В интервью с журналистами немецкого Welt Online бывший президент FIA говорил об итогах прошедшего сезона, триумфе Феттеля и возможном кризисе…
Вопрос: Как вы оцениваете чемпионский титул Себастьяна Феттеля?
Макс Мосли: Феттель заслужил эту победу, он – отличный чемпион. Себастьян позитивен на публике и весьма открыт, Феттель – находка для Формулы 1.
Вопрос: Вместе с частной Red Bull Racing он смог одолеть опытных соперников из Ferrari, McLaren и Renault. Можно ли считать этот успех тенденцией современной Формулы 1?
Макс Мосли: Не думаю. Red Bull Racing больше напоминает заводскую, чем частную команду. Действительно частным командам, вроде Williams и Sauber приходится искать внешние источники финансирования, а в заводских, вроде Mercedes или Ferrari, его обеспечивает родительская компания – в Red Bull похожая ситуация. Команда полностью финансируется из бюджета компании, даже в больших объёмах, чем у некоторых автопроизводителей.
Вопрос: Значит, в поражении Ferrari нет ничего удивительного?
Макс Мосли: Во второй половине сезона Ferrari отлично справилась со своей работой, многие уже исключили их из борьбы, но они смогли вернуться. Но, в итоге, я всё же рад, что победа досталась другой команде.
Вопрос: Почему?
Макс Мосли: Во всём мире обсуждался вопрос использования Ferrari командной тактики, и я не уверен в том, что их победа пошла бы на пользу Формуле 1. В финальной гонке команда ошиблась со стратегией, титул достался соперникам, а у Формулы 1 стало одной проблемой меньше.
Вопрос: Но, проблемы остаются – после возможного ухода Renault в чемпионате останется только два автопроизводителя – Mercedes и Ferrari…
Макс Мосли: Бюджеты крупных команд по-прежнему очень высоки в рамках текущей экономической ситуации. Ещё в январе 2008-го я говорил, что при подобных расходах проблемы возникнут не только у небольших команд, но и у автопроизводителей. К сожалению, мой прогноз сбылся – Honda, BMW, Toyota и Renault покинули чемпионат из-за больших затрат.
Вопрос: Но, команды с небольшим бюджетом неконкурентоспособны…
Макс Мосли: Я смотрю на это иначе. Сейчас Формула 1 переживает переходный период, в конце которого бюджеты станут приемлемыми, а уровень конкурентоспособности возрастёт.
Таковы факты. Вопреки очень скромным бюджетам Lotus и Virgin неплохо провели дебютный сезон, при этом в Virgin Racing использовали революционный подход, отказавшись от аэродинамической трубы. Возможно, кому-то это кажется странным, но в Virgin Racing движутся в верном направлении.
В то время, когда сотрудникам McLaren приходится звонить на электростанцию, чтобы включить свою аэродинамическую трубу – она потребляет электричество, как небольшой город, в Virgin используют компьютерную модель машины, проигрывая при этом всего две-три секунды на круге.
Влияет ли фактическое время прохождения круга на интерес зрителей? Никто не может утверждать, что эти абстрактные значения оправдывают многомиллионные издержки на строительство и эксплуатацию аэродинамических труб. На примере Virgin мы видим соответствие духу времени. Сейчас преимущество сильнейших команд определяется финансовыми возможностями, а не умелым техническим подходом, и эту тенденцию нужно изменить, чтобы получить уверенность в завтрашнем дне.
Вопрос: В Sauber, Williams, Lotus и Force India уже в этом году столкнулись с нехваткой финансирования…
Макс Мосли: В ближайшее время Формуле 1 угрожает кризис. Только что завершился потрясающий сезон, но будущее чемпионата весьма туманно. На участие в сезоне 2011 года командам нужно около ста миллионов долларов. При этом 30-40 миллионов выплачивает Экклстоун, ещё 20-25 миллионов приносят спонсоры, вопрос в том, где взять остальные. Даже в McLaren сейчас столкнулись с такими проблемами, так что вполне возможен уход ещё двух-трёх команд.
Вопрос: Что вы предлагаете?
Макс Мосли: Нужно в кратчайшие сроки ограничить бюджеты команд в сезонах 2012 и 2013 года. В следующем году уже ничего не изменить, но думать о 2012-м необходимо, чтобы обеспечить стабильное финансовое и техническое будущее.
Вопрос: Вы общаетесь с действующим президентом FIA Жаном Тодтом?
Макс Мосли: Время от времени. Жан знает о существовании проблемы и обязательно найдёт решение. Не знают, совпадёт ли оно с моим мнением, но сейчас Тодт несёт ответственность.
Вопрос: В сезоне 2011 года рекордное число Гран При – нас ждут двадцать этапов…
Макс Мосли: Лично мне кажется, что их слишком много. Думаю, болельщикам захочется провести некоторые воскресные дни без Формулы 1, здесь главное – не надоесть. Если однажды гонки станут привычным зрелищем, это сразу скажется на телевизионных рейтингах.
Вопрос: Как вы считаете, предстоящий сезон будет столь же интересным?
Макс Мосли: Поскольку правила почти не изменились, нас ждёт интересный сезон, но фавориты останутся прежними. Серьёзные перемены возможны только при радикальной смене регламента.