Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Монако – одно большое исключение из правил Формулы 1. Единственная трасса в календаре, короче четырёх километров, с общей дистанцией меньше прописанных в регламенте 305 км. Единственная трасса, где практически нет прямых, так что даже стартовая решётка и зона DRS находятся в поворотах. Наконец, это единственный Гран При, где из-за тесноты паддок отделён от боксов, что здорово осложняет работу команд.
Стоит признать, что трасса в Монако совершенно непригодна для современной Формулы 1. При этом в отличие от всех остальных промоутеров, организаторы ничего не платят FOM за право проведения Гран При. Тем не менее, гонка в Монако не только сохраняет место в календаре, но даже слухов о возможном исключении не возникает – хотя другим историческим трассам, вроде Сильверстоуна, Монцы, Нюрбургринга или Спа, это вовсе не гарантировано.
Причина особого статуса Гран При Монако не в спортивной сфере, а в коммерческой. Для команд и организаторов гонка в Монте-Карло – это выставочный, показательный этап. Сюда приглашаются ключевые партнёры и спонсоры, чтобы впечатлить их блеском и гламуром княжества на берегу Средиземного моря.
Если говорить о спортивной составляющей, то гонки в Монако весьма своеобразны. Там практически невозможно обгонять – в любом другом месте это означало бы скучную гонку, в которой машины просто едут от старта до финиша друг за другом. За последние десять лет здесь семь раз побеждал пилот, стартовавший с поула.
Но в Монако так много возможностей допустить ошибку, что никакое преимущество в квалификации не гарантирует победу. Классический пример – Гран При 1988 года, когда Айртон Сенна с огромным преимуществом завоевал поул, опередив напарника по McLaren Алена Проста на 1,4 секунды, но в гонке ошибся и врезался в стену, а победу одержал Прост.
Бесконечные повороты и близость отбойников значительно повышают роль фактора случайности, в истории Формулы 1 немало случаев, когда пилот одерживал в Монте-Карло свою единственную победу за карьеру – так было с Ярно Трулли, Оливье Панисом, Жаном-Пьером Бельтуазом. А на счету Мориса Трентиньяна и вовсе уникальное достижение: он побеждал в Формуле 1 дважды, и оба раза – в Монако.
Другой любопытный факт – четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель тоже побеждал здесь только один раз, в 2011-м. У его нынешней команды, Ferrari, статистика ещё хуже – последнюю победу Скудерии в Монте-Карло принёс Михаэль Шумахер в далёком 2001-м. А победа эта Ferrari нужна, и не столько в плане очков, сколько с психологической точки зрения.
В Сочи и Барселоне Скудерия потерпела обидные стратегические поражения, хотя могла выиграть обе эти гонки. С другой стороны, эти Гран При показали, что в скорости машины Ferrari не уступают Mercedes практически на любых типах трасс. Особенно удивительно видеть это было в Барселоне, куда Mercedes привезла угрожающее число новинок, но в гоночных условиях темп лидеров оказался практически одинаковым.
Теоретически трасса в Монако – самая неудобная для Mercedes в календаре, так что шансы на победу Феттеля и Райкконена очень высоки, но в Монако результаты малопредсказуемы, и лучше многих об этом знает Льюис Хэмилтон.
Льюис побеждал в Монако всего дважды, в 2008 и 2016 году, и оба раза в ход гонки вмешивался дождь. Однако поражения 2014 и 2015 годов стали следствием странного стечения обстоятельств. Три года назад Росберг завоевал поул и остановился в Mirabeau на последней минуте сессии – соперникам пришлось сбросить скорость, и результат Нико никто не превзошёл. В 2015-м в гонке Хэмилтон уверенно лидировал, однако в конце гонки команда неожиданно позвала его на совершенно ненужный пит-стоп, после которого Льюис финишировал только третьим.
Возможно, претендентов на победу в Монако на этот раз будет ещё больше, чем обычно. Машины Red Bull Racing здесь традиционно быстры, и возможные сложности Mercedes могут сыграть на руку и подопечным Кристиана Хорнера. В прошлом году из-за ошибки команды Риккардо упустил здесь верную победу и сделает всё, чтобы отыграться.
О трассе...
Circuit de Monaco. 78 кругов по 3340 метров = 260,520 км, 19 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 295 км/ч с DRS и 285 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжали 45% круга, меньше 30 секунд – это самый низкий показатель в сезоне, но вероятно, в этом году он подрастёт. Средняя скорость тут, как нетрудно догадаться, самая низкая в сезоне – всего около 150 км/ч.
13 зон торможения, благодаря невысоким скоростям износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 21% времени круга. Переключать передачи приходится 48 раз за круг. Перед Гран При 2015 года организаторы немного изменили конфигурацию поворота Tabac, а также каждый год меняют часть асфальтового покрытия.
Из-за того, что тут практически нет прямых и негде разогнаться, преимущество в Монако получают хорошо управляемые машины, а мощность мотора отходит на второй план. А так как подавляющая часть поворотов медленные, снижается и значимость аэродинамики – на первый план выходит механическое сцепление с трассой и эффективность разгона. Так как машины этого года шире, чем прежде, скорости в поворотах существенно возрастут. Правда, и вероятность ошибки на новых машинах выше.
О резине...
В Монако мы вновь увидим шины UltraSoft. До этого они использовались в Австралии и России, но на эти трассы Pirelli привозила этот состав впервые, тогда как в Монако UltraSoft мы видели и в прошлом году. Выбор достаточно очевиден – из-за низких скоростей шины здесь изнашиваются не слишком интенсивно. Поверхность асфальта гладкая и нет быстрых поворотов, где резина испытывала бы высокие нагрузки.
Уровень сцепления с трассой в Монако очень важен, так что в квалификации всем пилотам придётся с самого начала использовать новый состав, чтобы показать достаточно хороший результат. Если гонка пройдёт на сухом асфальте, то, вероятнее всего, мы увидим только один пит-стоп – не только из-за низкого износа шин, но и из-за высокого риска попасть в трафик в случае ранней остановки.
В Монако очень важна стратегия, ведь вероятность появления автомобиля безопасности чрезвычайно велика – более 80%, и в этом случае нужно оперативно реагировать на ситуацию. Проведение пит-стопа занимает 25 секунд, что довольно много, а в случае попадания в трафик отыграться порой невозможно.
Год назад в Монако...
Прошлогоднюю гонку в Монако выиграл Льюис Хэмилтон. Это был первый подобный успех для него в сезоне, но если на предыдущих этапах его поражения выглядели нелогичными, ведь Льюис, как правило, был самым быстрым, то в Монако нелогичной казалась его победа.
В квалификации Льюис выглядел неважно, уступив Нико Росбергу, но ещё быстрее оказался Даниэль Риккардо, сумевший превзойти обоих пилотов Mercedes и завоевать поул. Ещё удивительнее было то, что во второй части квалификации Риккардо показал лучшее время на шинах SuperSoft, а не UltraSoft, и именно на этом составе ему предстояло стартовать. Всё это почти лишало Mercedes шансов на победу – на более жёстком составе Риккардо имел возможность проехать гораздо большую дистанцию, чем соперники, после чего должен был вернуться на трассу лидером.
Уже утром в воскресенье про интересную стратегию Риккардо все забыли – в Монако шёл дождь, стартовать все должны были на дождевой резине. Это всё равно давало Даниэлю хорошие шансы на победу, ведь в дождь в Монако ехать первым гораздо легче, чем позади других машин, когда видимость сильно падает.
Тем временем у второй машины Red Bull Racing дела шли неважно. В квалификации Макс Ферстаппен попал в аварию и должен был стартовать с пит-лейн. Но и такое начало гонки оказалось под вопросом, когда утром, во время тренировки пит-стопов, переднее колесо заклинило на ступице. За час до старта механики демонтировали ступицу целиком и успели подготовить машину к гонке буквально в последние минуты.
Старт прошёл за автомобилем безопасности, что было на руку Риккардо. Вскоре дождь стих, и на восьмом круге сэйфти-кар покинул трассу. К этому моменту Квят уже проигрывал лидерам круг – силовая установка на его Toro Rosso переключилась в режим лимитированной скорости, и Даниилу пришлось дважды побывать на пит-лейн, прежде чем проблему удалось решить.
Почти сразу после рестарта разбил машину Палмер, не удержав её на стартовой прямой. Вновь появился автомобиль безопасности – на этот раз виртуальный. Пытаясь как-то отыграться, Баттон, Наср и Квят перешли на промежуточные шины, хотя воды на трассе было ещё довольно много.
Спустя ещё два круга гонка рестартовала, вскоре сломал антикрыло и сошёл Кими Райкконен. Лидеры сохраняли позиции, но Риккардо быстро отрывался от пары Mercedes – на машине Росберга возникли проблемы с тормозами, так что он проигрывал по две-три секунды на круге, сдерживая ещё и Хэмилтона. Наконец, на 15-м круге Льюису позволили опередить напарника, но к этому моменту он уступал Риккардо более 12-ти секунд!
Казалось, у Хэмилтона практически нет шансов опередить Риккардо, но Red Bull Racing вновь подвела стратегия. На 23-м круге Даниэль отправился в боксы, где ему поставили промежуточную резину – хотя трасса быстро сохла, и было ясно, что вскоре можно будет переходить на слики. Даниэль быстро догнал Хэмилтона, но не мог его опередить.
На 32-м круге Льюис отправился в боксы, получив шины UltraSoft. Проехав быстрый круг, Риккардо также свернул на пит-лейн за сликами, что давало ему шанс вернуться лидером, но механики Red Bull Racing оказались к этому не готовы, так что Даниэль потерял ценное время. После выезда с пит-лейн он оказался прямо за Льюисом, а это значило, что гонка проиграна.
В оставшиеся 30 кругов произошло ещё немало разных событий – в частности, авария Макса Ферстаппена, столкновение пилотов Sauber, но на расстановку сил впереди пелотона они не повлияли. Хэмилтон уверенно добрался до финиша на первой позиции, Риккардо, несмотря на все старания, так и не смог его опередить. На подиуме Даниэль был мрачен, а общаясь с прессой не скрывал разочарования – из-за действий команды он упустил вторую победу подряд.