В Sauber полным ходом идет работа над новой машиной, и технический директор швейцарской команды, Джеймс Ки, в интервью Motorsport-Total прокомментировал изменения в техническом регламенте, которые вступают в силу в следующем году…
Вопрос: В 2011-м году вступает в силу новый регламент, в частности, на заднем крыле появится подвижный элемент. Как все это будет работать, и какие отличия мы увидим? Такое впечатление, что инженеры команд до сих пор не вполне точно это представляют…
Джеймс Ки: Технический регламент был окончательно утвержден на совещании, которое состоялось в дни бразильского гоночного уик-энда. Теперь неясностей не осталось. Подвижный элемент заднего крыла в ходе гонки снижает уровень аэродинамического сопротивления на определенную величину. Он может быть в одном из двух фиксированных положений, и регулировать их нельзя. При нажатии кнопки элемент сам принимает нужное положение.
Однако пока еще остается неопределенность, если говорить о спортивном регламенте. Эта система может превратиться в весьма мощный инструмент, так что необходимо выработать четкие спортивные правила его применения, поскольку она действительно может упростить обгоны. Если зайти слишком далеко, и слишком облегчить этот маневр, это будет плохо для спорта.
Мы знаем, насколько сейчас затруднены обгоны, и догоняющему надо дать чуть больше шансов. Но все должно быть четко оговорено, и пока мы не пришли к единому мнению. В любом случае, думаю, что от гонки к гонке мы будет все лучше понимать, как работает новое заднее крыло. Полагаю, его эффективность будет меняться от трассы к трассе, и нам придется корректировать определенные параметры, чтобы результат всегда был примерно одинаковым.
Вопрос: В каких-то ситуациях крыло может работать более эффективно, в каких-то – менее эффективно?
Джеймс Ки: Совершенно верно. Поэтому надо будет точно рассчитать, на каком расстоянии до движущейся впереди машины разрешить применение этой системы. Но ограничение будет действовать только во время гонки, но во время других сессий уик-энда крыло можно будет использовать свободно.
Вопрос: Для повышения максимальной скорости будет использоваться еще и система KERS. А когда можно будет нажимать на кнопку, меняющую угол атаки заднего крыла? Тоже на прямых, на высоких скоростях? Тогда гонщику придется нажимать слишком много кнопок.
Джеймс Ки: Да, нас это тоже беспокоит. Но в этом сезоне мы уже использовали регулируемое переднее крыло и аэродинамический воздуховод, так что в следующем году работы у гонщиков не прибавится. Ваш вопрос вполне уместен, и с инженерной точки зрения мы должны максимально облегчить гонщику задачу по активации всех этих систем. Кнопки активации будут вынесены на руль. В любом случае, это тоже часть работы гонщика.
Вопрос: За которую ему очень хорошо платят…
Джеймс Ки: Тот, кто лучше справится с этой работой, будет быстрее на трассе.
Вопрос: В следующем году будут отменены двойные диффузоры. А что будет с системами нижнего выхлопа, взаимодействующими с диффузорами? Они останутся?
Джеймс Ки: Сложный вопрос, поскольку мы не испытывали такие решения на машине, хотя моделировали их при помощи технологий вычислительной гидродинамики. Да, они будут отличаться от того, что мы видели в этом году, поскольку новые правила, насколько мне известно, позволяют немногое.
Если посмотреть на некоторые версии диффузоров, то их внешние элементы, которые находятся рядом с задними колесами, сконструированы так, чтобы определенным образом взаимодействовать с потоком выхлопных газов. Машина Williams – хороший тому пример. В 2011-м эти системы будут менее эффективны, но могу предположить, что кто-то найдет некое интересное решение, а остальные попытаются его скопировать. Но, полагаю, все это будет заметно отличаться от того, что мы видели в 2010-м.
Вопрос: Столкнулись ли вы с каким-то неожиданностями в ходе первых тестов резины Pirelli?
Джеймс Ки: Те шины, с которыми нам довелось работать на тестах, не вызвали нареканий. Резина соответствовала нашим ожиданиям. Профиль задних шин несколько более круглый, а передние, по-моему, очень похожи на Bridgestone, но их профиль более прямоугольный.
Вопрос: Как в целом прошли тесты в Абу-Даби?
Джеймс Ки: Насколько мы смогли понять, задние шины показались нам непривычно мягкими. Передние ведут себя примерно также. Но многое будет зависеть от того, какие составы будут окончательно выбраны для следующего сезона, и тогда мы адаптируем нашу новую машину с учетом их особенностей.
Когда в ходе тестов мы получили первые данные, нам сразу показалось, что поведение задней части машины стало намного менее стабильным. Но чем дольше мы работали и чем больше информации получали, тем мы лучше приспосабливались к новой резине. Она несколько хуже держит трассу, но, по-моему, разница не столь велика.
Вопрос: В следующем году Pirelli собирается в ходе сезона проводить какие-то свои тесты.
Джеймс Ки: Да, я об этом слышал.
Вопрос: В Pirelli говорили, что у них подписан контракт с Toyota, и они будут продолжать тестовую программу в ходе всего сезона.
Джеймс Ки: Думаю, что это очень хорошо.