Гонка #720 30 мая 2004 года. Гран При Европы. Нюрбургринг |
|
Поул | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:22,327 (215,711 км/ч) |
Лучший круг | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:22,491 (215,282 км/ч) |
Победитель | Михаэль Шумахер (Ferrari F2004) – 1:28:12,058 (207,895 км/ч) |
Сезон 2004 года стал примером безоговорочного лидерства одного пилота, Михаэля Шумахера - даже более разгромного, чем в 2002-м (отчасти потому, что на этот раз немец не чувствовал себя ничем обязанным своему напарнику, Рубенсу Баррикелло, и не дарил тому побед).
Удивительно, но фактически в Ferrari не сделали для получения этого преимущества ничего особенного. Разве что отказались от своей практики последних лет начинать сезон на старой машине. С другой стороны, на этот раз такой возможности у них и не было из-за изменений технического регламента. Изменилась аэродинамика, FIA вновь ограничила электронику и ввела правило «одного двигателя на уик-энд».
Новая Ferrari F2004 была, конечно, хорошей и исключительно надёжной машиной, но ничего выдающегося конструкторы Скудерии не создали. Новая модель стала развитием прошлогодней, F2003 GA, которая, как мы помним, существенного преимущества над конкурентами не имела. Разве что шинники Bridgestone смогли догнать конкурентов из Michelin, выровняв ситуацию.
Откуда же взялось столь подавляющее преимущество? Всё просто - конкуренты Ferrari всё сделали сами. Если взглянуть на результаты Гран При в 2003 и 2004 годах, то отрывы пилотов Скудерии от гонщиков BAR и Renault примерно одинаковые - 0,5-1 секунда в квалификации. И разница заключалась только в том, что в 2003-м между ними (а нередко и впереди Ferrari) были пилоты Williams и McLaren, а на этот раз они оказывались далеко позади.
В Williams пустились в эксперименты с аэродинамикой, что привело к появлению знаменитых, но не слишком быстрых машин с так называемыми «клыками», или «бивнями моржа». Столь радикальный дизайн был предложен главой отдела аэродинамики команды Антонией Терци, прежде, до конца 2001 года, работавшей в Ferrari. Машины выглядели очень оригинально, но результаты на трассе разочаровывали. В конце сезона Терци была уволена из команды и покинула Формулу 1.
Что касается McLaren, то их проблемы начались ещё годом раньше, с моделью MP4-18, которую в команде упорно пытались довести до ума весь сезон, но на старт она так и не вышла. Новая MP4-19 была, как утверждали в McLaren, «отлаженной версией» MP4-18. Но до конца отладить её так и не удалось. Машина оказалась медленной и чрезвычайно ненадёжной. В шести первых гонках сезона Култхард заработал четыре очка, а Райкконен – одно.
Лишившись даже намёка на конкуренцию, Шумахер выигрывал один Гран При за другим. После первых этапов в паддоке поговаривали, что такими темпами Михаэль выиграет все гонки сезона. Возможность такая была, но на практике подобное малореально. Всегда найдётся Гран При, на котором что-то пойдёт не так.
В этом случае камнем преткновения для Михаэля в очередной раз стал Гран При Монако. Гонку немец не закончил при совершенно нелепых обстоятельствах – в режиме автомобиля безопасности, лидируя, в тоннеле Михаэль столкнулся с отстававшим на круг Монтойей, после чего врезался в стену. Гонку выиграл пилот Renault Ярно Трулли – эта победа так и осталась в карьере итальянца единственной.
Следующим этапом чемпионата был Гран При Европы, проходивший на немецкой трассе Нюрбургринг. В лесах Айфеля всё вернулось на круги своя. За одним небольшим исключением – в пятницу, на тренировках, пилот BAR-Honda Такума Сато оказался очень быстр. Настолько, что в Ferrari решили подстраховаться и в квалификации залить в баки Шумахеру минимум топлива.
Смысл задумки был в том, чтобы гарантировать себе победу в квалификации, выиграть старт и на свободной трассе создать как можно больший отрыв от преследователей до первого пит-стопа. Этот отрыв должен был позволить Михаэлю победить. Конечно, был риск застрять после раннего пит-стопа позади более медленных машин. Но, по крайней мере, такая схема давала Шумахеру все карты в руки, и остальное зависело от него самого, а не от действий соперников.
В общем-то, план реализовать удалось. Уже в квалификации стало ясно, что в Скудерии даже перестраховались. Сато действительно оказался самым быстрым из его преследователей, но Михаэль завоевал поул с преимуществом 0,635 секунды, так что в баки его машины вполне можно было залить на несколько литров топлива больше.
Ещё более простой ситуация стала после старта. Шумахер уверенно возглавил пелотон, а вот Сато уже на первом круге вступил в контактное сражение с Трулли, и в результате откатился на четвёртое место, пропустив Райкконена и Алонсо. Для Такумы это был худший сценарий, так как темп Райкконена позволил Шумахеру за восемь кругов создать отрыв в 17 секунд!
Хорошая скорость Райкконена в квалификации, как выяснилось, тоже объяснялась низким уровнем топлива в баках – как и Шумахер, Кими свернул в боксы уже в конце восьмого круга. А в начале девятого мотор Mercedes на McLaren взорвался – и откровенно говоря, это никого не удивило. Спустя ещё 16 кругов отмучался и другой пилот McLaren, тоже из-за двигателя. Восемь сходов в семи гонках и всего три попадания в очки – настоящая катастрофа.
Избавившись от тормозивших его Райкконена и Алонсо, Сато тут же прибавил и поехал на две секунды быстрее. Но за те три круга, что оставались ему до пит-стопа, конечно, ничего сделать было нельзя, так что после остановки он вернулся на трассу далеко позади Михаэля. Борьба за победу на этом закончилась, Шумахер до самого финиша никому не позволил усомниться в собственном преимуществе.
Весь вопрос теперь состоял в том, сможет ли Ferrari вывести на второе место свою вторую машину. Баррикелло использовал стратегию двух пит-стопов, в то время как Сато планировал останавливаться трижды. У Такумы было преимущество в скорости и определённый запас во времени, ведь Рубенс стартовал только седьмым. И даже несмотря на инцидент с Трулли на первом круге, у Сато были все шансы финишировать вторым.
После финального пит-стопа Сато выехал позади Баррикелло, но проигрывал совсем немного и был явно быстрее. Он быстро догнал бразильца и начал его атаковать. Однако японцу не хватило хладнокровия и расчётливости. На 46-м круге он пошёл в очень оптимистичную атаку в первом повороте, которая закончилась столкновением. После этого дороги гонщиков разошлись: Баррикелло отправился за командным дублем, а Сато – в боксы, менять носовой обтекатель.
В конечном счёте пилот BAR до финиша не добрался – всего через пару кругов у него сгорел двигатель. На третье место поднялся Баттон, далее следовали Трулли, Алонсо (итальянец с испанцем поменялись местами после ошибки Фернандо на 14-м круге), Физикелла, Уэббер и Монтойя. До самого финиша больше никаких смен позиций не было.
Восьмое место Монтойи принесло одно очко Williams, тем самым только подчеркнув бедственное положение, в котором находилась великая команда. Другой её пилот, Ральф Шумахер, сошёл уже на первом круге после столкновения с Toyota Кристиано да Матты. Инициатором аварии стал именно Монтойя, боровшийся с другой Toyota Оливье Паниса, но если Ральф и Кристиано сошли, то Хуан-Пабло отделался заменой носового обтекателя.
Всю вторую половину дистанции Михаэль Шумахер никуда не торопился, но на финише всё равно "привёз" своему напарнику почти 18 секунд. Его лучший круг, показанный ещё в начале гонки, перед первым пит-стопом, был намного быстрее, чем у любого из его конкурентов. Это была уже шестая победа Михаэля в семи гонках, и до сих пор оставалось неясным, что соперники собираются с этим делать. По сути, допуская одну ошибку за другой, они сами помогали ему побеждать.