История Ferrari неразрывно связана с историей Формулы 1 - это единственная команда, принимавшая участие во всех сезонах чемпионата мира, а первую одноместную гоночную машину в Маранелло построили именно для Формулы 1.
В традиционном зимнем историческом проекте, вместе с авторитетным итальянским экспертом, автором книг об истории Ferrari Паоло Д'Алессио, мы решили рассказать читателям F1News.Ru об особенностях всех машин Скудерии, показав на их примере эволюцию Формулы 1.
К концу 1940-х годов Энцо Феррари был не новичком в автоспорте – в 1920-е он гонялся сам, в 1929-м создал Scuderia Ferrari, которая по сути была заводской командой Alfa Romeo. Феррари руководил постройкой гоночных машин компании, создав структуру, в которую входили несколько десятков пилотов, а вплоть до 1932 года садился за руль и сам.
В 1933 году у Alfa Romeo возникли финансовые сложности, и компания отказалась от поддержки команды. Продолжить выступления Энцо удалось благодаря помощи Pirelli. Именно тогда Феррари впервые почувствовал вкус самостоятельного руководства командой, а его гонщики смогли одержать несколько побед, хотя в те годы на трассах Гран При доминировали представители Германии.
В 1937 году Alfa Romeo вновь взяла команду под своё крыло, но нанесла удар по самолюбию Феррари, понизив его роль до должности спортивного директора. Неудивительно, что уже в 1939 году «Коммендаторе» покинул команду, решив действовать самостоятельно. Однако условия контракта с Alfa Romeo ограничивали его деятельность в автоспорте на протяжении четырёх лет, а затем началась Вторая мировая война, и Европе стало не до автогонок.
В ходе войны из-за бомбардировок Модены Энцо Феррари переезжает в тихий городок Маранелло, однако в 1944 году очередной авианалёт практически уничтожил и его. В 1946 году Феррари начал подготовку к возвращению в автоспорт. К тому моменту основная концепция будущего чемпионата мира уже определилась. Ключевым ограничением стала принятая формула двигателей: наддувный 1,5 литровый мотор либо 4,5-литровый «атмосферник».
Для создания двигателя Феррари привлёк конструктора Alfa Romeo Джоакино Коломбо, построившего в своё время мотор для знаменитой Alfetta 158. Энцо был апологетом 12-цилиндровых моторов, Коломбо – наддувных, и на компромисс никто из них не пошёл. В результате на свет появился удивительный наддувный 1,5-литровый двигатель V12, объём каждого цилиндра в котором был всего 125 куб. см. Именно поэтому он, а вслед за ним и машина, получили индекс 125.
Ferrari 125 F1
В 1947 году Энцо Феррари построил свой первый дорожный автомобиль – двухместный спорткар Ferrari 125 S – и решил, что пришло время поучаствовать в гонках. Вместе cо своим конструктором, Джоакино Коломбо, он сделал выбор в пользу 12-цилиндрового двигателя. При этом в Маранелло работали над двумя вариантами наддува: турбо и компрессором. Учитывая ограничение максимального объёма двигателя в 1500 кубических сантиметров, выбор пал на компрессор.
В 1948 году после непростой фазы отладки 125 F1, первая одноместная машина, сконструированная в Маранелло, дебютировала на Гран При Италии – тогда этап проходил на городской трассе Валентино в Турине.
Феррари выставил на старт три машины, за руль которых сели Нино Фарина, принц Бира и Раймон Соммер. Именно Соммер в итоге добился в гонке наибольшего успеха, финишировав третьим. С точки зрения мощности машина Ferrari ничего не могла противопоставить Alfa Romeo 158 и проверенной Maserati 4CTL, но то, что 125 F1 теряла на прямых, она навёрстывала в поворотах и потому идеально подходила для городских трасс.
За последующие два года, в 1949-1950 гг. 125 F1 переживает многочисленные изменения: компрессор стал двухступенчатым, благодаря чему мощность выросла до 280 л.с. при 8000 об/мин, неоднократно пересматривалась конфигурация задней части машины. В 1950-м Скудерия пропускает гонку в Сильверстоуне, ставшую первым этапом новорожденного чемпионата Формулы 1, но выступает в Монте-Карло, где Альберто Аскари занимает второе место.
Результаты выступлений Ferrari 125 F1 в Формуле 1
Уже по ходу чемпионата 1950-го года машина серьёзно менялась. В частности, наддувный 1,5-литровый мотор сменил двухлитровый «атмосферник» (этим проектом занимался сменивший Коломбо на посту главного конструктора Аурелио Лампреди), или же 3,3-литровый двигатель.
Из-за изменения объёма цилиндра менялся и индекс машины. Так, то же шасси с мотором 3.3 литра называется Ferrari 125/275, а с 2.0 литра - Ferrari 166. К концу сезона в Ferrari перешли на более совершенную модель 375, но несколько 125-х были проданы частным гонщикам. Один из них, Питер Уайтхед, выводил на старт Ferrari 125 F1 вплоть до 1952 года.
Статистика выступлений Ferrari 125 F1 в Формуле 1 без учёта сходов
Год | Гран При | Команда | Гонщик | Место |
1950 | Монако | Ferrari | А.Аскари | 2 |
1950 | Монако | Ferrari | Р.Соммер | 4 |
1950 | Бельгия | Ferrari | А.Аскари | 5 |
1950 | Бельгия | Ferrari | Л.Виллорези | 6 |
1950 | Франция | частная | П.Уайтхед | 3 |
1950 | Италия | частная | П.Уайтхед | 7 |
1952 | Великобритания | частная | П.Уайтхед | 10 |