Участники: Дэйв Райан (Manor), Роберт Фернли (Force India), Эрик Булье (McLaren), Франц Тост (Toro Rosso)
Вопрос: Этот вопрос в Сингапуре мы задавали другим руководителям команд – что вы думаете о появлении Liberty Media в Формуле 1? Что это значит для спорта и для небольших команд?
Роберт Фернли: Впервые встретив Чейза Кэри, я нашел его весьма открытым человеком, готовым выслушать собеседника, но пока, как мне кажется, рано делать какие-либо выводы и высказывать мнения. Liberty Media нужно время, чтобы оценить свои планы. Как только они объявят о выбранном направлении развития, тогда мы сможем это комментировать.
Вопрос: Дэйв?
Дэйв Райан: Я не встречался с господином Кэри и не могу что-либо комментировать, так как знаю лишь то, что читал в СМИ. Нужно подождать – уверен, в Liberty Media приобрели Формулу 1 не для того, чтобы оставить всё, как есть. Посмотрим, как всё сложится – уверен, новости будут позитивными.
Вопрос: Франц, что скажете вы – особенно в отношении небольших команд?
Франц Тост: Прежде всего, мои поздравления Liberty Media с фантастической сделкой. Благодаря блестящей работе Берни Экклстоуна и Макса Мосли за последние сорок лет Формула 1 стала известна всему миру – полагаю, раз уж Liberty Media принадлежит к весьма обеспеченной финансовой группе, у них есть четкий план действий в отношении чемпионата.
Лично я надеюсь, что Формула 1 станет более популярной в Америке, что там будут проводиться три этапа: один – на восточном побережье, второй – в Остине, третий – на западном побережье. Я также рассчитываю, что в плане трансляций они поработают с цифровым вещанием и социальными сетями, а что касается небольших команд – хочется верить, что с 2021 года доходы будут распределяться в более справедливой пропорции, а вместе с FIA они найдут способ снизить издержки.
Вопрос: Эрик, McLaren не отнести к небольшим командам, но что вы думаете по данному вопросу?
Эрик Булье: В McLaren с воодушевлением восприняли приход Liberty Media. Компания привыкла управлять большими активами, там умеют привлекать болельщиков – уверен, это хорошо для Формулы 1. В то же время, им потребуется время, чтобы разобраться в нюансах нашего бизнеса. Посмотрим, каким окажется их план.
Вопрос: Эрик, расскажите о подходах к использованию обновленной силовой установки в этот уик-энд и в предстоящем Гран При Японии. Похоже, на машине Фернандо Алонсо сегодня она показала себя весьма неплохо. Каково решение по машине Дженсона, и в чем именно инженерам удалось добиться прогресса?
Эрик Булье: Мы руководствовались требованиями надежности, потому усилили блок цилиндров и еще ряд компонентов. У нас есть возможность эффективнее использовать потенциал мотора, притом абсолютная мощность не в приоритете. Сегодня команда довольна итогами дня, мы проехали немало километров без каких-либо проблем, так что новинке дан зеленый свет до конца сезона. Что касается Дженсона, как только ресурс его силовой установки будет исчерпан, мы поставим ему новую.
Вопрос: И это произойдет не в этот уик-энд?
Эрик Булье: Не в этот.
Вопрос: Роберт, главный инженер Williams Роб Смедли недавно заметил, что его команде не стоит ослаблять натиск в соперничестве с Force India за четвертое место в Кубке конструкторов. Как обстоят дела у вас? Приходится ли вам перераспределять ресурсы, чтобы иметь возможность дорабатывать нынешнюю машину в расчете обеспечить себе желанное четвертое место?
Роберт Фернли: Нет, не приходится. Усилия инженеров давно направлены на разработку новой машины, но мы можем добиться большего из нынешнего шасси и намерены делать это в каждой гонке. Пока это будет получаться, мы сможем соперничать с Williams.
Вопрос: Дэйв, на вчерашней пресс-конференции Эстебан Окон признался, что дебютировать по ходу сезона очень сложно. Как вы оцениваете его выступление на фоне Паскаля Верляйна, особенно если учесть, что в свое время Рио Харьянто несколько раз опережал Верляйна в квалификации?
Дэйв Райан: Эстебан прав: дебютировать по ходу сезона в команде, которая прогрессировала вместе с Паскалем – серьезный вызов. Мы не смогли облегчить ему задачу, так как с надежностью машины были проблемы, но у этого парня фантастическое отношение к работе и громадный потенциал. С ним и Паскалем у нас отличный состав!
Вопрос: Франц, на вчерашней пресс-конференции Даниил Квят признался, что после этапа в Сингапуре заново полюбил Формулу 1. Насколько хорошим было его выступление, и есть ли у Даниила в запасе время, чтобы гарантировать себе место в команде на следующий год?
Франц Тост: Даниил в Сингапуре сработал здорово – приятно слышать, что он по-прежнему влюблен в Формулу 1, выступая за Toro Rosso. Он высококлассный гонщик, если вспомнить, в каком стиле он выиграл в GP3. В предыдущие несколько месяцев он несколько сдал, но, к счастью, снова обретает форму. Надеюсь, в оставшихся гонках Даниил тоже покажет весь свой потенциал, а там подумаем о перспективах.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер) Вопрос ко всем. Мы слышали, что со сменой владельца в Формуле 1 может появиться система совместного владения. Что вы об этом думаете, и совпадает ли ваше мнение с позицией вашего руководства? Роберт?
Роберт Фернли: Дело всегда в деталях. Нужно дождаться предложений со стороны Liberty Media о том, как будет работать система совместного владения, и будет ли она комплексной. Эта модель может обеспечить Формуле 1 стабильность и, что важнее, закрепить команды в чемпионате, так как на создание команды уходит пять лет, притом владельцы приходят и уходят, а коллективы просто меняют название. Для самих команд такая стабильность и защищенность были бы весьма кстати. Если коллектив выступает здорово, владелец может получать прибыль, если нет – фиксировать незначительный убыток. Это принцип торговли и совершенно иной взгляд на Формулу 1, заслуживающий рассмотрения в позитивном ключе.
Вопрос: Дэйв?
Дэйв Райан: Роберт всё верно описал, я поддерживаю его точку зрения. Мы слышали о разных подходах, которые планируют применить в Liberty Media, но пока не представлены конкретные предложения, нет смысла в комментариях. Позиция Роберта верная.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Пока рано всё это обсуждать. Решение о покупке акций принимает Red Bull, а что касается прочего – посмотрим.
Вопрос: Эрик?
Эрик Булье: На данном этапе сложно сформировать четкое мнение, опираясь на один лишь термин «совместное владение» – нужно детально оценить целевую модель. Сейчас у нас нет всей картины, и я не могу говорить определенно. По-моему, Роберт прав: если ситуация улучшится для всех, это устроит каждого. Пока я не представляю, чего ожидать.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Роберт, прошел почти год с того момента, как Force India и Sauber обратились с жалобой в Еврокомиссию. Хотелось бы узнать статус. Кроме того, из Брюсселя мне сообщили, что обе команды рассматривают вариант подачи аналогичной жалобы в США – не могли бы вы прокомментировать и этот момент? И вопрос к остальным трем руководителям – получали ли вы запросы по данному делу?
Роберт Фернли: Что ж, отвечать первому всегда проще! Всем известно, что год назад мы подали жалобу, она была рассмотрена должным образом и передана на следующий уровень, так как Еврокомиссии потребовалась дополнительная информация. Кому был направлен запрос на предоставление этой информации, мне не известно. Со своей стороны, будучи фигурантами дела, мы не можем давать комментарии, но могу подтвердить, что вопрос по-прежнему на рассмотрении.
Что касается вопроса о рассмотрении жалобы в правовой системе США, с нашей стороны было бы некорректным обсуждать то, в отношении чего идут юридические консультации. Понимаю, всё это может казаться спекуляцией, но для нас жалоба по-прежнему актуальна, мы намерены оспорить нынешнюю систему двусторонних соглашений, в корне противоречащую принципам конкуренции, и готовы рассматривать любые варианты, способные привести к цели.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Что ж, перейдем ко второй части вопроса, адресованной трем другим руководителям. К вам поступали запросы от Еврокомиссии? Эрик?
Эрик Булье: Нет.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Нет.
Вопрос: Дэйв?
Дэйв Райан: Насколько мне известно, нет.
Вопрос: (Дэн Натсон) Предварительная версия календаря на следующий сезон вновь включает 21 этап. Новые владельцы Формулы 1 говорят, что хотели бы добавить гонок – в какой момент вам придется ввести сменные бригады механиков и инженеров? Потребуется ли вам нанять больше людей?
Эрик Булье: Мы уже работаем на пределе, и если в чемпионате появится больше гонок, нам придется вводить сменный график. У нас нет запасных специалистов на базе – придется расширять штат.
Франц Тост: Аналогично. Двадцать этапов или двадцать один – неплохое число, но если появятся дополнительные, нам придется задуматься о сменном графике и увеличении штата, иначе будет трудно справиться со всеми задачами. Впрочем, при большем количестве гонок доходы тоже должны возрасти, так что вряд ли возникнут серьезные проблемы. В конечном итоге, сама идея должна быть прибыльной для команд, иначе в ней нет никакого смысла.
Дэйв Райан: Мне вспоминаются времена, когда в сезоне было 14 гонок, и уже тогда это казалось чрезмерным. Двадцать один этап воспринимается аналогично, но владельцы говорят о 25… Знаете, Дэн, всё зависит от условий – возможно, будет две гонки за уик-энд, или появится иной формат… Пока мы не узнаем, что нужно новым владельцам, инициатива может либо сработать, либо нет, потому остается подождать.
Роберт Фернли: Согласен с Эриком – нам придется увеличить численность сотрудников.
Вопрос: (Крис Лайонс) Роберт, в Сингапуре Серхио Перес говорил, что условия его контракта с Force India должны быть согласованы к этапу в Малайзии. Теперь он говорит, что если этого не случится к Гран При Японии, он намерен искать иные варианты. Не могли бы вы пояснить, в чем заминка? Речь идет о коммерческой, спонсорской составляющей или о чем-то еще?
Роберт Фернли: Никаких прочих нюансов. Контракт был подготовлен довольно давно, Виджей Малья объявил о нем несколько недель назад, осталось уладить кое-какие коммерческие вопросы. Если на это потребуется неделя – замечательно, больше – пусть будет так. Ситуация непременно разрешится, и мы абсолютно уверены в том, что Серхио останется с нами на следующий год. В Force India никогда не отказывались от этих планов.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Эрик, на этой неделе в журнале Autosport появилась новость о том, что Honda расширяет свою базу в Великобритании, возможно, готовясь к сотрудничеству с еще одной командой. Насколько я понял, этот шаг еще должен получить одобрение McLaren – в команде поддерживают такой вариант? Как в таком случае будет развиваться совместная работа?
Эрик Булье: Ранее McLaren и Honda сошлись во мнении, что лучше сосредоточить все усилия на одной команде, но, как вы знаете, правила меняются, и в перспективе у производителей силовых установок появятся определенные обязательства. В какой-то момент идея сотрудничества с еще одной командой станет интересной, но мы не знаем, когда именно это произойдет, потому в Honda просто готовятся на будущее, а McLaren по-прежнему остается их единственным клиентом.
Вопрос: (Крис Лайонс) В продолжение предыдущего вопроса хотелось бы уточнить у прочих руководителей – для сотрудничества в 2017 году уже слишком поздно, но хотелось бы вам получить силовые установки Honda, и как скоро это могло бы произойти?
Франц Тост: У нас действующий контракт с Renault.
Дэйв Райан: Сейчас у нас, пожалуй, лучший из возможных моторов, команду это полностью устраивает.
Роберт Фернли: Наш контракт также рассчитан до 2020 года, мы очень тесно сотрудничаем с Mercedes.
Перевод: Валерий Карташев