США'01: Последний успех

Гонка #679: 30 сентября 2001 года. Гран При США. Индианаполис
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2001) - 1:11,708 (210,454 км/ч)
Лучший круг Хуан-Пабло Монтойя (Williams FW23B) - 1:14,448 (202,708 км/ч)
Победитель Мика Хаккинен (McLaren MP4-16) - 1:32:42,840 (198,039 км/ч)

Прошёл всего год с первого Гран При США в Индианаполисе, но атмосфера на этот раз была совсем другой. Тремя неделями ранее, 11 сентября, произошла одна из самых больших трагедий в американской истории - атака на «башни-близнецы». На предыдущем Гран При, в Италии, команды уже отдали дань памяти погибшим в этом теракте, но некоторые из них, приехав на американскую землю, решили сделать это вновь.

Так, команда Jaguar выкрасила кожух двигателя в чёрный цвет, флаг США появился на верхнем воздухозаборнике машин Jordan и боковых понтонах Benetton, а братья Шумахеры включили его в расцветку своих шлемов. Наконец, в BAR разместили на машинах не только надписи USA 2001, но и пожелания скорейшего восстановления Алессандро Дзанарди, попавшего в страшную аварию на Лаузицринге в начале месяца.

А вот на машине Жана Алези, который начал сезон в Prost, но концовку сезона проводил за Jordan, помимо американского флага появилось также число «200», в честь его 200-го Гран При в Формуле 1. Карьера француза близилась к закату – по окончании чемпионата Алези покинет Формулу 1, став одной из жертв смены поколений в «Королеве автоспорта».

На смену ветеранам приходили молодые пилоты. За пару недель до этапа в Индианаполисе было объявлено, что в 2002 году Мику Хаккинена в McLaren заменит Кими Райкконен. Молодой финн весьма успешно проводил свой первый сезон за Sauber, ничуть не уступая более опытному Нику Хайдфельду. Другой новичок сезона, Хуан-Пабло Монтойя из BMW-Williams, на предыдущем этапе в Италии одержал свою первую победу. Наконец, дебютанта Minardi Фернандо Алонсо заметил и взял под своё крыло руководитель команды Renault Флавио Бриаторе...

Ситуация в чемпионате на этот раз никакой интриги не подразумевала. Михаэль Шумахер давным-давно гарантировал себе четвёртый титул, а Ferrari – очередной Кубок конструкторов. Можно было говорить лишь о какой-то борьбе за вторые места – в личном зачёте её вели Дэвид Култхард, Рубенс Баррикелло и Ральф Шумахер, в Кубке конструкторов – McLaren и Williams.

Мика Хаккинен не претендовал даже на это – он проводил крайне неудачный сезон. Многие считали, что двукратный чемпион устал от Формулы 1 и растерял мотивацию. Но в США финн будто преобразился. Он показал лучшее время в первой тренировке, а во второй уступил только Шумахеру. В квалификации Мика всерьёз претендовал на поул. Опередить Михаэля в итоге ему не удалось, но он завоевал вторую позицию – впереди двух пилотов Williams, Ральфа Шумахера и Хуан-Пабло Монтойи.

Воскресенье Хаккинен также начал в боевом настроении – на warm-up он первым вырулил на трассу, показав в итоге третье время, позади Ральфа Шумахера и Дэвида Култхарда, но впереди Михаэля. Результат мог быть и лучше, но в какой-то момент Мика ошибся, вылетел с трассы в конце задней прямой и врезался в стену... Механикам пришлось серьёзно потрудиться, чтобы восстановить подвеску на его машине.

Но это было ещё не самое худшее. Как выяснилось, в начале разминки Хаккинен поторопился и выехал на трассу на красный сигнал светофора! В наказание стюарды аннулировали его лучший квалификационный результат, так что пилоту McLaren пришлось стартовать не вторым, а четвёртым...

Старт тоже не предвещал Мике ничего хорошего. Он пропустил Рубенса Баррикелло и оказался позади Ральфа Шумахера, в то время как Михаэль сохранил лидерство, отбив атаку Монтойи. Баррикелло на этом не успокоился и спустя пару кругов прошёл сначала Монтойю, а затем и своего напарника, возглавив гонку! Шумахер, впрочем, особенно не сопротивлялся – его машина была заправлена на гораздо большее количество кругов.

Но первым из лидеров, уже на 24-м (из 73-х) круге, в боксы отправился Ральф Шумахер, освободивший, таким образом, дорогу Хаккинену. Ещё через несколько минут свернул на пит-лейн и Баррикелло. После пит-стопа Рубенс вернулся на трассу пятым, а Мика поднялся на третье место. Самым быстрым на трассе в этот момент оказался Монтойя. Он догнал Михаэля, а на 34-м круге, воспользовавшись трафиком в виде кругового Алекса Йонга, атаковал и прошёл его!

Правда, триумф колумбийца получился недолгим – вскоре он отправился на пит-стоп, а ещё через два круга неожиданно сошёл из-за отказа гидравлики. Ральф Шумахер к тому времени тоже выбыл из борьбы после разворота, так что стало ясно, что Williams в Индианаполисе очков набрать не сможет.

На 39-м круге свой единственный пит-стоп провёл Михаэль Шумахер, и Хаккинен вышел в лидеры. Мика провёл на трассе ещё семь кругов, а когда, наконец, остановился в боксах, вернулся на трассу впереди Шумахера. Лидировал, правда, Баррикелло, но уже спустя несколько минут ему пришлось остановиться во второй раз, так что финн вышел в лидеры.

Бразилец вернулся на трассу вторым, постепенно сокращал отставание от пилота McLaren, но за 10 кругов до финиша с его двигателем начало происходить что-то неладное. Время от времени выхлопная система выбрасывала облака дыма, изменился звук. А всего за два круга до финиша Ferrari под номером 2 развернуло в конце прямой – сход. Позиции Хаккинена теперь были вне опасности, и клетчатый флаг он увидел первым.

Вторым финишировал Шумахер, третьим – ещё один пилот McLaren, Дэвид Култхард. Таким образом, команда Рона Денниса обезопасила свои позиции в Кубке конструкторов в борьбе с Williams. Четвёртое место завоевал Трулли. Правда, после гонки его результат аннулировали – контрольная планка под днищем его Jordan оказалась слишком сильно изношена. Но команда подала апелляцию, и спустя месяц очки Ярно вернули. Благодаря им, Jordan опередила в Кубке конструкторов BAR.

Эта победа стала для Хаккинена 20-й в карьере – и последней. После финиша он признался, что она значит для него едва ли не больше, чем все предыдущие.

«Это, безусловно, одна из самых важных моих побед, – сказал Мика. – Думаю, Монако, Сильверстоун и Индианаполис – те Гран При, где пилоты Формулы 1 больше всего хотят выиграть. Так что это особенное достижение, я никогда его не забуду».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.