После окончания чемпионата 1951 года завоевавшая два первых титула Alfa Romeo лишилась государственной поддержки и решила покинуть чемпионат. На её место могли бы прийти Lancia и Mercedes, но они хотели это сделать одновременно со вступлением в силу нового технического регламента, подразумевавшего использование 2,5-литровых атмосферных двигателей. А переход на эту «формулу» был перенесён на два года и теперь планировался на 1954 год.
Таким образом, Ferrari оказывается единственной заводской командой Формулы 1, а число постоянных участников сократилось настолько, что организаторы решили провести два ближайших сезона по техническому регламенту Формулы 2, объединив стартовую решётку обоих чемпионатов. Таким образом, правила теперь предписывали использовать двухлитровый атмосферный двигатель – теоретически существовала также возможность установить на машину 750-кубовый турбомотор, но ей никто не воспользовался.
В Ferrari испытали на трассе в Бари рядный четырёхцилиндровый безнаддувный мотор объёмом 2,5 литра ещё в конце 1951 года, а в начале 1952-го в срочном порядке переделали его в двухлитровый, причём его внешние габариты при этом не изменились. Редчайший случай, но этот мотор, изначально спроектированный под больший объём, несмотря на скоропалительные изменения, стал одним из самых успешных в истории Формулы 1.
Ferrari 500 F2
Два первых титула в Маранелло сумели завоевать в 1952 и 1953 годах. После ухода Alfa Romeo из Формулы 1, чтобы заполнить стартовую решётку, FIA допускает на старт чемпионата машины другой категории – Формулы 2.
Первым на это отреагировал Энцо Феррари, в короткие сроки создав 500 F2. Силовой установкой новой Ferrari стал 4-цилиндровый рядный двигатель объёмом 2 литра, который развивал 185 л.с. при 7500 об/мин. Как говорят, он был разработан Аурелио Лампреди за один день. Другими составляющими успеха 500 F2 были компактные размеры, оптимальное распределение веса и расположение двигателя и коробки передач, которые были сдвинуты назад, что облегчило конструирование машины и сделало её сбалансированной и чрезвычайно универсальной.
В сезонах 1952/1953 машины из Маранелло практически не имели соперников: за два года выступления Ferrari 500 F2 одержали 14 побед в Гран При, входящих в зачёт чемпионата мира, и ещё около двадцати на внезачётных гонках, а Альберто Аскари становился чемпионом мира два года подряд. Истинный рекорд, и к тому же это были первые титулы в истории Ferrari. На аналогичных машинах в эти годы выступали также Нино Фарина, Пьеро Таруффи и Майк Хоторн.
Результаты выступлений Ferrari 500 F2 в гонках Формулы 1
В 1952 и 1953 годах Ferrari на 500 F2 не знает себе равных. Почти все гонки и оба чемпионата легко выигрывает основной пилот Ferrari Альберто Аскари, став первым двукратным чемпионом мира в истории Формулы 1. Однако, помимо заводской команды, такие же машины использует и коллектив Луи Розье Ecurie Rosier, а также Руди Фишер, представлявший Ecurie Espadon. Кроме того, на отдельных Гран При (обычно домашних) появлялись и другие частники.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1952 | 7 | 36 | 7 | 7 | 1 |
1953 | 8 | 44 | 6 | 7 | 1 |