Получив степень доктора на механико-инженерном факультете в 1990-м, Лука Марморини подписал контракт с Ferrari и несколько лет провел в отделе инженерных расчетов, пока не возглавил отдел разработки мотора V12. В то время команда параллельно работала с тремя проектами двигателей - V8, V10 и V12, после того, как проект V12 был заморожен, Марморини присоединился к группе разработчиков V10 под руководством Паоло Мартинелли.
В середине сезона 1999 года Марморини пригласили в Toyota, где история повторилась - итальянец возглавил отдел, разрабатывавший 12-цилиндровые моторы, когда команда решила сосредоточиться на V10. В конце 2002-го шеф мотористов Норберг Крайер подписал новый контракт, возглавив инженерный отдел на тестах и гонках, а Марморини занял его место. Сейчас Лука - технический директор по работе с двигателями и сопутствующими системами Toyota, именно он занимается вопросами разработки KERS - системы рекуперации кинетической энергии, использование которой допускает технический регламент на сезон 2009 года.
При разработке KERS инженеры сталкиваются с неизбежными проблемами - мы уже писали о пожаре на базе Red Bull, об ударе током, который получил на тестах механик BMW Sauber, но это лишь те случаи, о которых стало известно прессе. Журналисты пресс-службы Toyota взяли интервью у Марморини, чтобы узнать о том, как продвигаются дела с разработкой новой системы...
Вопрос: На какой стадии находится разработка KERS?
Лука Марморини: Идет серьезная работа над развитием и совершенствованием системы, мы рассмотрели несколько вариантов и теперь должны минимизировать проблемы перед установкой KERS на машину. Пока работа сосредоточена в заводских цехах, 95% разработки системы может быть выполнено на стенде, к тому же из-за перемен в регламенте новая TF109 будет серьезно отличаться от сегодняшней TF108, и мы не получим реального преимущества от тестирования KERS на трассе.
Вопрос: Когда вы планируете впервые установить KERS на машину?
Лука Марморини: Конкретной даты нет, всё зависит от хода работ - мы поставим систему на машину, когда убедимся в том, что она удовлетворяет самым строгим требованиям к безопасности.
Вопрос: На какой эффект вы рассчитываете?
Лука Марморини: Новый регламент FIA позволяет избежать большой разницы между командами, имеющими системы KERS разной эффективности. Прибавка мощности мотора со стороны KERS ограничена отрезком в 6.5 секунд на круге, если не рассматривать проблемы, связанные с переменами в развесовке машины, то можно говорить о преимуществе в 0.1-0.3 секунды на круге.
Сильная сторона KERS - увеличение шансов при обгоне. На круге трудно говорить о каких-либо преимуществах по сравнению с машинами, не оборудованными системой рекуперации энергии, но если ваша машина обеспечивает лучшую динамику разгона, тогда вероятность успешного обгона повышается.
Вопрос: Машина с KERS будет тяжелее машины без системы рекуперации?
Лука Марморини: Нет, по расчетам наша машина с KERS будет по-прежнему находиться на границе разрешенного регламентом минимального веса. Сейчас машина гораздо легче допустимого минимума в 605 кг, поэтому команда использует балласт. Вес системы оценивается в 25-30 кг, мы будем загружать меньше балласта, но это лишает свободы при оптимизации развесовки. Информации о поведении TF109 на трассе пока нет, мы продолжаем разработку KERS, а потом будем решать остальные задачи.
Вопрос: Есть ли возможность выбора? Вы можете отказаться от использования KERS в 2009-м?
Лука Марморини: Регламент на сезон 2009 года трактует систему рекуперации, как дополнительную, не обязательную для использования, поэтому команды рассматривают и этот вариант. Однако, у KERS большой потенциал, и мы хотим использовать его в своих интересах.
Вопрос: Разработка KERS увеличивает затраты?
Лука Марморини: Да, любая новая технология требует существенных ресурсов для поиска безопасного и эффективного решения, это неизбежно. С KERS затраты особенно велики, ведь это совершенно новая, революционная для Формулы 1 технология, при разработке которой нужно было оценить несколько потенциальных вариантов решения задачи.
Вопрос: Система рекуперации будет безопасна?
Лука Марморини: Практика использования гибридных систем в дорожных машинах Toyota доказала их надежность и безопасность, технологических проблем быть не должно. Мы находимся лишь на начальном этапе разработки KERS в Формуле 1 и не будем использовать систему в машине до тех пор, пока не убедимся, что она соответствует самым высоким требованиям к безопасности - это главный приоритет Toyota.
Вопрос: Учитывая опыт компании в работе с гибридными дорожными машинами, ваша команда получит преимущество при разработке KERS?
Лука Марморини: У нас есть наработки, которые могут обеспечить определенное преимущество, но система KERS несопоставима с теми, что используются в дорожных машинах. Формула 1 - это уникальный вызов, здесь важно сокращение веса узлов и компонентов, а в дорожных машинах основной приоритет - уменьшение потребления топлива. Идеальная система для дорожной машины сложнее, чем KERS - там нет ограничения на периодичность и время использования, большая свобода при накоплении энергии.
Вопрос: Разработка KERS поможет в работе с другими гибридными проектами Toyota, при разработке дорожных машин, или в гонках?
Лука Марморини: Toyota - мировой лидер гибридных технологий и рынка продаж таких машин - уже продано более миллиона гибридных автомобилей. Развитие KERS безусловно улучшит наше понимание, но на данном этапе мы не ждем серьезного прорыва в работе с дорожными машинами. Что касается гонок, то Toyota уже выиграла 24-часовую гонку Tokachi с гибридной машиной, которая использовала более передовые технологии, чем система KERS в Формуле 1.