Участники: Дженсон Баттон (McLaren), Нико Росберг (Mercedes), Фелипе Масса (Williams), Эстебан Окон (Manor), Нико Хюлкенберг (Force India), Даниил Квят (Toro Rosso)
Вопрос: Дженсон, для вас это 300-й Гран При в карьере – только двоим до вас удавалось перейти этот рубеж! Что значит для вас такой статус в истории Формулы 1?
Дженсон Баттон: Хороший вопрос, заслуживающий подробного ответа, но я не хочу давать его здесь. Всё это означает, что я в чемпионате очень давно – помню, когда Рубенс Баррикелло преодолел отметку в 300 гонок, это казалось невероятным, я думал, что никогда не буду выступать так долго.
Когда в 2000-м я начал карьеру – не подумайте, я не стану рассказывать вам всю свою биографию – отец спросил меня: «Как долго планируешь выступать?» - и я ответил: «Я буду выжат уже к 30 годам!» Сейчас мне 36, я начинаю свой 300-й Гран При – Формула 1 по-настоящему затягивает, и пока выступаешь на уровне, это не кажется чем-то тягостно долгим.
Путь к отметке был славным, со взлетами и падениями, как в любой гоночной биографии, но главное – быть выше трудностей и по максимуму радоваться хорошим временам, ведь никогда не знаешь, сколь долго они продлятся. Моя карьера получилась захватывающей, и если кто-то из присутствующих здесь гонщиков сможет добраться до такой отметки – честь им и хвала, поскольку на это требуется немало времени!
Вопрос: В Honda заявили, что по ходу уик-энда примут решение, использовать ли доработанную версию силовой установки. Какие факторы определят это решение, и каким был бы ваш стратегический выбор на предстоящую гонку и последующий – домашний для Honda – этап в Японии?
Дженсон Баттон: По понятным причинам в Honda не хотят получать штрафы в Сузуке – на втором для команды домашнем этапе. Не могу говорить за Фернандо, но лично я здесь не жду штрафов, предстоит обычный уик-энд.
Вопрос: Спасибо! Нико, Force India вышла на четвертое место в Кубке конструкторов и в предыдущих пяти гонках заработала 39 очков против 19 у Williams. Есть ли уверенность в том, что команда сможет остаться впереди Williams по итогам сезона?
Нико Хюлкенберг: Конечно! С этапа в Барселоне мы выступаем уверенно, что подтверждают заработанные очки. Впрочем, до конца сезона ещё далеко. Цель команды – четвертое место, но итоги мы подведем только ночью в Абу-Даби, и к тому моменту мы обязаны остаться впереди. Сейчас преимущество невелико, в Williams не намерены уступать, так что нам нужно выкладываться по максимуму и довести дело до конца.
Вопрос: Аналогичный вопрос для Фелипе. Преимущество Force India в последних гонках вызывает беспокойство в Williams? Что вы намерены предпринять?
Фелипе Масса: Борьба очень плотная. В Force India выступают очень здорово, они заметно доработали машину по ходу сезона, но я уверен, что нам по силам соперничать с ними и в итоге оказаться впереди. Никогда не знаешь, как всё сложится – предстоит сравнивать результаты в каждой гонке, но трассы предстоящих этапов должны подойти нам лучше, скажем, Сингапура, где на уличной конфигурации соперники были очень быстры. Нас ждет сражение в каждом Гран При – надеюсь, всё получится.
Вопрос: Нико, у Force India и Williams одинаковые моторы, за счет чего ваша команда может получить преимущество?
Нико Хюлкенберг: Надеюсь, за счет шасси. Соперничество плотное и продлится до конца сезона. Отсутствие ошибок, стабильность и максимальное использование шансов – вот те факторы, что определят обладателя четвертого места.
Вопрос: Перейдем к Даниилу Квяту. Финишировав в Сингапуре, вы сказали, что после нескольких непростых месяцев вновь почувствовали любовь к Формуле 1. Чем так повлияла на вас та гонка?
Даниил Квят: Прежде всего, впервые за долгое время гонка доставила наслаждение. Нам удался хороший старт, на протяжении всей дистанции мы сражались за высокие позиции, за которые привыкли бороться раньше – вся команда почувствовала облегчение. Пусть итоговый результат слегка огорчил, гонка получилась захватывающей. Темп был неплохим, машина бережно работала с шинами – надеюсь, это добавит уверенности и команде, и мне самому.
Вопрос: Не секрет, что с обновленным аэродинамическим обвесом, представленным к Гран При Германии, Toro Rosso несколько потеряла в конкурентоспособности. Теперь ситуация понемногу исправляется – насколько уверенно вы чувствуете себя в преддверии оставшихся гонок?
Даниил Квят: Этап в Сингапуре оставил благоприятное впечатление. Команда провела немало проверок, выяснила кое-какие нюансы – надеюсь, дополнительное подтверждение мы получим здесь, в Сепанге, пусть даже малазийская трасса подходит нам меньше сингапурской. Вероятно, нам будет труднее, но, хочется верить, мы ещё раз убедимся в том, что движемся в правильном направлении.
Вопрос: Фелипе, в Монце вы объявили об уходе из Формулы 1 по окончании сезона, а этап в Абу-Даби станет 250-м в вашей карьере. В оставшихся гонках ваш настрой несколько отличается от обычного? Намерены ли вы наслаждаться каждым моментом и брать максимум от каждого уик-энда?
Фелипе Масса: Определенно! Я получаю удовольствие от того, что делаю, как было всегда. Вы можете подумать, что сейчас я чувствую меньший прессинг, но я сделаю всё, чтобы помочь команде в борьбе с Force India за четвертое место в Кубке конструкторов и насладиться каждым моментом.
Я убежден в правильности своих решений, мне предстоит ещё многое сделать вне Формулы 1. Как говорил Дженсон, карьера получилась долгой, но мы прекращаем выступать в ещё молодом возрасте – я отхожу от дел, но мне всего тридцать пять, и в жизни можно сделать еще очень много. Я к этому готов, смогу проводить больше времени дома, заниматься разными вещами, а сейчас просто наслаждаюсь каждой минутой пребывания в разных странах. И мне приятно чувствовать поддержку со стороны болельщиков и всех, кто связан с нашим спортом.
Вопрос: Эстебан, вы финишировали во всех Гран При, в которых приняли участие. Как вы оцениваете свое выступление в квалификациях и гонках на фоне напарника?
Эстебан Окон: Нелегко вступать в борьбу, имея так мало опыта – у нас были и взлеты, и падения. Выступление в первом Гран При нас вполне устроило – по ходу уик-энда я добился неплохого прогресса. Да, темп был далек от идеального, но команда осталась довольна. К сожалению, во время квалификации в Монце у нас возникли проблемы, из-за которых не удалось продемонстрировать реальную скорость – мы вполне могли рассчитывать на неплохой результат. В Сингапуре нам было сложнее, теперь нужно собрать воедино все факторы и здесь сработать увереннее.
Вопрос: Если вспомнить недавние примеры, Фернандо Алонсо и Даниэль Риккардо начинали в командах аналогичного уровня. Не кажется ли вам, что еще один год в Manor был бы для вас весьма полезен – особенно если учесть, что вы дебютировали в столь поздней фазе сезона?
Эстебан Окон: Конечно, ведь чем дольше ты выступаешь, тем больше получаешь опыта – для меня полезна каждая гонка. После трех Гран При постепенно начинаешь выстраивать отношения с командой, вникать в работу – нужно собрать воедино множество факторов, и как только это получится, можно ждать определенных результатов.
Вопрос: Нико, в этот уик-энд Mercedes может в третий раз подряд досрочно выиграть Кубок конструкторов. Насколько в этом плане нынешний сезон отличается от двух предыдущих, и что в нем поражает вас больше всего?
Нико Росберг: Это ещё один потрясающий сезон. Каждый раз мы думаем, что вряд ли сумеем повторить свои достижения, однако нам снова и снова это удается. В этот раз у нас вновь есть шанс задолго до конца сезона гарантировать победу в Кубке конструкторов – просто феноменально. Все в команде сработали фантастически!
Вопрос: В Mercedes уверены, что квалификационный круг в Сингапуре был лучшим за все время ваших выступлений за «Серебряные стрелы», а Тото Вольфф заметил, что вы выглядели как никогда уверенно. Как тот уик-энд поможет вам сохранить высокую конкурентоспособность до конца сезона, что вы от него возьмете?
Нико Росберг: Мне не нужно что-либо брать от уик-энда в Сингапуре. Да, он сложился блестяще, я этому рад, но та гонка уже в прошлом. Мы в Сепанге, здесь у меня неплохие шансы на победу – постараюсь её добиться.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа) Нико, вы неизменно настаиваете на том, что не думаете о ситуации в личном зачете. Как вам удается избегать таких мыслей, лидируя в чемпионате?
Нико Росберг: Не скажу, что совсем не думаю о чемпионате – я отлично знаю ситуацию, знаю, у кого сколько очков, но стараюсь сосредоточиться на предстоящем уик-энде, поскольку этот подход себя оправдывает. Я хочу победить в Сепанге и сделаю для этого всё возможное.
Вопрос: (Даниэль Джонсон) Нико, вы с Льюисом изо всех сил стараетесь одолеть друг друга. Распространяется ли это соперничество, скажем, на мероприятия вроде того, что вчера было в местном торговом центре? Вы везде и всюду стараетесь поддеть друг друга?
Нико Росберг: Нет, всё не настолько серьезно. Вряд ли мы будем соперничать в супермаркете, но на трассе и в некоторых вопросах вне ее активно подгоняем друг друга. Сражение крайне интересное, важна каждая мелочь.
Вопрос: (Крис Лайонс) Фелипе, в предварительной версии календаря на 2017-й, бразильский этап требует дополнительного подтверждения. Огорчает ли вас положение дел в Бразилии? Вы уверены, что гонка сохранит свое место?
Фелипе Масса: Честно говоря, мне трудно дать обстоятельный ответ. Мы просто гоняемся на трассе и не в курсе ситуации с контрактами на проведение Гран При. Временами на страну оказывается давление только потому, что не всё идет по плану Экклстоуна. Прессинг присутствует неизменно. Да, нынешняя ситуация не из приятных, ведь Бразилия давно является неотъемлемой частью Формулы 1, и будет крайне досадно потерять национальный этап, даже если я сам уже не буду в нем участвовать.
Впрочем, я планирую оказывать поддержку молодым бразильским гонщикам, и мне известно, что сейчас экономическая ситуация в стране крайне непростая – вероятно, это тоже принято во внимание. Опять же, никогда не знаешь реальной картины – возможно, это всего лишь попытка оказать давление, но может случиться и то же самое, что было в прошлом году с гонкой в Германии. Надеюсь, такого сценария удастся избежать. Этап в Сан-Паулу – один из самых зрелищных, я желаю организаторам всего самого лучшего и надеюсь, что в следующем году гонщики смогут насладиться Гран При Бразилии.
Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем – как новое асфальтовое покрытие в Сепанге скажется на вашем стиле пилотирования? Дженсон, вам уже удалось прогуляться по трассе?
Дженсон Баттон: Нет, но я видел немало фотографий. Асфальт очень темный, эффект будет значительным – здесь всегда очень жарко, а температура трассы будет еще выше, чем обычно, что скажется на поведении шин. Кроме того, покрытие очень гладкое – для большего понимания ситуации нужно понаблюдать за всеми тренировками, что запланированы на сегодня.
Что еще? Профиль последнего поворота стал другим, не знаю, насколько он похож на аналогичный поворот в Сочи, но судя по покрытию между ними много общего. Вероятно, трасса будет восприниматься совсем иначе, но мы ничего не узнаем до завтрашнего дня, разве что прикинем кое-что, наблюдая за тренировками GP2 и GP3.
Нико Росберг: Это серьезный вызов, так как нам предстоит адаптироваться к новому асфальтовому покрытию, и мы не знаем, как поведёт себя машина.
Эстебан Окон: Я успел прогуляться по трассе, но для меня это первый визит в Сепанг, так что я не знаю, как тут всё было раньше.
Нико Хюлкенберг: На гладком покрытии мы выступаем весьма уверенно – надеюсь, так будет и здесь.
Даниил Квят: Могу повторить ответ Дженсона – он идеально всё описал, добавить нечего.
Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос к пяти гонщикам, ранее выступавшим в Малайзии. Ваше лучшее воспоминание, связанное с Сепангом?
Дженсон Баттон: Я здесь самый старший, мне доводилось побеждать в Сепанге – в 2009-м. Это была странная гонка – дождь лил так сильно, что сначала её остановили, а потом решили не возобновлять. Я выиграл, но получил всего половину полагавшихся очков, что было немного досадно.
Здесь всегда было интересно гоняться – кроме того, именно в Сепанге я в 2004-м году впервые поднялся на подиум. В 2002-м я ехал третьим, но на последнем круге сломалась подвеска, и я уступил позицию Михаэлю Шумахеру. В общем, с Малайзией связано немало воспоминаний!
Фелипе Масса: Мне нравится это место и конфигурация трассы. Я никогда не побеждал в Малайзии, но дважды стартовал с поула – в 2007-м и 2008-м, и эти воспоминания останутся навсегда. Забавно, что в Сепанге мне не удавалось подняться на подиум, но я всё равно обожаю этот автодром, ведь здесь у меня были интересные гонки, пусть и без финиша в первой тройке. Надеюсь, в этот раз всё сложится удачнее.
Нико Росберг: На этой трассе по-настоящему интересно гоняться, факт.
Нико Хюлкенберг: Пожалуй, самым ярким воспоминанием остается квалификация в дебютном для меня 2010-м. Тот этап был для меня лишь вторым в карьере, мы квалифицировались на дождевых шинах – в тех условиях я сработал здорово и завоевал пятое место!
Даниил Квят: Для меня эта трасса тоже особенная, поскольку здесь я провел свою первую гонку в Формуле BMW и здесь же одержал первую победу в формульных сериях.
Вопрос: (Ливио Орихио) Эстебан, вы в юном возрасте дебютировали в европейской Формуле 3 и выиграли тот сезон, опередив будущую звезду Формулы 1 Макса Ферстаппена. Затем вы перешли в GP3 и с первой попытки выиграли титул. Теперь вы в Формуле 1, и обстоятельства складываются несколько иначе. Можете описать основные трудности, с которыми приходится сталкиваться?
Эстебан Окон: Не скажу, что оказалось сложнее – я понимал, что дебютировать по ходу сезона, после 12 Гран При будет непросто. Нелегко вступать в борьбу по ходу чемпионата, когда у соперников было достаточно времени, чтобы поработать над всеми аспектами, а тебе приходится во всём догонять. Но, в конечном итоге, ты работаешь на те же результаты, главное – освоиться на трассах. Да, в Формуле 1 обязанностей намного больше, ты взаимодействуешь с большим количеством людей, но в целом обстановка привычная, просто важно адаптироваться к трассе.
Перевод: Валерий Карташев