Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Малайзии – этап необычный. За 17 лет здесь прошло немало ярких гонок – начиная с первой, когда в 1999-м Михаэль Шумахер вернулся за руль, пропустив шесть Гран При из-за перелома ноги, и в квалификации разгромил соперников, на секунду опередив всех, включая напарника Эдди Ирвайна. Победу в итоге одержал именно Ирвайн, но только потому, что Шумахер не только пропустил его вперёд, но и всю гонку сдерживал Мику Хаккинена. После финиша Ирвайн шутил: «Может, мне тоже сломать ногу?»
Или Гран При 2001 года, когда через несколько кругов после старта начался дождь, и обе лидировавшие Ferrari вылетели с трассы в одном повороте, откатившись в конец первого десятка! А затем за несколько кругов отыграли все потерянные позиции, проезжая круги на пять секунд быстрее соперников.
Погода – постоянная тема для разговоров в Малайзии. Изнуряющая, 40-градусная жара при высочайшем уровне влажности превращают даже обычную активность в подобие марафона, что уж говорить о двухчасовой гонке! В любую минуту может пойти дождь – и если такое случается, то можно быть уверенным, что это будет не лёгкий европейский дождик, а тропический ливень, буквально смывающий машины с трассы. А через 15 минут он может столь же внезапно закончиться.
Хотя первоначально Гран При Малайзии проводился в конце сезона, с 2001-го его перенесли на начало. В нынешнем году Сепанг вернулся во вторую половину сезона. Это соответствовало желаниям организаторов – они признавались, что хотели бы проводить гонку в тот момент, когда борьба за титул вступает в решающую фазу. Можно сказать, что в этом плане им повезло – серия побед Нико Росберга вернула чемпионату начавшую угасать интригу.
Интересно и то, что ни для Росберга, ни для Хэмилтона эту трассу подходящей назвать нельзя. На двоих у них тут всего одна победа, завоёванная Льюисом в 2014 году. Даже в прошлом сезоне тут победил Феттель, причём без каких-либо форс-мажорных обстоятельств в виде дождей, аварий или технических проблем у фаворитов. И это была уже четвёртая победа здесь для Себастьяна – больше, чем у Фернандо Алонсо и Михаэля Шумахера (по три).
Возможно ли подобное на этот раз? Не исключено. Малайзийская трасса весьма специфична, ни одна из машин команд-лидеров не имеет здесь явных преимуществ. Здесь есть и скоростные виражи, и длинные прямые, и медленные повороты. А жаркая погода и высокая влажность увеличивают шансы на ошибку.
О трассе…
Sepang International Circuit – 5543 метра. Дистанция гонки: 56 кругов = 310.408 км. 15 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость: 330 км/ч c DRS и 320 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 60% круга – это одно из самых высоких значений в сезоне. Восемь зон торможения. Износ тормозов: средний. Торможения занимают 15% времени на круге. Длина пит-лейн: 425 метров. Для проведения пит-стопа требуется 22 секунды, что относительно немного.
Трасса в Сепанге – первое созданное с нуля творение архитектора Формулы 1 Германа Тильке (до этого он немного обновил австрийский А1-Ринг). В 1999 году, когда трасса дебютировала в чемпионате, она поражала масштабами и инфраструктурой. С тех пор мы увидели немало новых автодромов, которые выглядели даже ещё более впечатляюще, а блеск малайзийской трассы несколько поблек. Тем не менее, это по-прежнему красивый, самобытный и, главное, узнаваемый автодром – особенно две длинные прямые, связанные шпилькой.
Как правило, на старте стоит внимательно следить за событиями в первом повороте. Он правый, очень длинный и крутой – суммарный угол превышает 180 градусов! А сразу после него гонщиков ждёт почти такой же тяжёлый левый поворот, выводящий на скоростной правый вираж. Именно тут происходит львиная доля событий первого круга, а порой и всей гонки.
О резине…
В Pirelli выбрали для Гран При Малайзии три самых жестких состава – Hard, Medium и Soft. Столь консервативный выбор объясняется жаркой погодой, абразивным асфальтом, большой нагрузкой в скоростных поворотах и необходимостью справиться с высоким крутящим моментом при разгонах.
Асфальт на малайзийской трассе прогревается до +60 – это одно из наибольших значений по ходу сезона, на верхней границе эффективной работы шин. При этом температура самой нагруженной левой передней шины может достигать 120 градусов. По нагрузке на резину Сепанг уступает только Сильверстоуну, Барселоне и Сузуке. Потому пит-стопов тут обычно много – пилоты останавливаются как минимум два раза, а часто и больше.
Разница в скорости между составами ожидается достаточно большой. В то же время тут вполне можно обгонять, так что риск застрять в трафике невелик – это даёт стратегам большую свободу.
Год назад на Сепанге…
Прошлогодняя гонка в Малайзии сложилась достаточно интересно и неожиданно. Квалификация второй год подряд прошла под дождём, и выиграл её Льюис Хэмилтон. Однако Себастьян Феттель на Ferrari уступил ему какое-то мгновение – 0,074 секунды! Нико Росберг оказался ещё в четырёх десятых позади, перед Риккардо и Квятом.
Гонка прошла при сухой и очень жаркой погоде, в какой-то момент асфальт раскалился до 62 градусов! В таких условиях определяющую роль играла стратегия, и в Ferrari с этой задачей справились лучше, чем в Mercedes.
Феттель решил использовать тактику двух пит-стопов, тогда как большинство его соперников, как обычно на этой трассе, останавливались трижды. На пятом круге на трассе появился автомобиль безопасности – при атаке Хюлкенберга ошибся и вылетел в гравий Эриксон. Пилоты Mercedes тут же свернули в боксы, а Феттель остался на трассе, возглавив пелотон.
Возможно, Хэмилтону и Росбергу и удалось бы опередить Феттеля на рестарте или сразу после него, но их разделяли ещё несколько более медленных машин из тех, что тоже не заехали на пит-стоп. Поэтому, пока гонщики немецкой команды прорывались сквозь трафик, Себастьян уезжал всё дальше и дальше. К тому моменту, когда Хэмилтон выбрался на второе место, Феттель опережал его уже более чем на 10 секунд.
Все лидеры после этого остановились ещё два раза, и так как темп Ferrari и Mercedes оказался почти одинаковым, их позиции не изменились. На финише Феттель опередил Хэмилтона на 8 секунд, а Росберга – на 12. Ещё одна Ferrari, под управлением Кими Райкконена, финишировала четвёртой – правда, уступив Феттелю более 50 секунд.
«Лучшими из остальных» оказались пилоты Williams, закончившие гонку на пятом и шестом местах. Интересно, что оба гонщика Toro Rosso опередили обе машины Red Bull Racing. Ферстаппен при этом занял седьмое место, став самым молодым гонщиком в истории Формулы 1, когда-либо зарабатывавшим очки. Этот рекорд он отобрал у Даниила Квята.