Хейкки Ковалайнен стал одним из героев второго дня тестов в Хересе. Финский пилот Caterham проехал в среду больше всех, 139 кругов, и при этом проиграл лучшему времени менее трёх секунд. По завершении заездов гонщик поделился своими впечатлениями...
Вопрос: Хейкки, чем вы занимались во второй тестовый день?
Хейкки Ковалайнен: Самыми разными вещами, и смогли продвинуться во всех. Вчера у нас были проблемы, фактически не связанные с машиной – перегревался электронный датчик, установленный на днище. Из-за этого мотор почему-то не хотел заводиться. Вечером механики разобрались с этой ситуацией, и сегодня все прошло куда лучше, не было никаких отказов. Мы смогли поработать с настройками, занимались KERS. Признаюсь, я ожидал каких-нибудь сложностей, но все сложилось действительно здорово.
У меня есть не самый приятный опыт – и в McLaren, и по ходу прошлых сезонов в Lotus начало тестов обычно получалось непростым. Но Red Bull Racing поставила нам действительно надежную систему рекуперации. Мне удалось быстро найти с ней общий язык, после чего мы начали испытывать её в различных режимах. День получился очень удачным.
Вопрос: Проблемы в первый день серьезно помешали Caterham?
Хейкки Ковалайнен: Конечно, было не очень приятно сидеть и смотреть, как соперники наматывают круги. Но должен повториться – это была странная и совершенно неожиданная проблема. При этом машина уже тогда выглядела неплохо, и мы надеялись наверстать упущенное во второй день. Так в итоге и получилось.
По моим ощущениям, в этот раз команда куда лучше подготовилась к началу тестов, чем прежде. В прошлом году мы приехали [на первую сессию] в Валенсию, не имея в своем распоряжении некоторых деталей подвески! Потом были проблемы с рулевым усилителем. Сейчас же машина полностью готова, и мы уже во вторник могли проехать столько же кругов, сколько и в среду. Надеюсь, в дальнейшем нам удастся выявить и другие проблемы, чтобы устранить их и добиться необходимой надежности. Это – главная задача до Мельбурна.
Вопрос: Насколько важна для Caterham возможность использовать KERS, которой команда была лишена прежде?
Хейкки Ковалайнен: Очень важна. И дело не только в трёх-четырёх десятых секунды на круге. Куда важнее, что мы теперь не будем безоружны в борьбе с соперниками по ходу гонок. Старты, обгоны, оборона своих позиций – все это станет чуть проще. Очень здорово, что теперь у нас будет такой инструмент. Кроме того, он не ухудшает стабильность машины на торможении, как порой случается. Конечно, KERS еще надо всесторонне испытать на разных трассах, но здесь пока все выглядит здорово.
Вопрос: Вы ездили на разных составах шин и с разным количеством топлива. Как выглядит машина в целом?
Хейкки Ковалайнен: Мне показалось, что её очень легко настраивать, задняя часть новинки ведет себя куда стабильнее, чем у прошлогодней машины. Я даже не ожидал этого, ведь мы лишились «выдувного» диффузора. Единственное, что пока не очень нравится – новая машина не очень охотно заезжает в повороты. Но это может быть вызвано тем, что пока мы используем прошлогоднее переднее крыло, новое появится позже. Оно позволит увеличить прижимную силу в передней части машины и добавит нам скорости. Задняя же часть и сейчас работает вполне неплохо.
Если же говорить о скорости, то здесь сложно делать какие-то выводы. Сегодня мы не ездили в квалификационной версии с малым количеством топлива в баках, поскольку совершали длинные серии кругов. Разумеется, нам неизвестно – занимались ли остальные тем же самым или все же сливали топливо. Но если просто оценивать итоговый протокол – похоже, мы смогли подобраться к лидерам ближе, чем прежде. Будем надеяться, что это действительно так.
Вопрос: Руководитель STR Франц Тост сказал, что Caterham в 2012 году будет соперником его команды. Вы согласны с этим?
Хейкки Ковалайнен: Не знаю. (улыбается) Пока что наша цель – не Toro Rosso, тем более, что в конце прошлого сезона эта команда выступала действительно здорово. Сейчас надо догнать тех, кто завершил прошлогодний чемпионат непосредственно перед нами, то есть Williams. Лишь затем можно строить планы дальше – о борьбе с Sauber и Toro Rosso. Надо понять, какого прогресса удалось добиться нашим соперникам за зиму, но сделать это можно будет, в лучшем случае, в Мельбурне.
Самое главное для нас – включиться в борьбу в этой группе, кто бы в нее не входил. Не отставать от них в квалификации на семь десятых, а всегда держаться рядом и периодически обгонять.
Вопрос: Чего вы ожидали от новой машины, и в каких областях, по-вашему, её особенно важно дорабатывать?
Хейкки Ковалайнен: Разумеется, в сравнении с прошлым годом нам нужно было улучшить сцепление с трассой и повысить стабильность задней части машины. Полагаю, мы смогли добиться этого, машина выглядит куда лучше в быстрых поворотах, куда больше позволяет. В 2011-м одной из сильных сторон нашего шасси было его поведение на торможениях – и в этом отношении все по-прежнему здорово, мы ничего не потеряли от появления KERS. На длинных сериях кругов шины изнашивались не слишком быстро, мне удавалось стабильно проходить круги, что не всегда получалось у наших соперников. Осталось понять, как обстоит дело со скоростью.
Но пока мне очень нравится, как развиваются события, как работает команда и что происходит на базе. Атмосфера позитивная. Гоночная бригада уже в прошлом сезоне действовала здорово, но теперь инженерам и механикам удалось сделать еще один шаг вперед. Мы настигаем соперников.
Вопрос: Ваша команда перешла на использование моторов Renault с прошлого года. Сейчас таким же путем пошли в Williams. Поделитесь опытом – стоит ли им ожидать проблем?
Хейкки Ковалайнен: Думаю, проблем не будет. Исходя из опыта совместной работы с Renault, могу сказать, что они умеют очень быстро находить общий язык с командой и добиваться, чтобы их двигатели работали максимально эффективно. Сотрудничество с ними дает определенные преимущества. Дело не в мощности моторов – у Cosworth с этим тоже все в порядке, – но техническая поддержка и помощь команде тоже играют важную роль. Думаю, и Williams эти составляющие тоже будут очень полезны. У Renault отличные инженеры, работающие на трассе.
Вопрос: Машина Caterham, которую мы увидим в Мельбурне, будет сильно отличаться от нынешней?
Хейкки Ковалайнен: Да. У нас сейчас в разработке немало новых деталей, причем это не только кузовные панели и аэродинамические элементы. Машина будет выглядеть несколько иначе, и мы очень рассчитываем на прирост сцепления и прижимной силы.
Думаю, это вполне обычная ситуация, и остальные действуют так же. Все придерживают главные новинки до последней тестовой сессии, чтобы побольше поработать с ними в аэродинамической трубе и исследовательских лабораториях. Посмотрим, что принесёт первая гонка.
Вопрос: Насколько быстро на Caterham CT01 изнашиваются шины?
Хейкки Ковалайнен: Пока мы не можем говорить о том, что в достаточной степени разобрались в особенностях поведения шасси и в том, как оно взаимодействует с шинами. В прошлом году нам казалось, что резина изнашивается не слишком быстро. Всем известно, какие преимущества это дает, достаточно вспомнить выступления Sauber. Было бы здорово сохранить эту особенность, но пока говорить об этом рановато. В Хересе велика нагрузка на заднюю резину – потому очень может быть, что в Мельбурне картина будет иной.
Вопрос: Вы считаете, что новая машина и KERS позволят Caterham бороться за очки?
Хейкки Ковалайнен: Наши шансы повышаются. В прошлом году у нас не было возможности бороться за очки, но порой нам удавалось навязать поединок гонщикам Renault или Williams. Но даже если я оказывался за ними вплотную, то все равно не мог атаковать, потому что не имел KERS. Теперь все должно быть иначе – мы сможем обгонять. В споре за очки или нет – говорить пока рано. Главное – включиться в борьбу в группе «середняков». И мы точно будем там, а не в шаге позади.