В февральском номере F1Racing Рон Деннис отвечал на вопросы читателей журнала...
"Господин Деннис, можно сказать, что некоторые итоги этого интервью у нас уже есть - читатели задали вам больше вопросов, чем кому-либо в этой рубрике, включая Флавио Бриаторе. Рон улыбается: "Я провел жизнь в борьбе, в том числе и с Флавио. Впрочем, приятно, что ко мне, и к McLaren у читателей такой интерес..."
Вопрос: Какова реальная причина ухода Монтойи из Формулы 1?
Рон Деннис: Я чувствовал, что он разочарован в Формуле 1, к тому же ему было некомфортно в нашей команде. Основная причина этого разочарования - несчастный случай в начале сезона 2005 года (накануне Гран При Бахрейна Хуан-Пабло повредил плечо - по официальной версии, во время игры в теннис). После этого он уже не смог собраться, и скоро мы приняли совместное решение о досрочном расторжении контракта. Не получалось у него, не получалось у нас, в той ситуации мы поступили верно. Мы пожелали ему успехов в NASCAR, и расстались друзьями.
Вопрос: Как возникла идея использования столь необычных шлемов для механиков, обслуживающих машину?
Рон Деннис: Мы хотели передать определённый образ, и мне понравилась эта идея - механики, обслуживающие машину на пит-стопе должны выглядеть иначе, чем те, кто работает в боксах. Мы решили, что униформа должна напоминать броню, готовую к бою, посмотрели, как выглядит обмундирование различных служб и даже космонавтов, но вовремя остановились, ограничившись яркими красками.
Вопрос: Если бы вы сейчас ушли в отставку из McLaren, могли бы представить себя однажды в лагере Ferrari?
Рон Деннис: (смеется) Интересный вопрос. Нет, я не могу представить себя в другой команде - у меня в крови есть ДНК McLaren, а у этой команды есть моя ДНК.
Вопрос: Кими оказался слишком непредсказуемым для McLaren?
Рон Деннис: Нисколько. Кими многое сделал для нас, мы должны были выиграть вместе два чемпионата, 2003 и 2005 года. Он уходил, оставшись другом, мы и сейчас друзья. Райкконен - хороший соперник, я улыбнулся, когда в 2007-м он выиграл титул - всё же победа досталась одному из бывших наших парней.
Вопрос: Вы могли бы занять пост Макса Мосли в FIA? Я считаю, что вы идеально подходите для такой работы…
Рон Деннис: Спасибо за доверие! Я думаю, что никто из руководства команд Формулы 1, не должен занимать руководящий пост в FIA. Любой, кто посвятил жизнь своей команде, не может быть абсолютно беспристрастным, особенно, если команда была успешной. Говорю совершенно искренне - мне это не подходит.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда гонщики покидают McLaren потому, что не хотят выступать в вашей команде. Я говорю о Монтойе, Алонсо, Райкконене...
Рон Деннис: Перемены неизбежны, но три гонщика, которых вы назвали, покинули команду при разных обстоятельствах. В McLaren есть определенная культура, здесь очень высоки ожидания, а гонщики - это самые высокооплачиваемые сотрудники, не больше, не меньше. Иногда наша культура не соответствует особенностям их характера.
Проблемы Монтойи были вызваны несчастным случаем, в котором он повредил ключицу. Фернандо не ждал, что ситуация с Льюисом сложится именно так, хотя лично к нему у меня нет претензий. Не получилось у него, не получилось у нас, мы должны были принять непростое, но правильное решение.
Кими получил предложение, от которого не смог отказаться - Ferrari озвучила лучшие коммерческие условия, чем мы могли предложить. Тогда я пожелал ему удачи, желаю и сейчас, как и всем нашим бывшим гонщикам.
Вопрос: Что вы сказали Дэвиду Култхарду, когда узнали о завершении его карьеры?
Рон Деннис: Дэвид - хороший друг, я думаю, что он принял верное решение. Култхард провел длинную и успешную карьеру в McLaren, он не выиграл титул, но одержал множество побед в Гран При. Он всегда был джентльменом, с ним приятно работать.
Вопрос: Какой была самая большая ваша ошибка?
Рон Деннис: Я очень давно в гонках, прошло сорок два года с моего первого Гран При - на столь продолжительном отрезке ошибки неизбежны. Если говорить о бизнесе, то я слишком далеко отошел от основного направления McLaren, потратив массу времени и денег на подразделение, занимающееся разработкой и производством аудио и видеотехники. Мы реализовали множество интересных идей, собрали кучу призов на конкурсах, но не смогли решить ключевую задачу - это не приносило денег.
Вопрос: Машина McLaren, на которой выступал Мэнселл, была слишком узкой, или Найджел оказался слишком крупным?
Рон Деннис: (смеется) Думаю, сыграли оба фактора. Если серьёзно, то мы хотели дать Найджелу возможность комфортно чувствовать себя за рулём. Он был чуть шире, чем позволяла машина, и нам пришлось сделать специальный монокок.
Честно говоря, в тот год у нас была не лучшая машина, хотя мы упорно пытались заставить её работать. Найджел покидал McLaren с более дружескими чувствами, чем пришел, а хорошие друзья - это здорово!
Вопрос: Вы можете объяснить странное выступление Райкконена в 2008-м? Дело в недостаточной мотивации, они он действительно не смог перестроиться под требования машины и шин?
Рон Деннис: Несмотря на то, что говорят критики, Кими всегда очень мотивирован. Он - скромный, тихий парень, как все финны, но он - великий гонщик. Кими будет быстр в 2009-м.
Вопрос: Многие называют вашу речь "Ронспик". Каково это, изобрести собственную культуру речи?
Рон Деннис: (смеется) Приверженность однородному лексикону самоочевидно оптимизирует логику высказываний. Меня это устраивает!
Вопрос: Вы пытались пригласить Михаэля Шумахера в 90-х, насколько далеко зашли переговоры?
Рон Деннис: Мы несколько раз встречались - у него был период определенного разочарования, но контракту помешало разное понимание некоторых деталей. Не думаю, что уместно делиться этими деталями с прессой.
Вопрос: Что вы думаете о действующей системе начисления очков? Вам нравится идея с медалями?
Рон Деннис: Система начисления очков должна определить истинного чемпиона мира, и мы не возражаем против любых идей, которые могут улучшить этот процесс. Вместе с тем важно убедиться, что любая новая система не смутит болельщиков, не исказит результатов чемпионата. Мы поддержим то, что поддержит большинство команд.
Вопрос: Фернандо и Хуан-Пабло входят в список получателей ваших рождественских открыток?
Рон Деннис: (смеется) Надо проверить, не вижу причин, по которым их не должно там быть.
Вопрос: Какими качествами должен обладать руководитель команды?
Рон Деннис: Умением сохранять спокойствие в условиях прессинга, способностью сосредоточиться и решать несколько задач одновременно, способностью слушать. Нужно контролировать картину в целом, не упуская мелочей.
Вопрос: Учитывая перемены в регламенте, какую команду вы считаете наиболее серьёзным соперником в 2009-м, кроме Ferrari?
Рон Деннис: Хм... есть несколько хорошо финансируемых команд, каждая из которых способна стать серьёзным соперником. BMW и Renault наверняка окажутся конкурентоспособны, но будет и «темная лошадка». Не знаю, кто, но обязательно будет.
Вопрос: Став президентом FIA, что в Формуле 1 вы изменили бы в первую очередь?
Рон Деннис: (смеется) Признал бы незаконными все машины, которые сделаны не в Уокинге. Если серьёзно, то я сторонник стабильного регламента, это снижает расходы и способствует плотной борьбе.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда бывшие коллеги и гонщики говорят, что с вами непросто работать?
Рон Деннис: Гонщик должен быть невероятно уверен в себе, но у этого есть следствия - он всегда считает, что в любой возникшей проблеме виновна команда.
Вопрос: Если Ferrari решит покинуть чемпионат, какой будет Формула 1?
Рон Деннис: В этом случае нам было бы гораздо легче выигрывать гонки! Ferrari - часть истории Формулы 1, у них огромное наследие, без Ferrari наш спорт был бы совсем другим. Мы бы не хотели лишиться такого соперника.
Вопрос: Чем вы интересуетесь за пределами Формулы 1?
Рон Деннис: Мне нравится современное искусство и архитектура, а в спорте я люблю лыжи, гольф, дайвинг, стрельбу. Наверное, потому, что могу разделить удовольствие со своими детьми. У детей есть сертификаты дайверов, они отлично играют в гольф, и я горжусь этим. Приятно воскресным утром выйти с сыном на стрельбище и отстрелять несколько сотен тарелочек.
Вопрос: Рон, когда вы покинете автоспорт?
Рон Деннис: Я не думал об этом, но хочу, чтобы близкие мне люди понимали - я отдал автоспорту больше, чем получил взамен.