В конце августа главный операционный директор концерна Renault и руководитель его спортивной программы, отвечавший за участие компании в Формуле 1, Карлос Таварес покинул свой пост, чтобы заняться собственными проектами. Корреспонденты итальянского журнала Quattroruote встретились с руководителем Renault Sport F1 Жан-Мишелем Жалинье, чтобы обсудить эти перемены и планы концерна в Формуле 1.
Вопрос: Недавно Renault покинул Карлос Таварес, топ-менеджер, твердо убежденный в важности автоспорта для группы компаний. Как его уход повлияет на работу Renault в Формуле 1?
Жан-Мишель Жалинье: Ничего не изменилось. У нас долгосрочные контракты, я отчитываюсь в работе непосредственно перед Карлосом Гоном. Уход Тавареса не повлиет на наше участие в чемпионате, в том числе потому, что новый регламент на двигатели полностью соответствует нашим интересам.
Сегодняшние V8 устарели и слишком далеки от моторов, которые стоят на современных машинах. На вопрос, почему вы больше не интересуетесь Формулой 1, многие, в основном молодежь, отвечают, что чемпионат больше не идет в ногу со временем и не соответствует требованиям по защите окружающей среды. Переход на новые двигатели позволит сократить потребление топлива на 40% при относительном равенстве эксплуатационных характеристик, а также способствует развитию гибридных технологий, которые мы сможем использовать и в создании обычных машин.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что стоимость нового мотора слишком велика?
Жан-Мишель Жалинье: В 2009 году, когда начался мировой экономический кризис, мы тщательно обдумывали планы компании. Мы не хотели уходить из Формулы 1 и надеялись остаться в качестве поставщиков двигателей. Это считалось лучшей стратегией из-за финансовых затруднений в Европе. Участие в Формуле 1 помогает нам продавать дорожные машины.
Вопрос: Вы поддерживаете увеличение числа выездных гонок, ведь они позволяют создать положительный имидж компании на новых рынках?
Жан-Мишель Жалинье: Формула 1 транслируется по всему миру и уступает по популярности только Олимпийским играм и Кубку мира по футболу, но два этих события происходят раз в четыре года, а Гран При проводятся каждые две недели.
Любой этап Формулы 1 – это отличная реклама для наших центров продаж, хотя в зависимости от страны ее реализация меняется. Например, в Италии мы можем пригласить на гонку лучшего дилера или лучшего продавца, либо организовать конкурс среди клиентов. Гран При Индии – это возможность встретиться с министрами и наладить отношения между странами. Нам выгодна каждая гонка: в целом, каждый потраченный на Формулу 1 евро приносит от полутора до пяти евро дохода, в зависимости от страны, где проходит гонка. Конечно, мы не можем вернуть наличные – мы получаем косвенную выгоду, поэтому надо внимательно просчитывать инвестиции.
Вопрос: Титульным спонсором Red Bull Racing стала Infiniti, но двигатель 2014 года сохранит эмблему Renault? Сколько у вас клиентов среди команд?
Жан-Мишель Жалинье: Несмотря на слухи, наш двигатель сохранит имя Renault и не будет переименован в Infiniti. На данный момент контракты подписаны только с Red Bull Racing и Toro Rosso, но мы продолжаем переговоры с остальными командами, поскольку в идеале наша компания должна поставлять моторы четырем клиентам.
Вопрос: Renault участвует в новой серии для машин с электромоторами – Формуле Е, которая стартует осенью 2014 года. Расскажите об участии в этом проекте. Как вы думаете, окажется ли этот чемпионат успешным?
Жан-Мишель Жалинье: Думаю, да, поскольку сегодня многие хотят, чтобы гоночные машины больше соответствовали требованиям экологии. Renault вкладывает много денег в продвижение электромоторов. Автоспорт должен стать экологичным. Кроме того, зрителям станет проще приезжать на гонки, поскольку этапы будут проводиться в центре городов. Renault занимается оптимизацией систем, которые мы получаем от различных поставщиков.
Вопрос: Что оказалось самым трудным в проектировке и создании новых двигателей для Формулы 1?
Жан-Мишель Жалинье: Сложнее всего оказалось собрать всё воедино, поскольку многое было в новинку. У нас нет предыдущего опыта в этой сфере, поэтому важно было оптимизировать работу всех составляющих.
Вопрос: Вы довольны новым регламентом?
Жан-Мишель Жалинье: О нем много говорили, по мнению некоторых людей – слишком много, встречи часто затягивались, но нельзя обойтись без консультаций.
Проще всего ничего не менять и продолжать работу с двигателями V8, но они слишком специфические. Они разработаны на высшем уровне, но дорого стоят и неприменимы за пределами Формулы 1. Каждый год мы были вынуждены тратить время и деньги на то, чтобы немного улучшить мотор, не получая при этом никакого преимущества вне Формулы 1. Таким образом, перемены оправданы.
Вопрос: Сколько специалистов Renault работают с командами по ходу Гран При?
Жан-Мишель Жалинье: С каждой машиной работает инженер, эксперт по электронике и механик. Они сотрудничают с инженерами команд, поскольку у них схожие задачи. В 2014 году, особенно в первых Гран При, с каждой машиной будет работать по два инженера Renault, поскольку нам предстоит многому научиться.