Подводя итоги первой тестовой сессии Ф1, которая прошла в испанском Хересе, глава гоночных программ Pirelli Пол Хембри был настроен оптимистично, но все же отметил, что прохладная февральская погода не позволила командам до конца разобраться с новыми составами, которые миланская компания будет использовать в этом сезоне...
Вопрос: Что вы смогли узнать о характеристиках новых шин за время первой тестовой сессии?
Пол Хембри: Думаю, особенно продуктивной для команд была работа с резиной во второй половине дня, когда воздух прогревался до 20 с лишним градусов. Мы получили объективные свидетельства того, что разница во времени на круге между составами Soft и Medium действительно составляет 0,6 секунды. Учитывая длину трассы в 4,4 км, можно говорить, что это именно тот результат, к которому мы стремились.
Судить о составе Hard пока сложнее, в основном команды пользовались им по утрам, так что данные не очень репрезентативны. Но мы можем говорить, что резина Hard и Medium прогревается до рабочей температуры быстрее, чем в прошлом году, когда на это жаловались многие команды, особенно из средней группы.
Все пилоты говорят, что они довольны балансом – думаю, одной из причин является тот факт, что конструкторы создавали шасси, уже зная характеристики нашей резины. Мы увеличили пятно контакта задних шин, чтобы обеспечить хороший баланс, и в целом отзывы оказались позитивными.
Вопрос: А что можно говорить о темпах износа резины?
Пол Хембри: Говорить об этом пока сложно из-за особенностей тестов, но первые данные говорят, что шины Soft изнашиваются именно так, как нам бы того хотелось, а Medium и Hard – несколько медленнее, чем мы ожидали. Но окончательную картину, полагаю, мы сможем увидеть не на тестах – скажем, сегодня утром там было -7 градусов, – а только в Австралии.
Вопрос: Состав Medium в прохладную погоду позволяет проехать около 25 кругов, почти не демонстрируя износа – скорость падает всего на 0,3-0,4 секунды…
Пол Хембри: Это именно то, что нам и требуется. Шины Soft и SuperSoft должны изнашиваться быстро, а у Medium и Hard ресурс заметно больше. Если уменьшить разницу между их характеристиками, это приведет к многообразию тактических схем. Вспомните, как в конце прошлого сезона, когда время круга на более жестком составе было на 1,5 секунды больше, его использование не приносило преимущества, даже если проводить на один пит-стоп меньше.
Пока все выглядит здорово. Разумеется, многое зависит от характеристик шасси – пока, разумеется, мы не знаем реальных возможностей каждого из них. Если они близки – как мы видели в середине пелотона по ходу прошлого чемпионата, значимость тактического элемента резко повышается.
Вопрос: Разница в 0,6 секунды на круге позволит по ходу всей гонки выиграть время, которого как раз хватит на один пит-стоп…
Пол Хембри: Да – и именно к этому мы стремились, и пока все говорит о том, что удалось достичь поставленной цели. Теперь командам предстоит всерьез думать над тем, а не стоит ли дольше оставаться на более жестком составе, но при этом реже посещать боксы. В 2011-м они почти всегда стремились максимально использовать более мягкие шины, потому что остальные варианты оказывались явно проигрышными. Потери на составах Hard или Medium были столь велики, что даже меньшее количество пит-стопов не позволяло компенсировать их.
Правда, это теория – а на практике всё всегда выходит несколько иначе. Новые шасси лучше используют резину. Причем сейчас чуть дольше выдерживает задняя, тогда как по ходу прошедшего сезона почти всегда именно она сдавала первой. Это хорошо, так как на большинстве трасс у команд могут возникнуть ситуации, с которыми они не сталкивались прежде. Так что мы можем быть довольны.
Вопрос: Есть ли отличия в балансе, если сравнивать нынешние шасси с прошлогодними, оснащенными «выдувным» диффузором?
Пол Хембри: Нет, так как разговоры о потере значительного количества прижимной силы, на самом деле, не совсем верны. Да, определенное снижение есть, но оно не столь радикальное, как мы предполагали с самого начала. Это Формула 1, и здесь работают замечательные инженеры. Уверен, что еще с прошлого лета они всерьез работают над этой проблемой, и не сомневаюсь, что уже скоро мы выйдем на те же показатели прижимной силы, которые были в 2011-м.
Вопрос: Есть ли какой-то прогресс относительно возможности получения нового шасси, которое могло бы использоваться на тестах Pirelli?
Пол Хембри: Пока мы не смогли найти какого-нибудь окончательного решения. Кстати, сам я не поеду на следующие тесты в Барселону, так как мне нужно провести несколько важных встреч – мы все же пытаемся найти подходящий вариант.
Вопрос: Расскажите поподробнее о том, как обстоит положение дел в настоящий момент.
Пол Хембри: Пока что радует лишь то, что эта ситуация постоянно привлекает внимание прессы. Но, как вы понимаете, это далеко не самый простой вопрос. Мы стремимся не просто получить машину, но и иметь возможность обслуживать её. Не менее важно для нас избежать разговоров о том, что какая-то команда получит преимущество. Потому требуется разрешить немало вопросов. Идеальным вариантом было бы получить пару шасси от команды, которая прекращает выступления – но я понимаю, что для Формулы 1 это было бы очень неудачным развитием событий.
Так что мы стараемся совместить собственные запросы и интересы всех остальных. Если бы в компании Red Bull решили, что Формула 1 им больше не интересна, у нас была бы пара классных машин! (улыбается) К сожалению для нас, этого не произойдёт, Кристиан [Хорнер] и его команда явно нацелены продолжать выступления.
Вопрос: Были ли внесены какие-то изменения в шины для сырой погоды?
Пол Хембри: Да, они получили иной профиль, имел место и ряд других доработок, подобных тем, что мы использовали для сликов. Промежуточная резина осталась почти такой же, что в прошлом году. Она отлично показала себя в Сильверстоуне, где условия были максимально жесткими – часть трассы еще оставалась сырой, а другая уже высохла. В такой ситуации шины перегревались, не имея возможности в достаточной степени остыть. И мы остались очень довольны тем, как они показали себя.
Что касается дождевой резины, то в прошлом сезоне мы видели или такие ситуации, как в Сильверстоуне, или настоящий ливень, как в Монреале. Нормальных дождевых условий, можно сказать, и не было. Однако и здесь мы не стали вносить серьезных изменений: шины в достаточной мере позволяют избежать аквапланирования. Впрочем, надеюсь, что в предстоящем сезоне погода будет лучше, и у команд не возникнет необходимости так часто использовать дождевую резину, как в 2011-м. Тогда осадков было слишком много, хотя это и отражается позитивно на зрелищности гонок.
Вопрос: Не слишком ли много фрагментов отработанной резины оказывалось на асфальте к вечеру каждого дня?
Пол Хембри: Я ежедневно обходил трассу в Хересе после завершения заездов. Действительно, кусочков резины там по-прежнему было немало. Но это – одно из следствий той работы, которую мы ведем, чтобы добиться необходимых темпов износа. Возможно, слегка подкорректировав состав смесей, мы сможем добиться, чтобы их стало меньше – или, как минимум, чтобы отработанные фрагменты отлетали не на торможении, а на выходе из поворотов. В прошлом году на входах в повороты асфальт действительно загрязнялся слишком быстро. Если же это будет происходить на выходе из поворотов, проблем станет куда меньше, ведь там никто не пытается обогнать соперника.
Здесь, на тестах, работает всего 12 машин, но зачастую за день пилоты проезжают две гоночные дистанции, потому ситуацию можно считать вполне репрезентативной. Так что нам надо повнимательнее посмотреть за ней.
Вопрос: Чего бы вам больше всего хотелось увидеть на следующих тестах в Барселоне?
Пол Хембри: Конечно же, было бы здорово, если бы командам удалось поработать в нормальных погодных условиях – тогда мы бы смогли еще больше разобраться с характеристиками шин. Но если оставаться реалистом, приходится признать, что температура воздуха в Барселоне едва ли поднимется выше 15 градусов. Подобное уже имело место в прошлом сезоне, когда командам оказалось непросто разобраться с резиной на тестах.
По ходу сезона самой «холодной» гонкой стала немецкая – что удивительно, вовсе не британская, – тогда тоже было +15. Возможно, с этой точки зрения было бы лучше и дальше проводить заезды в Хересе, который расположен южнее, потому и условия здесь лучше. Барселону же накрыл холодный фронт, который ощущается по всей Европе. Надеюсь, что за две недели ситуация, все же, изменится к лучшему. Все же, начинать тесты с утра при нулевой температуре – не самый лучший вариант.
Вопрос: Насколько Херес вообще подходит для работы с шинами?
Пол Хембри: Да, он позволяет нам получить очень много данных о различных составах. Шины здесь почти всегда подвержены стрессовым нагрузкам, так как здесь почти нет длинных прямых участков. Это как раз то, что требуется для нашей работы – особенно, если погода жаркая, и асфальт прогревается до 45-50 градусов. Если говорить о конструкции шин, то с этой точки зрения Херес устраивает нас чуть меньше, поскольку на этой трассе нет затяжных быстрых виражей. Здесь как раз чуть больше подходит Барселона.
Вопрос: Обсуждалось ли возвращение в Ф1 специальных квалификационных шин – в прошлом году, когда команды, порой, предпочитали не выпускать своих пилотов на трассу, об этом было немало разговоров…
Пол Хембри: Должен признать, что к нам никогда не поступало подобных предложений от самих команд – полагаю, они считают, что с квалификациями все в порядке. В то же время, болельщики часто поднимают эту тему, поскольку им не нравится, что по ходу квалификации машины стоят в боксах. Разумеется, мы сами не будем проявлять инициативу, но поддержим любое решение FIA. Лично я считаю, что использовать квалификационные шины было бы очень здорово. Помимо прочего, это увеличит количество разговоров о нашей компании и будет полезно с точки зрения маркетинга. (улыбается)
С другой стороны, мы не раз видели, как в прошлом сезоне команды-середняки предпочитали не выезжать во второй части квалификации, и такая тактика порой до известной степени отражалась на итоговых результатах гонки. Так что в этом тоже кроется интрига. Разумеется, это не относится к лидерам, чьи пилоты в полном составе выходят в финал. Думаю, здесь тоже нужен верный баланс. Так что болельщикам и участникам нужно выбрать – борьба тактик или более яркое зрелище. А мы примем любой вариант.