2, получив полуторалитровый мотор Dino 156. Определённая логика в этом была, ведь в 1961 году вступали в силу новые правила, и разрешённый объём двигателей Формулы 1 ограничивался именно 1500 куб.см. Таким образом в Ferrari работали на перспективу.
Машина, из-за двигателя получившая обозначение 156 F2, была серьёзно переделана – получила значительно более низкий и конусообразный корпус, короткую носовую часть, а мотор модернизировали, ориентируясь на правила 1961 года. Боевое крещение прошло на трассе Солитюд, неподалёку от Штутгарта, где проходила гонка Формулы 2. На старт её вывел Вольфганг фон Трипс, а для сравнения Фил Хилл сел за руль Ferrari с традиционной компоновкой. В результате фон Трипс одержал убедительную победу, опередив пилотов Porsche, а Хилл проигрывал ему по четыре секунды на круге. Увидев это, Коммендаторе сдался – Карло Кити получил карт-бланш.
Новая машина смогла поучаствовать и в чемпионате Формулы 1, на последнем Гран При сезона в Монце. Британские команды в Италию не приехали, в знак протеста против использования скоростной версии трассы с бэнкингами, из-за чего стартовую решётку пришлось дополнить участниками Формулы 2. Это позволило Скудерии выставить на старт экспериментальную модель, за руль которой вновь сел фон Трипс.
Ferrari 246 P
Сезон 1960 года стал для Ferrari переходным. Скрепя сердце Феррари вынужден был отказаться от переднемоторной компоновки машины, чтобы не потерять все шансы на борьбу за титул и высшую ступеньку подиума.
Техническое превосходство компактного Cooper-Climax действующего чемпиона мира Джека Брэбэма трудно определить иначе, кроме как «подавляющее»: в 1960 году английские заднемоторные машины выиграли шесть этапов из девяти, ещё два остались за Lotus-Climax, и лишь один – за Ferrari.
Скудерия смогла одержать эту победу, как уже отмечалось, в Монце, на Гран При Италии, но только благодаря тому, что британские команды бойкотировали гонку в знак протеста против действий организаторов, так как считали сверхвысокие скорости слишком опасными и, вероятно, не слишком подходящими особенностям их машин.
Но Монца стала исключением, и в 1960 году, второй раз подряд, титул завоевал австралиец Джек Брэбэм. Энцо Феррари вынужден был отреагировать, выпустив на трассу первую Ferrari с заднемоторной компоновкой. Эта машина, получившая название 246 P, была разработана конструктором Карло Кити, и фактически представляла собой модель 156 Формулы 2 с мотором V6 246 F1.
Феррари не слишком верил в её потенциал, но, тем не менее, на Гран При Монако 1960 года состоялся дебют, и американец Ричи Гинтер на финише занял обнадёживающее шестое место. В Монце в Ferrari доверяют заднемоторную 246 P фон Трипсу, который финишировал пятым.
Результаты выступлений Ferrari 246 P в гонках Формулы 1
Ferrari 246 P приняла участие всего в двух Гран При, в Монако и Монце (машину привозили и в Голландию, но на старт не выставили). Тем не менее, результаты этих гонок часто интерпретируются неверно.
В Монако Ричи Гинтер на новой машине финишировал шестым, однако в действительности он сошёл с дистанции задолго до клетчатого флага. И лишь в самом конце гонки, когда выяснилось, что оставшихся участников не хватает, чтобы заполнить зачётную шестёрку, Гинтера на отремонтированной машине вернули на дистанцию, чтобы он смог пересечь линию финиша и заработать очки. В итоге ему это удалось, но он уступил победителю 30 кругов.
Вряд ли такой результат вообще о чём-то говорит, и для оценки выступления новой машины куда интереснее итоги квалификации. В ней дебютант Гинтер на 246 P, несмотря на технические проблемы, занял девятое место, всего 0,3 секунды уступив лучшему из пилотов на Ferrari 256 F1 Вольфгангу фон Трипсу (сам фон Трипс проиграл времени поула 2 секунды), и опередив Фила Хилла!
Что касается гонки в Монце, то там, как уже отмечалось, фон Трипс вышел на старт на машине, подготовленной по правилам Формулы 2, и на такой скоростной трассе, конечно, не мог конкурировать с другими представителями Ferrari. В квалификации он стал шестым, в гонке – пятым, и оба раза это был лучший результат для машин его категории.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1960 | 2 | 2 | 0 | 0 | 5 |