Руководитель команды Williams Йост Капито рассказал о своей работе, перспективах Джорджа Расселла и борьбе между Mercedes и Red Bull Racing.
Вопрос: Как вы оцениваете противостояние Red Bull Racing и Mercedes?
Йост Капито: Мы наблюдаем за ним со стороны. Любопытно, как будут развиваться события, и как стюарды смотрят на происходящее. После каждого очередного прецедента все остальные команды могут делать выводы на будущее. В этом плане особенно примечателен случай с Максом Ферстаппеном в Бразилии, где его оштрафовали за нарушение правил закрытого парка.
Вопрос: Поговорим о вашей команде. Надо полагать, это большая ответственность – добиться, чтобы такая команда, как Williams, вновь могла бороться за высокие позиции?
Йост Капито: Это огромная ответственность и серьёзный вызов. Команда три года занимала последние места в Кубке конструкторов, и это не случайно. Я с большим интересом проанализировал причины этого, а затем разработал план, как действовать, чтобы постепенно отыграться. Мы на верном пути. В этом году команда уже многого добилась, несмотря на отсутствие возможности что-либо менять в машине, что, разумеется, нам мешало. Мы не ожидали, что поднимемся на восьмое место в Кубке конструкторов. Но это свидетельствует о прогрессе, и мы должны продолжить эту тенденцию.
Вопрос: Что вы изменили в Williams с тех пор, как присоединились к команде?
Йост Капито: Приступив к работе, я почувствовал общую депрессию из-за отсутствия результатов. Команда занимала оборонительную позицию, поэтому было очень важно для начала изменить её настрой. Вместо того, чтобы защищаться, мы стали больше атаковать и применять агрессивные подходы при решении различных задач – и к команде вернулась уверенность в своих силах. Заработанные очки – результат этих перемен.
Мы стали рисковать в гонках, где всё зависело от погодных условий – например, использовали более смелую тактику при выборе резины. Это давало результаты, а они в свою очередь влияли на настрой коллектива. Важно, что мы снова поверили в себя. Речь не только о подиуме в Спа или нашей скорости в Венгрии – очень помогло осознание того, что мы можем проходить в финал квалификации. Если в начале года мы радовались 11-й позиции, то теперь такой результат нас огорчает. Так и должно быть, потому что уверенность в себе – основа для следующего шага вперёд в 2022 году.
Вопрос: В какой степени Williams помог тот факт, что из-за ограничения бюджета крупные команды больше не могут свободно тратить деньги?
Йост Капито: Нам это очень помогает. Ограничение бюджета действует уже в этом году. Проще говоря, крупные команды больше не могут тратить столько денег, сколько они привыкли, а небольшие команды могут тратить даже больше. Только за счёт одного этого фактора отрывы стали меньше. Конечно, у крупных команд по-прежнему преимущество, ведь они успели вложить много средств в развитие, в том числе в инфраструктуру. Но это преимущество с каждым годом сокращается.
Вопрос: В какой степени вам поможет переход на новый регламент в следующем году?
Йост Капито: Он даёт нам отличный шанс. Но мы только на первых тестах узнаем, насколько быстрой получилась новая машина. Если не вдаваться в детали, благодаря новому регламенту скорость машин должна несколько снизиться, что в первую очередь затронет быстрые машины. Есть шанс, что отрыв лидеров от команд середины пелотона сократится.
Вопрос: В следующем году Джордж Расселл станет напарником Хэмилтона в Mercedes. Вам будет его не хватать?
Йост Капито: Конечно, грустно, что он уходит. С другой стороны, я рад за него, ведь он переходит в одну из лучших команд. Он многому научился в Williams и заслужил это. Конечно, нам бы хотелось, чтобы он остался, но мы нашли ему хорошую замену – это Александер Элбон. Он жаждет успеха и отлично нам подходит: чтобы сделать следующий шаг вперёд, нам нужен как раз такой человек.
Вопрос: Сможет ли Расселл навязать борьбу Льюису Хэмилтону в Mercedes?
Йост Капито: Да. Я работал со многими гонщиками, но Джордж – просто потрясающий. Одна из его сильных сторон в том, что он может сплотить команду. Он многого добился к 23 годам. Очень важно, что он умеет справляться со сложностями: чем выше прессинг, тем увереннее он выступает.
Вопрос: Значит, ему не потребуется сезон на адаптацию в Mercedes?
Йост Капито: Нет. Джордж психологически сильный и технически подкованный гонщик, так что сможет сразу навязать борьбу Льюису. Он тоже к этому стремится.
Вопрос: В последнее время немецкие руководители команд добились немалых успехов в Формуле 1: Андреас Зайдль старается вернуть McLaren в лидеры, а вы помогаете Williams стать быстрее. Что именно немецкие менеджеры делают лучше своих коллег из других стран?
Йост Капито: У меня очень хорошие отношения с Андреасом Зайдлем. Мы прошли одну школу. (В своё время оба работали в BMW и Sauber) У всех немецких автопроизводителей примерно одинаковые подходы к делу, при этом у руководителей пяти команд Формулы 1 немецкий язык – родной.
Вопрос: Что именно вы имеете в виду?
Йост Капито: Немцы ориентированы на организацию эффективного процесса, они меньше придерживаются принципа проб и ошибок. В Формуле 1 на это нет времени – надо всё сразу делать правильно. Особенно сейчас в условиях ограничения бюджета.
Вопрос: Когда вы возглавляли Volkswagen Motorsport, ваша команда четыре раза выиграла чемпионат мира по ралли. Пригодится ли этот опыт в Формуле 1?
Йост Капито: Опыт, полученный в других видах спорта, можно использовать намного больше, чем многие думают. Формула 1 – замкнутый мир, а взгляд со стороны – это всегда хорошо. Способы сплотить команду и мотивировать её везде одинаковые. Для успеха в любом деле нужно, чтобы все должности занимали правильно подобранные люди. И я думаю, что в этом плане у Wiliams всё хорошо: технический директор команды – Франсуа-Ксавье Демезон, наш советник – Вилли Рампф, а наш новый спортивный директор – Свен Смитс, который перешёл вместе со мной из Volkswagen.
Вопрос: Значит, бренд Volkswagen уже достаточно представлен в Формуле 1?
Йост Капито (смеётся): Я знаю, что ходят слухи о приходе Audi и Porsche в Ф1. Но новый регламент на моторы ещё не одобрен, поэтому пока рано о чём-либо говорить. Сначала надо определиться со спортивными вопросами.
Единственное, что я могу сказать: Формула 1 снова на подъеме. Наряду с будущим регламентом на моторы, согласно которому с 2026 года будут шире использоваться электрические технологии и применяться биотопливо, это вызывает интерес автопроизводителей. Кроме того, уже сейчас действует ограничение бюджета, что позволит контролировать финансовую составляющую.