Гонка #672: 24 июня 2001 года. Гран При Европы, Нюрбургринг |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:14,960 (218,805 км/ч) |
Лучший круг | Хуан-Пабло Монтойя (Williams) – 1:18,354 (209,327 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:29:42,724 (204,154 км/ч) |
В 2001-м у Михаэля Шумахера оказалось много соперников на трассе, но именно в этом заключалась их главная слабость. На отдельных Гран При серьёзную конкуренцию Михаэлю составляли то его брат Ральф, то Монтойя, то Култхард. Но на других этапах каждый из них терял очки, а Шумахер оказывался либо первым, либо вторым и в личном зачёте отрывался всё дальше и дальше.
С самого начала сезона позиции Шумахера в чемпионате подвергались серьёзной угрозе лишь однажды, после Гран При Сан-Марино, когда Култхард догнал его по очкам. Но после этого отрыв планомерно рос, и к девятому этапу, к Гран При Европы, достиг 18-ти очков. Гонку в Имоле, кстати, выиграл Ральф Шумахер, как и предшествовавший европейскому этапу Гран При Канады.
Казалось бы, после таких результатов Ральф должен был оказаться в числе претендентов на титул, но нет – в остальных шести прошедших Гран При сезона он добрался до финиша лишь однажды, на пятом месте. И нельзя было даже сказать, что машины Williams или моторы BMW отличались какой-то особой ненадёжностью – из пяти сходов дважды причиной становились столкновения, ещё два раза отказ тормозов, и один раз – проблемы с электроникой. У его напарника, Монтойи, дела шли ещё хуже – в восьми гонках он добрался до финиша лишь однажды, и лишь в трёх случаях это было связано с отказами техники.
Тем не менее, скорость машин Williams в середине сезона стала поводом серьёзного беспокойства для Ferrari. На предыдущем этапе в Монреале Ральф смог одолеть брата без вмешательства каких-либо привходящих обстоятельств, оказавшись попросту быстрее. Причиной тому была мощность моторов BMW и эффективность шин Michelin на скоростных автодромах. Но Нюрбургринг отнести к таким было сложно, так что Михаэль перед домашним этапом чувствовал себя достаточно уверенно.
В квалификации лидер чемпионата вновь завоевал поул – уже седьмой в сезоне. Второе время показал Ральф, уступив 0,266 секунды. Подтвердил хорошую форму Williams и Монтойя, стартовавший третьим. Четвёртую позицию занял Баррикелло, впереди двух McLaren. Все остальные уступили Шумахеру уже более секунды.
«Потеряв утром половину сессии из-за проблем с гидравликой, мы не знали, чего ожидать от квалификации – у меня не было времени оценить новые шины, – признался после окончания сессии Михаэль. – Но оказалось, что настройки хорошо подходят для квалификации. Мы не думаем, что завтра увидим повторение канадской гонки, потому что здесь шины ведут себя хорошо и стабильно. На мой взгляд, наша резина в этот уик-энд будет лучшей, но давайте посмотрим, что произойдёт. Я не исключаю из числа наших прямых конкурентов и McLaren, мы уже видели раньше, как после сложностей в квалификации они оказывались быстры в гонке».
Интерес к Формуле 1 в те годы в Германии был на подъёме (поэтому в стране проводилось две гонки – одна как национальный этап, вторая как Гран При Европы), а первый ряд стартового поля, занятый братьями Шумахер, подстегнул его ещё больше – в воскресенье на трибунах Нюрбургринга собралось 150 тысяч человек! Возможно, их могло быть и ещё больше, но места закончились.
Перед гонкой большая часть этих зрителей увидела удивительную картину – Шумахер, выехав на трассу на установочный круг, вдруг остановился и припарковал Ferrari F2001 у обочины. Место для остановки оказалось очень неудачным, до боксов было слишком далеко. После минутного замешательства трёхкратный чемпион попросту взял стоящий неподалёку маршальский скутер и на нём отправился обратно в боксы! Причём, скутер, по иронии судьбы, был марки BMW. Не знали зрители лишь о том, что сломалась как раз запасная машина, которую Михаэль проверял перед гонкой.
Так как гонщики, стартовавшие с первого ряда, использовали шины разных поставщиков, можно было предполагать и использование различных стратегий. Было более-менее ясно, что лидер Ferrari пойдёт на два пит-стопа, но вот сколько раз планирует останавливаться Ральф, оставалось неясным. В связи с этим возрастала значимость старта – оказавшись позади Williams, Михаэль рисковал попасть в ту же заведомо проигрышную ситуацию, что случилась в Бразилии.
Стартовали братья почти одинаково хорошо, но у Ральфа всё же появилась возможность для атаки. Стараясь её пресечь, Михаэль сильно сместился вправо, оставив Williams минимум места на трассе. Ситуация не выглядела потенциально аварийной, хотя столь агрессивные действия брата стали неожиданностью для Ральфа.
«Старт не был идеальным, – признался позже Михаэль. – Снова произошло небольшое падение динамики разгона, и я потерял несколько метров – а затем увидел Ральфа на внутренней части прямой. Я не знал, какую стратегию они выбрали – это вполне могла быть тактика одного пит-стопа, так что я должен был гарантировать, что первым войду в первый поворот. Поэтому я использовал максимум пространства, насколько позволяют правила, чтобы сместиться в его сторону и ограничить траекторию его движения».
Относительно стратегии Шумахер-старший беспокоился напрасно – на первый пит-стоп они с Ральфом поехали одновременно. Правда, у Михаэля была другая проблема – настройки машины оказались не оптимальными, так что выжать максимум из Ferrari не получалось. На первых кругах он ещё мог отрываться от брата, но когда шины Michelin на Williams прогрелись, Ральф поехал быстрее.
Пит-стоп, однако, в Ferrari провели лучше, успев при этом ещё и немного изменить настройки переднего антикрыла, так что Михаэль вернулся на трассу впереди Ральфа и смог сразу же прибавить. Шансы у Ральфа оставались, но… покидая пит-лейн, он пересёк белую линию, отделяющую выезд из боксов от основной трассы, и этот манёвр не остался без внимания стюардов. К сожалению для пилота Williams, в те годы стюарды обладали не таким уж широким набором наказаний, так что за своё весьма мелкое нарушение Шумахер-младший получил очень суровый штраф – 10-секундный Stop&Go.
«Покидая пит-лейн, я смотрел в зеркала и был больше сосредоточен на трафике, чем на линии», – признался после финиша Ральф. Штраф отбросил его на четвёртое место, в полуминуте позади Михаэля. О шансах на победу, вполне реальных до этого момента, пришлось забыть.
Теоретически у Шумахера оставалось ещё два соперника, способных помешать ему победить на домашнем Гран При – Хуан-Пабло Монтойя и Дэвид Култхард. Монтойя после пит-стопа лидеров даже возглавил гонку, но лишь на один круг – после чего сам поехал в боксы. Что касается Култхарда, то он планировал останавливаться только один раз. Однако проигрывал на трассе так много, что после своего первого пит-стопа Шумахер уже вернулся на трассу впереди него.
Фактически, Култхард скорее помог Михаэлю, чем помешал. После пит-стопа Монтойя проигрывал братьям всего несколько секунд, но между ними оказался Дэвид, который ещё не останавливался в боксах. Пытаясь его атаковать, Хуан-Пабло ошибся, шины заблокировались, и колумбийцу пришлось выехать за пределы трассы, из-за чего он потерял много времени.
В конечном счёте, Монтойя всё же опередил Култхарда, ещё до того, как тот отправился на свой единственный пит-стоп, но время было упущено. После финальных остановок Шумахер опережал Монтойю на восемь секунд. К финишу Хуан-Пабло сократил отрыв до четырёх, но в Williams не особенно обольщались по этому поводу – Михаэль уверенно контролировал ход гонки и мог легко прибавить. На втором пит-стопе ему вновь скорректировали настройки переднего антикрыла, и к концу гонки Ferrari вела себя почти идеально.
Неважную скорость McLaren подтвердила и борьба Мики Хаккинена с Рубенсом Баррикелло. На старте Рубенс потерял три позиции, оказавшись позади не только обоих McLaren, но и Jordan Ярно Трулли. И итальянец оказался для Рубенса куда более сложной проблемой, чем Мика. Трулли сдерживал его на протяжении 29-и кругов. Когда же Ярно, наконец, отправился на пит-стоп, Баррикелло мгновенно догнал Хаккинена и просто проехал мимо. И это при том, что в баках Ferrari было намного больше топлива – Мика провёл свой единственный пит-стоп на 34-м круге, Рубенс – на 45-м.
Култхард всё же смог заработать очередной подиум, но благодарить за это должен был стюардов – на финише потерявший больше 30 секунд из-за штрафа Ральф уступил Дэвиду всего 10 секунд. Хаккинен оказался только шестым. Очевидная потеря скорости машин McLaren ставила под большое сомнение чемпионские амбиции Култхарда, и причины были не вполне понятны.
Сам Дэвид подозревал, что всё дело в шинах Bridgestone, которые работали на Ferrari куда лучше, чем на машинах остальных команд. Но была и другая версия. Дело в том, что летом вокруг McLaren разгорелся скандал – появились слухи, что знаменитый конструктор команды Эдриан Ньюи переходит в команду Jaguar, руководил которой хорошо знакомый Эдриану Бобби Рэйхол – в середине 80-х Ньюи работал его гоночным инженером в IndyCar.
Рон Деннис отреагировал на это весьма своеобразно, начав критиковать издания, которые об этом написали. В общем, похоже, McLaren было не до развития машины. В действительности, Деннис обижался на журналистов зря – 1 июня стало известно, что контракт Ньюи с Jaguar действительно был подписан. Рон, однако, предпринял все меры, чтобы переход не состоялся, едва не дошло до судебного разбирательства между Ford и DaimlerChrysler, и Ньюи в итоге всё же остался в McLaren. В Милтон-Кинс Ньюи переедет позже, когда базирующаяся там команда будет называться уже по-другому.