Проведя свой первый тестовый день за рулем Lotus E20 в испанском Хересе, Роман Грожан пребывал в прекрасном настроении. Француз не только вернулся в Формулу 1 после двухлетней паузы, но и показал в четверг лучшее время среди пилотов, которые работали с новыми машинами...
Вопрос: Сегодня в первой половине дня вы показали отличную скорость, а вчера Кими демонстрировал хороший темп на длинной серии кругов. Все складывается неплохо?
Роман Грожан: Прежде всего, на тестах вы никогда не знаете, чем занимаются соперники. Сегодня у нас в программе были самые разные задачи – после обеда я тоже ездил на тяжелой машине, стараясь как можно дольше сохранять шины, и пытаясь понять, насколько хороша наша машина в таком режиме.
Вопрос: За несколько минут до клетчатого флага вы остановились на трассе. Что произошло?
Роман Грожан: Пока я и сам толком не знаю… (улыбается) Да нет, признаюсь честно – топливо закончилось.
Вопрос: Льюис Хэмилтон сказал, что утром вы промчались мимо него на какой-то невероятной скорости. Это был круг в квалификационном режиме?
Роман Грожан: У нас в баках было топливо, ведь иначе машина, как известно, не поедет, но его действительно заправили не слишком много. Должен признать, в такой конфигурации управлять машиной очень приятно. Да и вообще, пока она производит очень позитивное впечатление.
Вопрос: Если говорить об управляемости, то в чем самая главная разница между машинами 2011 и 2012 года?
Роман Грожан: Новые машины гораздо более предсказуемы в быстрых поворотах. Вы можете доверять им и атаковать на пределе возможного. Даже если допустить небольшую ошибку, вы всего лишь промажете мимо апекса, но вас не развернёт. А это очень важно: если вы хотите ехать быстро, то должны доверять машине.
Вопрос: Выходит, что машинами, построенными по регламенту 2012 года, легче управлять? Многие пилоты говорят об обратном…
Роман Грожан: К сожалению, любыми машинами Формулы 1 сложно управлять. Но сейчас вы чувствуете уверенность – её не болтает на торможении так, что вы не знаете, где окажетесь, а это важно, когда требуется отыграть ту самую последнюю десятую долю секунды. Сейчас мы находимся именно в такой ситуации, надеюсь, так будет и дальше.
Вопрос: Вы удивлены тем, что машина превосходит по скорости Red Bull и стабильно оставляет позади Ferrari?
Роман Грожан: Это лишь тесты. Сейчас никто не возьмется утверждать, чем закончится квалификация в Мельбурне, но мы довольны машиной. Она предсказуема, хорошо управляется, позволяет «играть» с настройками - это именно то, что нам сейчас требуется.
Вопрос: У вас есть ощущение, что в дальнейшем она будет способна на большее?
Роман Грожан: Конечно. Позади всего три дня тестов, а для меня так и вовсе один. На самом деле, у меня не было полноценных тестов в Формуле 1 с июля 2008 года! Прошло немало времени, так что я наверняка смогу прибавить, а команде удастся доработать машину.
Вопрос: Вы не выступали в прошлом сезоне, потому ничего не знаете о «выдувных» диффузорах и той дополнительной прижимной силе, которую они обеспечивают. Можно ли считать это определенным преимуществом?
Роман Грожан: Если бы у меня была возможность где-нибудь получить дополнительную прижимную силу, то я взял бы столько, сколько смог бы унести. (улыбается) К тому же, у меня был опыт езды на машине с «выдувным» диффузором в Сан-Паулу и Абу-Даби в прошлом году. Должен сказать, управлять ей было приятно. Но сегодня эта история уже завершена, и всем нужно двигаться дальше.
Вопрос: Что вы скажете о новых шинах Pirelli?
Роман Грожан: Хорошие шины. У меня есть опыт работы с этой компанией в тот период, когда она только пришла в Формулу 1. Могу предположить, что и в предстоящем сезоне шины вновь позитивно повлияют на зрелищность.
Вопрос: Не было ли проблем со слишком быстрым износом?
Роман Грожан: Гоночная резина всегда изнашивается. Важно лишь следить за ее состоянием и стараться беречь по мере сил. Если проезжать круг за кругом, атакуя на 100% - это не приведет к добру. Думаю, что и в этом вопросе мне удастся ощутимо прибавить.
Вопрос: Вы вернулись в Формулу 1 после двухлетнего отсутствия – точно так же, как и ваш напарник. Можно ли в этом отношении сравнить вас с Кими?
Роман Грожан: Пожалуй, нет. Конечно, при желании сравнивать можно всё, что угодно, но у каждого спортсмена собственная карьера, а в нашем случае совпадают лишь дата расставания с Формулой 1 и момент возвращения в паддок. Кими куда опытнее меня, он чемпион мира, а я пока провел всего семь Гран При.
Пожалуй, мы с ним похожи в том, что каждый стремится показать всё, на что он способен, чтобы обеспечить Lotus F1 как можно более высокие результаты.
Вопрос: У вас похожий стиль пилотирования?
Роман Грожан: Настройки, которые мы использовали, не слишком отличаются.
Вопрос: Как у вас складывается внутрикомандное взаимодействие?
Роман Грожан: Пока мы работаем только с одной машиной, об этом сложно что-то говорить. Ну а на Гран При, как мне кажется, надо действовать сообща, что поможет команде. Обмен информацией пойдет на пользу обоим пилотам – надеюсь, что в нашем случае будет именно так.
Вопрос: Вашими напарниками в Формуле 1 пока были только чемпионы мира, Райкконен и Алонсо – в этом есть какое-то преимущество?
Роман Грожан: Ничего плохого в этом точно нет. (улыбается) Конечно, здорово работать с чемпионом мира, но когда вы садитесь в кокпит и опускаете визор, остальные пилоты становятся для вас совершенно одинаковыми соперниками.
Вопрос: Каково сейчас настроение в команде?
Роман Грожан: Я провел много времени на базе и могу сказать, что происходящее доставляет всем удовольствие. Мне удалось увидеть, как создается машина – с начала до конца. Сейчас в команде царит хорошая атмосфера. Надеюсь, по ходу сезона она станет ещё лучше.